Переход «ЕВРОЦЕМЕНТа» через Урал

Как стало известно «КС», на новосибирском рынке цемента зреет крупный передел. В 2009 году «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» намерен нарастить свою долю здесь с нуля до 33%. И процесс пошел. Посетившая региональный центр в конце января представительная делегация федерального холдинга уже заставила местные предприятия стройиндустрии усомниться в целесообразности дальнейшего сотрудничества с «родным» «Искитимцементом». Некоторые из них уже приняли твердое решение перейти на уральский продукт. В свою очередь глава Группы РАТМ, контролирующей «Искитимцемент», Эдуард Таран очень красноречиво предупреждает «перебежчиков»: «Мы не злые, но у нас хорошая память».

ОАО «Искитимцемент» — единственный цементный завод на территории Новосибирской области; снабжает сырьем большинство строительных организаций, заводов ЖБИ, дорожных комплексов и других потребителей цемента региона. Основной акционер — ПКГ РАТМ; 25% акций принадлежит Росимуществу. По итогам 2008 года предприятие произвело 1,84 млн тонн цемента (105,7% к уровню прошлого года). Компания контролирует порядка 80% рынка цемента Новосибирска.

«ЕВРОЦЕМЕНТ груп» (EUROCEMENT Holding AG) — международный вертикально интегрированный промышленный холдинг по производству строительных материалов. Холдинг входит в восьмерку крупнейших цементных компаний мира, объединяет 16 цементных заводов полного цикла в России, на Украине и в Узбекистане, заводы по производству бетона, ЖБИ и карьеры по добыче нерудных материалов, а также компании, специализирующиеся в сфере промышленного строительства. Производственная мощность холдинга — 37,5 млн тонн цемента, 10 млн кубометров бетона в год. На Урале «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» владеет ЗАО «Катавский цемент» (Челябинская область) и ЗАО «Невьянский цементник» (Свердловская область).

«Сейчас ситуация на российском рынке цемента крайне нестабильная. И чтобы в этих условиях улучшить положение нашей компании, мы приняли решение о выходе на новые для себя рынки сбыта, используя наиболее оптимальные методы и инструменты снижения затрат и издержек. Убежден, что наш приход в новые регионы, в частности, в Новосибирскую область, приведет к росту здоровой конкуренции, а также послужит стабилизации цен и стимулированию потребления. Сибирь для нас — очень интересный регион», — объясняет мотивы выхода на новосибирский рынок сбыта холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» его коммерческий директор Денис Браславский. По его словам, первым регионом сибирской экспансии выбран Новосибирск, где в течение 2009 года «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» намерен увеличить свою долю с нуля до 33%.

По оценке участников рынка, компания уже начала делать успехи. Как рассказал «КС» генеральный директор завода ЖБИ-4 Николай Мочалин, в конце января Новосибирск посетила представительная делегация «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», сделав местным игрокам стройиндустрии предложение, от которого трудно отказаться. «Они озвучили свои предложения перед Новосибирской ассоциацией строителей, и многих руководителей предприятий стройиндустрии эти предложения вполне устроили. Так, их цена одной тонны цемента марки 400 — 2,9 тыс. рублей, причем цифра названа с учетом отсрочки платежа. При этом они дали понять, что на условиях предоплаты тонна цемента будет стоить 2,75 тыс. рублей за тонну, что существенно ниже прайса «Искитимцемента», который продает нам цемент марки 400 за 3,2–3,35 тыс. рублей за тонну на условиях предоплаты», — констатирует господин Мочалин.

Как результат с 1 января завод ЖБИ-4 полностью перешел на уральское сырье. «Еще в январе я пытался договориться с «Искитимцементом» о снижении цены, но безрезультатно. Знаю, что некоторые мои коллеги вели с ними переговоры о бартерных расчетах, но результат тот же. В условиях дефицита оборотных средств, невозможности брать банковские кредиты, при падении объемов производства лично я сделал выбор в пользу предложения «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Такой же выбор, я знаю, сделало абсолютное большинство других участников этого рынка. Разница в цене в 17% — это много», — подчеркивает Мочалин. Ежемесячные потребности компании в цементе составляют сегодня порядка 2 тыс. тонн.

Удивляет ценовая политика «Искитимцимента» и руководителя одного из крупнейших предприятий по производству элементов крупнопанельного домостроения, который пожелал остаться неназванным: «Меня крайне не устраивает ценовая политика «Искитимцемента», который держит в Новосибирске цену на уровне уральских поставщиков, у которых транспортные расходы на поставку цемента составляют порядка 1,1 тыс. рублей на тонну. Считаю, что так работать неправильно, тем более в условиях кризиса. Как результат, «Искитимцемент» имеет то, что имеет: в Новосибирск приходят новые крупные игроки рынка цемента, а традиционный местный производитель теряет партнеров».

Между тем собственник «Искитимцемента», глава Группы «РАТМ» Эдуард Таран убежден в том, что ценовая политика его компании полностью отвечает требованиям новосибирского рынка. «Как говорится, мы не злые, но память у нас хорошая. Я думаю, все, кто будут нарушать сложившиеся деловые традиции на новосибирском рынке, поймут, что принимают стратегически неверные решения. Я считаю, что «Искитимцемент» дает хорошую цену, хорошие условия и соответствующее качество. Мы гибкие и всегда готовы на всевозможные эффективные решения. И надо с нами работать. Например, «Линевский домостроительный комбинат» неожиданно решил приобретать китайский цемент. Пусть теперь потребитель посмотрит на качество его продукции», — заявил «КС» бизнесмен.

Впрочем, руководство Линевского комбината утверждает, что начало работать с китайцами не от хорошей жизни. «Искитимский цемент конкурентоспособен. Я бы с удовольствием с ними и дальше работал, если бы была такая возможность. В сегодняшней ситуации для строителей такие понятия, как дешевый и дорогой цемент, отходят на задний план. Нам просто нечем рассчитываться с поставщиками. А вот китайский цемент, например, можно брать и по бартеру», — пояснил генеральный директор ОАО «Линевский домостроительный комбинат» Сергей Смирнов.

Большинство опрошенных «КС» участников новосибирского рынка стройиндустрии, говоря о «несправедливой цене» искитимского предприятия, признались, что, выбирая альтернативного поставщика, они ни в коем случае не будут ссориться с «Искитимцементом».

При этом отдельные заказчики, даже говоря о невыгодности сотрудничества с искитимским производителем, не торопятся искать альтернативных поставщиков. «Да, может быть, уральский цемент дешевле, но мы патриоты — наш-то завод все-таки искитимский. Что ж, мы сегодня уйдем на Урал, а завтра нам на «Искитиме» скажут: «Ушли? Ну и идите дальше». Не хочется портить отношения с традиционным поставщиком», — говорит главный инженер завода ЖБИ-12 Александр Слаутин.

По мнению же президента Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области Константина Бокова, предлагая более дешевую цену, «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» едва ли сможет обеспечить бесперебойные поставки: «Или мы имеем цемент здесь на месте, который по времени поставляется чуть ли не час в час, или же время поставки с Урала занимает 4,5 суток, а значит, возможны задержки. На мой взгляд, на сегодняшний день цена «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» не настолько интересна, чтобы увести у «Искитимцемента» большую часть крупных клиентов. Хотя, бесспорно, «Искитимцементу» нужно хорошенько подумать о своей ценовой политике».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ