«Сибирь» налетала на долги

На этой неделе авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines) объявила технический дефолт по оферте облигационного займа на 2,3 млрд руб. Но этим проблемы с обслуживанием долгов для компании не ограничились. В связи со сложным финансовым положением авиаперевозчика основные кредиторы «Сибири» намереваются потребовать от нее дополнительного обеспечения по выданным кредитам. Государственная поддержка может решить все финансовые проблемы «Сибири». Однако не исключено, что при этом доля основных акционеров компании будет размыта.

S7 Airlines является второй в России авиакомпанией по объему перевозок. В 2008 году компания обслужила 5,9 млн пассажиров (на 3,4% больше уровня 2007 года). Выручка авиакомпании по РСБУ за девять месяцев 2008 года составила 31,9 млрд руб., чистая прибыль — 157,1 млн руб. Основной акционер — член совета директоров компании Наталья Филева (63,25% акций).

О финансовых проблемах S7 стало известно еще осенью прошлого года. Кредиторская задолженность «Сибири» с 1 января по 30 сентября 2008 года увеличилась с 3,4 млрд руб. до 5,8 млрд руб., краткосрочная дебиторская задолженность за тот же период выросла с 8,5 млрд руб. до 11,1 млрд руб. Тогда же, осенью, стало известно о задолженности авиакомпании перед аэропортами Новосибирска и Челябинска (оба находятся под управлением ООО «Новапорт»). Общая сумма этих долгов составляла около 130 млн руб. О намерении взыскать через суд 65 млн руб. долга за авиатопливо заявлял и Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов». А в конце прошлого года турецкая девелоперская компания Enka потребовала от авиакомпании в суде оплатить полугодовую задолженность в $1,5 млн за аренду офиса в Москве в комплексе, принадлежащем застройщику. К тому же, как сообщает Дальневосточная транспортная прокуратура, у ОАО «Авиакомпания «Сибирь» имеется ряд задолженностей за наземное обслуживание в аэропортах Владивостока (4181 тыс. руб.), Южно-Сахалинска (400 тыс. руб.) и Елизово Камчатского края (1694 тыс. руб.). Также авиакомпания имеет задолженность перед аэропортом Хабаровска.

На этой неделе ОАО «Авиакомпания «Сибирь» допустило технический дефолт, не исполнив во вторник обязательства по выкупу облигаций первой серии. «Сибирь» разместила на ФБ ММВБ по открытой подписке облигации первой серии на 2,3 млрд руб. в 2007 году сроком на пять лет. Организатором займа выступал Банк Москвы. В конце прошлой недели руководство авиакомпании официально обратилось к держателям своих облигаций с предложением реструктуризации обязательств на 2,3 млрд руб., составляющих около 20% ее чистого долга. В компании пояснили, что такое решение принято в связи с неблагоприятной ситуацией на финансовых рынках и ограниченными возможностями по привлечению банковских кредитов. Райффайзенбанк, назначенный агентом по выкупу бумаг, направил держателям облигаций предложение выкупить сразу 20% (460 млн руб.), еще 40% (920 млн руб.) погасить с мая по август 2009 года, а с мая по август 2010 года выкупить еще 40%.

По оценкам аналитика ГК «АЛОР» Натальи Лесиной, инвесторы скорее всего согласятся пойти на реструктуризацию обязательств «Сибири», поскольку другого выбора им не оставили. «Держатели облигаций, конечно, могут отказаться от реструктуризации, но в таком случае они обанкротят компанию и не получат ничего. В случае их согласия компания скорее всего сразу погасит 20% облигаций. Шанс на погашение оставшейся части также велик, поскольку «Сибирь» входит в список системообразующих предприятий, что говорит о возможности госвливаний», — говорит она.

Так же считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Многое будет зависеть от состава держателей облигаций и их собственного финансового положения. Если они согласятся подождать, то компании не составит труда рассчитаться с ними. Ее операционная деятельность налажена. Компания входит в число крупнейших авиаперевозчиков». «В случае банкротства держатели облигаций получат еще меньшие выплаты», — уверен аналитик CiG Андрей Рожков.

У авиакомпании есть 30 дней, чтобы договориться с кредиторами или произвести необходимые выплаты, прежде чем технический дефолт станет просто дефолтом. По словам Натальи Лесиной, «вероятность дефолта минимальна. Недаром компанию включили в список системообразующих предприятий. В крайнем случае «Сибирь» сменит собственника, но банкротство государство вряд ли допустит».

Однако реструктуризация долга по облигациям сегодня является не единственной проблемой авиакомпании. В связи с ухудшением финансового положения «Сибири» банки намерены требовать от нее дополнительного обеспечения по выданным кредитам. Согласно отчетности компании, общая сумма банковских кредитов около 10 млрд руб. Самые крупные кредиторы — Сбербанк (у него в залоге также контрольный пакет акций авиакомпании), ВТБ и «Уралсиб». По оценкам аналитиков, в том случае, если авиакомпания не предоставит допобеспечение, кредиторы могут забрать имущество и акции, находящиеся в залоге.

В «Сибири» отказались от комментариев относительно перспективы найти обеспечение кредитов.
Дополнительное обеспечение финансовыми ресурсами от государства может решить все финансовые проблемы «Сибири». Сейчас авиакомпания включена в список предложенных Министерством транспорта перевозчиков, которым необходима господдержка. По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, руководство «Сибири» в течение двух недель должно представить полный план финансового оздоровления для получения банковских гарантий.

Не исключено, что взамен государство сможет увеличить свой пакет акций в авиакомпании. На этой неделе межведомственная группа по мониторингу за финансово-экономическим состоянием системообразующих организаций поручила Росимуществу совместно с руководством авиакомпании проработать вопрос о проведении допэмиссии. Какую долю «Сибири» может получить государство, пока неизвестно. Впрочем, возможно, что в компанию будут привлечены и новые частные инвесторы, а ее нынешние владельцы — супруги Филевы — могут лишиться контроля над авиакомпанией. Аналитики оценивают возможную допэмиссию в пользу государства как одну из самых эффективных мер помощи компании. По словам Дмитрия Баранова, «увеличение доли государства кардинально не повлияет на работу компании, а в дальнейшем по мере улучшения общей ситуации и роста авиаперевозок частные акционеры могут выкупить госдолю — если и не всю, то ее часть. Сейчас, в условиях кризиса, присутствие государства в капитале компании — не самый плохой антикризисный ход. Это успокаивает и клиентов компании, и ее кредиторов, и поставщиков». Так же считает и аналитик компании «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно: «В этом случае акционеры могут даже выиграть, поскольку в настоящее время капитализация «Сибири» упала почти до нуля и составляет всего около $10 млн. Для государства, очевидно, есть смысл потратить порядка $300 млн, чтобы спасти второго по величине национального авиаперевозчика. После новой эмиссии и реструктиризации долгов доли миноритариев будут размыты. Тем не менее даже размытые доли будут стоить дороже, чем они стоят сейчас. Данные новости мы рассматриваем как позитивные для компании».

Между тем аналитик ИК «Проспект» Ольга Тычкова не исключает, что нынешние акционеры не согласятся с потерей контроля над компанией.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ