«Цепная» экономика

В наступившем году власть имеет все шансы стать не просто одним из рычагов воздействия на рынок, но и его игроком. Государственные инвестиции в реальный сектор экономики способны раскачать рынок, при этом кузбасские власти делают ставку на то, что каждый рубль вложенных государством средств должен сработать сразу в нескольких отраслях, создав своего рода экономическую цепную реакцию. Роль «локомотива» при этом отдана строительному комплексу.

«Строительная отрасль выбрана «локомотивом» для спасения региональной экономики потому, что строительство тянет за собой работу еще более 20 смежных отраслей и стимулирует внутренний спрос», — полагает кузбасский губернатор Аман Тулеев. В 2009 году из бюджетов всех уровней в строительство на территории Кемеровской области будет вложено 9,2 млрд руб. (в 2008-м — около 8 млрд руб.). «Если по строительству все «срастется», то будет обеспечен работой и Западно-Сибирский меткомбинат, — сказал «КС» начальник управления промышленности администрации Кемеровской области Юрий Ударцев. — Вслед за металлургами подтянутся и угольщики, и машиностроители».

Сейчас, по данным областного департамента промышленности и энергетики, промпредприятия Кузбасса работают, но с меньшей загрузкой, чем в начале прошлого года. В частности, на Новокузнецком металлургическом комбинате (НКМК) мощности предприятия задействованы на 75%, на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ЗСМК) — на 62%.

Падение металлургического производства на территории Кузбасса первыми ощутили энергетики. По их данным, спад энергопотребления в Новокузнецке (где в основном сосредоточены металлургические предприятия Кузбасса) начался в сентябре прошлого года. Но и в начале 2009 года, несмотря на то что загруженность мощностей НКМК и ЗСМК, принадлежащих «Евраз Груп С. А.», несколько возросла (в ноябре она была немногим более 50%), увеличения энергопотребления промышленными объектами региона в целом не наблюдается.

Спасти металлургов в нынешней ситуации, по мнению кузбасских властей, можно, повысив спрос на их продукцию. Для НКМК спасительной соломинкой может стать контракт на поставку рельсовой продукции для высокоскоростных магистралей ОАО «РЖД», если такая договоренность будет достигнута. А вот для ЗСМК, производящего, в частности, строительную арматуру, вливание средств в строительную отрасль будет означать увеличение объема заказов. Именно в этом направлении власти могут влиять на формирование спроса на металлургическую продукцию.

Пока же, например, угольщики либо не приняли инвестиционных планов на 2009 год, либо приняли их с заметным сокращением. В частности, инвестиционная программа ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» на 2009-й составит 4 млрд руб. — почти в четыре раза меньше уровня 2008 года (15,1 млрд руб.).

А вот компания «СДС-Уголь» из-за сложной ситуации со сбытом своей продукции была вынуждена урезать вложения в развитие производства уже в 2008 году. Инвестпрограмма компании вместо заложенных 5,9 млрд руб. по факту составила 4,1 млрд руб. По мнению экспертов, такая корректировка планов по ходу их исполнения была вызвана не только изменением уровня спроса (80% своей продукции, или 8,2 млн тонн угля, «СДС-Уголь» направил на экспорт), но и падением цен как на коксующиеся, так и на энергетические угли. «Сейчас нас спасает только экспорт, но, как только будут повышены железнодорожные тарифы, это направление сбыта тоже может оказаться убыточным», — признался один из сотрудников компании.
Наибольшее сокращение уровня инвестиций, по прогнозам, ожидается в компаниях, основным профилем деятельности которых является добыча углей коксующихся марок. Сейчас уже известно, что ОАО «УК «Южный Кузбасс» (Группа «Мечел») снизило в 2008 году уровень добычи к уровню 2007 года почти на 3,563 млн тонн (до 14,877 млн тонн). ЗАО «Распадская угольная компания» снизило объемы добычи угля в 2008 году на 4,141 млн тонн угля (до 9,4 млн тонн — это даже меньше, чем в 2003-м, на 200 тыс. тонн). «Распадская» пока не озвучивала производственных и инвестиционных планов на 2009 год, однако в конце прошлого года кузбасский губернатор Аман Тулеев заявил, что в 2009-м инвестиции «Распадской» могут оказаться в восемь раз ниже, чем в 2008-м (в прошлом году они планировались в объеме 8 млрд руб. При этом в компании также не уточняют, в каком объеме была выполнена инвестпрограмма 2008 года). Генеральный директор ЗАО «Распадская угольная компания» Геннадий Козовой тем не менее полагает, что компания сохраняет свои позиции одного из ведущих производителей коксующегося угля. «С учетом временного снижения объемов продаж мы уже предприняли дополнительные меры по контролю над издержками, эффективному управлению финансовыми рисками и ликвидностью. Мы рассчитываем на постепенное восстановление спроса со стороны металлургов», — отмечает он.

А вот кемеровское ОАО «Кокс» (входит в Промышленно-металлургический холдинг) уже отмечает пусть и небольшой, но рост спроса на продукцию предприятия. Об этом, в частности, заявил управляющий директор «Кокса» Сергей Дьяков. По сравнению с 2007 годом объем производства кокса увеличился на 158,4 тыс. тонн (6,7%), смолы — на 7,8 тыс. тонн (7,7%), бензола — на 0,7 тыс. тонн (2,3%). «Но главные надежды мы возлагаем на скорейший запуск комбината «Уфалейникель» (также входит в Промышленно-металлургический холдинг. — «КС»), это позволит нам увеличить объем производства, снизив себестоимость», — говорит Сергей Дьяков.

Для угольщиков, добывающих энергетические угли, пока подспорьем остаются, несмотря на снижение угольных цен, морозы и экспорт. Нынешние холода оказались как нельзя более кстати. «Для угольщиков морозы — к деньгам», — говорит кузбасский губернатор. При этом Аман Тулеев отмечает, что для нужд отечественной энергетики уголь отгружается в полном объеме, а вот от падения доходов от экспорта угля может пострадать и бюджет региона. «Для нас экспорт важен тем, что на этом направлении областной бюджет получает больше денег, чем от продаж угля на российском рынке, — сказал кузбасский губернатор. — Поэтому для наших угольных компаний важно не упустить нишу на мировом угольном рынке». Возможно, именно поэтому только за первую декаду 2009 года предприятия и компании Кузбасса увеличили экспорт угля на 10%. За первые 10 дней этого года объемы поставляемого на экспорт угля составили 2,2 млн тонн. По итогам прошлого года Кузбасс экспортировал 80,8 млн тонн угля (44% от общего объема угледобычи в регионе).

Машиностроение Кемеровской области по большей части завязано на угледобычу. В частности, угольное машиностроение является основой деятельности Юргинского машиностроительного завода, который в 2008 году впервые за последние несколько лет работал без убытков, показав 15%-ный рост производства. Сейчас заводу выделен кредит из областного бюджета в 50 млн руб. (на изготовление двух комплексов для шахты «Заречная»). Кроме того, кузбасский губернатор пообещал оказать предприятию помощь в получении кредита из федерального бюджета в сумме 6 млрд руб. на изготовление горно-шахтного оборудования для угольных предприятий Кузбасса.

Основная проблема машиностроителей, с точки зрения Юрия Ударцева, сейчас в том, что угольщики не платят за уже поставленное им оборудование, в то время как объемы производства самих кузбасских машиностроителей за прошлый год заметно выросли. У того же «Юрмаша» объем товарной продукции в денежном выражении за прошлый год составил 3,5 млрд руб. (рост на 15% к 2007 году), а предприятия компании «СДС-Маш» произвели продукции почти на 17 млрд руб., что на 35% больше, чем в 2007-м. Из этой суммы продукции почти на 16 млрд руб. выпустило основное предприятие холдинга — ОАО «Алтайвагон» (Кемеровский и Рубцовский филиалы). Изо всего товарного ряда машиностроительных предприятий холдинга снижение в прошлом году было отмечено по производству вагонов. Это, по словам представителей «СДС-Маша», произошло из-за спада покупательской способности потребителей в конце 2008 года.

Упомянутые тенденции в экономике региона могут привести к существенным структурным изменениям на рынке труда в Кузбассе. Губернатор не исключает, что сокращения трудящихся в основных отраслях промышленности региона (уголь, металлургия, машиностроение) все же будут, несмотря на все предпринимаемые региональными властями меры. Аман Тулеев уверен, что инвестиции в строительство могут помочь решить и эту проблему.

Именно поэтому региональные власти намерены направить средства всех бюджетных жилищных программ на новое строительство: на развитие собственно строительной отрасли, а также на запуск производственной цепочки, которая способна поднять и поддержать поочередно все основные отрасли региональной экономики. Ну и подстраховка на случай сокращения рабочих мест, например, в металлургии.
Насколько действенными будут подобные меры, насколько эффективной окажется региональная власть в качестве нового игрока рынка, соинвестора производственных программ реального сектора экономики, эксперты пока затрудняются прогнозировать. Производственники также пока заняли активную выжидательную позицию. С одной стороны, ссориться с властью в нынешних условиях нет никакого резона. С другой — они пока еще не получили тех средств, о которых заявил кузбасский губернатор.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ