Санкт-петербургская компания «Лента» (сеть гипермаркетов) пришла в Сибирь в числе первых крупных федеральных игроков продуктового ритейла. При этом она изначально делала ставку на строительство своих магазинов с нуля. О том, какие форматы сегодня наиболее востребованы, и об особенностях работы с поставщиками корреспонденту «КС» ЮЛИИ ПОЛУНИНОЙ рассказала операционный директор Сибирско-Уральского региона компании «Лента» ХАНА БОДОРИКОВА.
Компания «Лента» открыла свой первый магазин в Сибирском регионе в октябре 2006 года — в Новосибирске. Сейчас в регионе работает шесть гипермаркетов сети «Лента» (четыре в Новосибирске и по одному в Барнауле и Омске). Помимо этого, сегодня идет строительство второго торгового комплекса в Омске (инвестиции в него составляют более 650 млн руб.). Всего в 16 городах России работает 34 магазина сети «Лента». Общая площадь всех торговых комплексов — более 400 тыс. кв. м, в том числе торговая площадь — 270 тыс. кв. м. Сегодня «Лента» попала в список компаний, которым государство оказывает поддержку. — В отличие от многих федеральных компаний «Лента» при выходе в Сибирь выбрала стратегию самостоятельной работы, при этом компания строит все свои торговые комплексы с нуля. Чем обусловлена именно такая стратегия?
— Развитие без использования франшизы — более надежный способ сохранить выполнение стандартов компании. А следование стандартам, соответственно, позволяет использовать в полной мере возможности нашей торговой технологии. Кроме того, инвестиции в строительство гипермаркета слишком велики, чтобы в привлекательных для нас городах быстро находились желающие приобрести франшизу, построить крупноформатный магазин и начать работать. Поэтому мы самостоятельно и строим, и обслуживаем наши гипермаркеты.
— Многие ритейлеры сегодня сталкиваются с проблемами со стороны поставщиков и производителей. Как обстоит эта ситуация в «Ленте»?
— В каждом регионе мы стараемся найти индивидуальный подход и договориться с лидерами местных рынков о сотрудничестве с нами на выгодных условиях, акцентируя внимание на том, что они могут вместе с нами двигаться в другие регионы, выходить на федеральный уровень. Например, в Новосибирске у «Ленты» значительная доля рынка, поэтому со стороны местных товаропроизводителей мы видим большую заинтересованность в работе с нашей компанией. Но даже если в работе возникают проблемные ситуации, новосибирская коммерческая служба предлагает поставщикам сесть за стол переговоров и разрешить все открытые вопросы.
— Как складывается пул поставщиков в вашей сети? Какова в нем доля местных производителей?
— Сейчас доля товаров местных производителей на полках гипермаркетов «Лента» в Новосибирске составляет более 30%. К тому же частью общей политики компании по работе с поставщиками являются сотрудничество и помощь малым предприятиям. В Сибири, например, это реализовано в категориях Fresh Food (молочная продукция, сыр, масло, замороженная продукция, мясная и колбасная продукция). Большая часть продаваемых колбасных изделий и молочных продуктов произведена именно в Новосибирске.
— Сегодня многие продуктовые сети говорят о высокой перспективности собственной торговой марки. Насколько активно ваша компания развивает этот сегмент?
— Товары собственной торговой марки относятся к категории бюджетного ассортимента, который наиболее востребован сейчас. Поэтому мы развиваем СТМ. Если в начале 2008 года оборот товаров СТМ составлял 5% от общего оборота, то в конце года благодаря популярности этих товаров их доля составила 7,5–8%.
— Будете вносить в работу компании какие-то корректировки?
— На мой взгляд, наш формат в ситуации экономической нестабильности в стране дает компании достаточно выгодное положение. Тем не менее сегодня, когда покупатели вынуждены экономить на расходах, большим спросом пользуются товары низкого ценового сегмента. Соответственно, мы будем изменять структуру ассортимента в сторону бюджетных товаров.
— Если говорить о рынке продуктового ритейла в целом — какие форматы здесь будут наиболее перспективными в ближайшее время?
— В связи с происходящими изменениями уровня благосостояния населения наиболее востребованными в России в целом (и в Сибири в частности) будут два формата: «магазин-дискаунтер у дома» и «экономичный гипермаркет». Популярность первого обусловлена желанием покупателей экономить на покупках продуктов питания, а также психологической установкой «меньше средний чек — больше экономия». Наши исследования показывают, что многие покупатели считают, что, покупая в магазинах у дома, они тратят меньше. При этом ценовые мониторинги говорят об обратном. Дело в том, что значительная часть покупателей не ведет учета затрат на покупки, а ориентируется на стоимость разовой закупки, которая в магазинах у дома составляет 200–500 рублей. Конечно, средний чек в гипермаркетах существенно выше. Однако формат «экономичного гипермаркета», в котором работает и «Лента», дает заметную экономию при покупке стандартной потребительской корзины, а также стимулирует покупателей быть более рациональными в тратах. По данным ценовых мониторингов, в среднем по городам присутствия «Ленты» стоимость продуктовой корзины в нашей сети на 11% ниже, чем у ближайших конкурентов. Кроме того, покупки в гипермаркетах совершаются 1–2 раза в неделю, что помогает покупателям планировать их заранее и сводить к минимуму незапланированные траты, возникающие при частом посещении магазинов (например, магазинов у дома). Поэтому наша компания не планирует менять формат в ближайшее время, мы сосредоточимся на его совершенствовании и развитии.
— Каковы главные итоги работы компании «Лента» в Сибири в 2008 году? Довольны ли вы ими? Какие планы на 2009 год?
— В целом для компании прошлый год стал удачным. Объем продаж сети вырос на 54% и составил более 58 млрд рублей. Если говорить о нашей работе в Новосибирске, где на сегодняшний день открыто четыре гипермаркета «Лента», оборот в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007-го вырос на 12%, а прирост покупателей составил 28%. Это определенно хороший результат. И несмотря на все экономические коллизии, в 2009 году мы планируем прирост оборота на 28% (в рублях). Также в этом году мы намерены открыть еще 2–3 магазина. Это как раз тот план, который мы сможем спокойно осуществить за счет собственных средств.