Страх и ненависть в рядах страховщиков

В связи с сокращением объемов машин, продаваемых в кредит, а соответственно, и страховых премий, страховщики начинают войну за место в салонах автодилеров, надеясь перетянуть на себя рынок, связанный с обслуживанием и ремонтом проданных машин. По словам представителей страховых компаний, свою лепту в этот процесс вносят и дилеры, заинтересованные в росте доходов своих СТО, а следовательно, и в тех партнерах-страховщиках, которые могут обеспечить наибольший приток ремресурса и стабильные выплаты возмещений.

По оценкам экспертов, в 2008 году наиболее активными игроками в сегменте партнерского канала продаж автотранспорта в кредит в Новосибирске и СФО в целом были «Ингосстрах», «Цюрих-Ритейл», «Ресо-Гарантия», ВСК, «Уралсиб», МСК, «Югория», «Росстрах». В ряде регионов в это число входила компания МАКС. С весны прошлого года также активизировался «РГС-Сибирь», который начал осваивать эту нишу рынка.

Как пояснили «КС» сразу в нескольких страховых компаниях, ведущие автосалоны Новосибирска пересматривают список своих партнеров-страховщиков. Такая работа в частности ведется в «Автолэнд-Сибирь», «Автомир-Новосибирск», «Сибтрансавто-Новосибирск».

Обострение борьбы за место в автосалонах страховщики объясняют следующим образом. «Некоторым дилерам в связи с резким падением объемов продаж ремонтные работы сегодня приносят до 80% прибыли. Как результат, уходит время игр в тарифы и гонки за потребителем. Основным акцентом в работе автосалонов становится выживание, а этого можно добиться только в том случае, если они будут загружать свои станции техобслуживания. Сейчас все дилеры смотрят, как страховщики будут работать по выплатам, — это удачное время для того, чтобы потеснить с рынка старых игроков. Думаю, что в проигрыше окажутся те, у кого был небольшой портфель по каско, подпорчен имидж и кто не сможет в полной мере выполнять свои обязательства перед клиентами», — рассказывает заместитель директора по страхованию филиала ООО «РГС-Сибирь» «Управление по Новосибирской области» Евгений Кащеев.

Гендиректор Агентства страховых споров Максим Седов считает, что передел рынка страхования машин в автосалонах Сибири уже в самом разгаре. Страховые компании, получавшие основной приток наличности за счет страхования кредитных машин, лишились данного источника поступлений. При этом бремя обслуживания принятых на страхование рисков в период кризиса не облегчилось: потребители страховых услуг стали еще более заинтересованы в том, чтобы максимально реализовать все возможности страхового продукта. Страховщики, непредусмотрительно полагавшиеся на автокредиты, могут оказаться в затруднении. На стороне потребителей находятся и автодилеры. Ремонт автомобиля на гарантии должен быть сделан в авторизованной СТО, а значит, оплачен по ценам СТО страховой компанией. В этой связи для автосалонов становится более актуальной именно платежеспособность страховых компаний, прямо влияющая на прибыль от ремонтных услуг. «Беспроблемность» при урегулировании убытков является для страховых компаний основным преимуществом в нынешних условиях, — говорит Максим Седов. — Компании, не допустившие в период предшествовавшего благоденствия грубых управленческих ошибок и диверсифицировавшие источники поступлений наличности, смогут потеснить лидеров, воспользовавшихся своим весом для того, чтобы стать монопольным страховщиком кредитных автомобилей».

Руководитель отдела по работе с нестраховыми партнерами Новосибирского филиала ОАО «Росстрах» Артем Леконцев также ожидает дальнейшего сужения рынка, которое приведет к ужесточению конкуренции среди страховщиков в сегменте партнерских продаж. А директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Новосибирске Дмитрий Шевченко прогнозирует, что уже в ближайшее время в салонах останутся только надежные страховщики, которые смогут обеспечивать загрузку станций техобслуживания дилера и в срок оплачивать стоимость произведенных работ. «Если говорить о нашей компании, то мы в сегменте партнерских продаж (страхование машин при продаже через автосалоны) начали активно работать во II квартале 2007 года и за год приросли на 50 млн рублей. На сегодняшний день мы лидируем в двух крупных автосалонах города и занимаем весомые позиции в других. В связи с текущей ситуацией планируем подключить в свою сеть еще ряд крупных партнеров по Новосибирску, — заявляет Евгений Кащеев. — Это обычная работа по перераспределению и захвату рынка существующих клиентов, так как большого притока новых страхователей в среднесрочной перспективе ожидать не приходится».

Парадоксально, но сами дилеры отрицают, что меняют страховщиков-партнеров. В «Автолэнд-Сибирь» «КС» заявили, что «списки не пересматривают. Предпочтение отдается проверенным компаниям, но не более того». В «Сибтрансавто-Новосибирск» говорят, что крупнейшими страховыми партнерами компании, как и раньше, являются «Ингосстрах», «Альфа-Страхование» и СОГАЗ. «Мы по-прежнему предлагаем своим клиентам страхование только в самых надежных страховых компаниях. На данный момент не планируется вносить корректировки в список партнеров-страховщиков компании, — говорит и директор департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций ЗАО «УК «СЛК-Моторс» Ирина Харина. В автоцентре «САН Мастер» также пояснили, что прецедентов для прекращения отношений со страховыми компаниями-партнерами не возникало. «Все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке. Поэтому менять условия работы с существующими страховыми компаниями-партнерами или разрывать отношения без каких-либо видимых причин на сегодняшний день намерений нет», — говорят в автоцентре.

«До сих пор многие дилеры отдавали предпочтение страховщикам, которые при меньшем тарифе предлагают дилеру наибольшее комиссионное вознаграждение. Буду рад, если действительно основным критерием выбора страховщика станет исполнение им обязательств перед страхователями. В конечном итоге от этого выиграют все», — комментирует ситуацию руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в СФО Владимир Голубков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ