Схема производства на «Красфарме» была принципиально убыточной

Гендиректор ОАО «Красфарма» Сергей Шкатов, представляющий интересы нового собственника красноярского завода «Красфарма» — Русской компании химического инжиниринга (РКХИ), — считает, что кризис или новый собственник в сегодняшней ситуации на заводе не виноваты. И хотя сейчас объявлено о массовых сокращениях на предприятии, по мнению топ-менеджера, эти меры позволят в дальнейшем сделать производство «Красфармы» рентабельным. Благодаря чему это произойдет, СЕРГЕЙ ШКАТОВ рассказал корреспонденту «КС» ОКСАНЕ СНИЦАРЬ.

ОАО «Красфарма», бывшее ПО «Красноярский завод медпрепаратов», создано в 1959 году и входит в число крупнейших производителей химико-фармацевтической продукции в России. На сегодняшний день «Красфарма» — единственный производитель пенициллина в России.

РКХИ входит в крупный частный холдинг, основными направлениями ее деятельности являются работа с наукоемкими технологиями и производство. РКХИ является «дочкой» компании Private Limited Company F & F Chemical Trading Limited («Эф энд Эф Кемикал Трэйдинг Лимитед»). В прошлом году РКХИ приобрела у российской фармкомпании «Валента» 50,3% акций ОАО «Красфарма».

— Сергей Николаевич, на этой неделе появилась информация об изменениях в составе акционеров ОАО «Красфарма». 25% акций красноярского завода получило ООО «Научный Исследовательский Институт Прикладной Биологии», 9,87% получило ООО «Бигрейт» и 25% получило ООО «Деловая гильдия». С чем это связано?

— Сделка по приобретению ОАО «Красфарма» Русской компанией химического инжиниринга еще не завершена. Участие перечисленных компаний соответствует условиям плана приобретения. По результатам сделки ОАО «Красфарма» будет принадлежать РКХИ.

— В январе этого года стало известно об остановке предприятия. Чем вызваны эти меры?

— Сегодня изношенное технологическое оборудование не позволяет предприятию рентабельно работать и выйти из двойного кризиса — кризиса фармацевтической отрасли России, усложненного общемировым финансовым катаклизмом. Оборотные средства на исходе, и мы ищем выход из сложившейся ситуации. Наш завод традиционно выпускал дешевые массовые лекарственные формы. После приватизации наладить его работу в новых условиях не удалось. Напомню, что предприятие было банкротом в 1999-м, что 90% оборудования морально и физически необратимо устарело, большая часть линий разрезана на металлолом — не выдержали конкуренции с Китаем. Сегодня предприятие имеет отрицательную доходность, его убыток около 5% в год от оборота. Схема производства, которая была на нем, нежизнеспособна. Она принципиально убыточна. Те же физрастворы разливали в стекло, а не в пластик. Причем эту тару привозили из Воронежа, а это плюс 20% к стоимости. Конечно, это неэффективно для работы предприятия. К тому же есть не урегулированные годами вопросы по аренде земли, по кредитам. Есть вопросы экологии, перехода на стандарты GMP. Хочу еще напомнить, что в 2003 году завод целый год не производил пенициллин. Причина — высокая себестоимость из-за устаревшей технологии производства. Так что никакой кризис или новый собственник в сегодняшней ситуации на заводе не виноваты.

— Каковы планы новых собственников относительно будущего «Красфармы»?

— На прошлой неделе губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сказал о заводе буквально следующее: «Что касается «Красфармы» — это предприятие не сегодня, так завтра закрылось бы как неконкурентоспособное. Ничего нового там развивать не получится». Я с ним согласен почти во всем, кроме последнего, — иначе бы мы не входили в этот проект. Сегодня предприятие продолжает работу. Реализуется программа вывода «Красфармы» из кризиса. Она позволит через 1–1,5 года создать в Красноярске новое высокотехнологичное фармацевтическое производство, которое обеспечит современными, комфортными и безопасными условиями труда 680 специалистов с высшим и средним специальным образованием. Прежде всего планируется переоборудование предприятия в соответствии с европейскими стандартами. Уже закупаются необходимые технологические линии и оборудование. Разработаны все необходимые проекты по реконструкции производственных помещений. Конечно, завод перейдет на выпуск лекарств в новой, современной упаковке. Для этого мы закупаем оборудование в странах Юго-Восточной Азии, в том числе линии асептического разлива перфузионных растворов. В результате снизится себестоимость лекарственных средств, повысится конкурентоспособность. К тому же планируется перестроить систему сбыта, используя в том числе и механизм госзакупок. Соответствующие схемы уже прорабатываются. Кроме того, мы планируем расширить научную деятельность и создать на территории завода технопарк, реконструировав ее. Это позволит не просто сохранить, но и развить научно-технический потенциал, привлечь дополнительные инвестиции. В настоящее время мы ведем переговоры с рядом иностранных партнеров. Инвестиции в развитие предприятия запланированы в объеме $20–24 млн. Все эти меры позволят сделать производство «Красфармы» рентабельным.

— По данным Федерации профсоюзов Красноярского края, программа вывода предприятия на рентабельный уровень предполагает и сокращение числа работников. Названа конкретная дата — 31 марта 2009 года. И количество — порядка 1100 сотрудников ОАО «Красфарма» будут уволены. Так ли это?

— На время реконструкции предприятия на нем останутся 130 человек, которые будут работать в рамках инвестпроекта. Мы планируем разработать и реализовать ряд программ по сотрудничеству с профильными учебными заведениями и научными организациями города. Задолженности по зарплате перед сокращаемыми сотрудниками на «Красфарме» нет. ТЭЦ, снабжавшая завод теплом, будет выведена в дочернее предприятие, 300 человек, работающих на ней, остаются на своих местах, так что ни производство, ни жители Юго-Западного микрорайона, ни город никоим образом не пострадают. В результате реализации проекта в Красноярске вскоре должно появиться новое высокотехнологичное фармацевтическое производство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ