Железная дорога сэкономит на трудоднях

Накануне высокого сезона перевозок по железной дороге руководство Красноярского филиала ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») приняло непопулярное решение — сократить рабочую неделю. По оценкам специалистов КрасЖД, это поможет сохранить коллектив дороги в период кризиса и защитит ее кадровый потенциал. Аналитики уверены, что решение о сокращении рабочей недели принято под влиянием значительного уменьшения объема перевозок по железной дороге за последние месяцы и неутешительных прогнозов на летний период.

Как стало известно «КС», в условиях кризиса Красноярская железная дорога вынуждена сократить рабочую неделю своих сотрудников. Как пояснили в пресс-службе КрасЖД, 2007–2008 годы для Красноярской железной дороги были периодом экономического подъема. Основной фондообразующий показатель — погрузка — достиг рекордной планки за последние 16 лет. Так, за прошлый год Красноярская железная дорога перевезла 82,2 млн тонн различных грузов (рост к 2007 году — 10,8%). По данным Красноярскстата, грузооборот железнодорожного транспорта в Красноярском крае в 2008 году составил 67,4 млрд тонно-километров, что на 7% больше показателя 2007 года. Объем отправленных грузов составил 62,6 млн тонн, что на 14,1% больше, чем в 2007 году. Количество отправленных грузовых поездов по сравнению с предыдущим годом почти не изменилось и составило около 40 тыс. тонн.

«Сегодня на КрасЖД фиксируется снижение погрузки и, как следствие, падение выручки от грузоперевозок», — сообщили в пресс-службе. Впрочем, комментировать то, как может измениться объем грузоперевозок к летнему периоду, в компании не стали. «Для преодоления последствий экономической нестабильности на железной дороге реализуется комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию эксплуатационных расходов магистрали. Понимая, что кризис — явление временное, а подготовка высококлассных специалистов для железнодорожной отрасли требует больших временных и денежных затрат, на КрасЖД принято решение применить в качестве краткосрочной меры сокращение рабочей недели. Это поможет сохранить коллектив магистрали в переходный период, защитит ее кадровый потенциал», — рассказали «КС» в пресс-службе КрасЖД. Планируется, что сокращение рабочей недели вступит в силу с 1 апреля текущего года, согласно разделу 4 Коллективного договора Красноярской железной дороги на 2008–2010 годы (документ является основным в сфере регулирования социально-трудовых отношений). Как уверяют в КрасЖД, сокращение не коснется оперативных служб дороги и никак не отразится на перевозочном процессе. «На дороге сохраняются все социальные гарантии и выплаты, предусмотренные коллективным договором. Продолжается индексация заработной платы: в феврале 2009 года она составила 2,5%. Реализуется программа дополнительного обучения, а в случае необходимости — переориентация и переобучение специалистов. Предусмотрено временное ограничение приема новых сотрудников и перемещение специалистов внутри компании на освободившиеся места со всеми обеспечительными мерами со стороны работодателя», — сообщили в руководстве КрасЖД.

По словам министра транспорта и связи Красноярского края Александра Ядова, в связи со снижением объемов грузовых перевозок с начала года на 30% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) руководством Красноярской железной дороги принято решение перейти на сокращенную рабочую неделю и предоставление работникам частичных отпусков без содержания. Эти меры приняты для сохранения штата работающих специалистов.

На Восточно-Сибирской железной дороге также разработана программа оптимизации затрат, связанных со снижением уровня погрузки и, как следствие, падением выручки от грузоперевозок. «Такая мера, как оптимизация рабочего времени, может выражаться в нескольких вариантах: сокращение рабочей недели, сокращение рабочего дня или предоставление отпуска без сохранения заработной платы ряду сотрудников аппарата управления. На ВСЖД никаких приказов и распоряжений на этот счет не выходило. По инициативе работников дороги предприятия, ВСЖД предоставляет административные отпуска и неполный рабочий день. Железнодорожники понимают, что это необходимые меры, которые не только сокращают эксплуатационные издержки, но и помогают сохранить максимальное количество рабочих мест. В коллективах ведется информационная работа, нацеленная на разъяснение причин кризиса, целей и задач хозяйственной деятельности ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» в сложных экономических условиях», — сообщил и. о. начальника службы по связям с общественностью ВСЖД Аркадий Петшик. «Сокращение рабочего времени не коснется представителей основных специальностей (путейцев, машинистов, локомотивщиков, вагонников, движенцев — тех, кто отвечает за безопасность движения поездов). На сегодняшний день ВСЖД по-прежнему осуществляет перевозки в полном объеме», — говорит он.

В пресс-службе Западно-Сибирской железной дороги отказались комментировать оптимизацию затрат.

По оценкам аналитиков, меры, принимаемые руководством КрасЖД, вполне оправданы. Как считает аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов, решение о сокращении рабочей недели связано прежде всего со снижением объемов грузоперевозок, которое произошло по причине общего спада активности участников экономической деятельности. Общее снижение грузооборота «РЖД» по итогам прошлого года составило порядка 10%, а по итогам 2009 года прогнозируется спад перевозок на уровне 5–20% в зависимости ситуации в экономике. Основное снижение перевозок в данный момент происходит за счет экспортных и транзитных грузов, и, учитывая сокращение объемов производства российских предприятий в конце прошлого года, ситуация имеет тенденцию ухудшения. Товары, обеспечивавшие «РЖД» основные объемы перевозок, — нефть, стройматериалы, металл, уголь и прочее — уже продемонстрировали существенное снижение перевозок и вряд ли еще значительно упадут, однако объемы перевозок в I квартале скорее всего будут плохими.

«С учетом неблагоприятной конъюнктуры на рынке, прежде всего грузоперевозок, сокращение рабочей недели мы считаем временной мерой. В дальнейшем политика руководства КрасЖД будет зависеть от общей ситуации на рынке перевозок. Если падение грузооборота продолжится, не исключен рост увольнений персонала дороги, а сокращенная рабочая неделя в данный момент позволит компании осуществить переподготовку кадров», — говорит аналитик. Согласно планам «РЖД», в течение ближайших трех лет (до 2010 года) будет сокращено порядка 39 тысяч сотрудников, или около 3% численности всего персонала железнодорожного монополиста. «Мы полагаем, что сокращения в той или иной степени затронут все дороги, однако в наибольшей степени оптимизация издержек затронет те участки, где произойдет наиболее активное снижение объема перевозок», — говорит Константин Романов.

По оценкам аналитиков, сегодня у железной дороги нет серьезных проблем. Однако профилактические меры по снижению издержек в данной ситуации — разумное решение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ