Груз в дефиците

Благополучный старт в начале года для железнодорожной отрасли сменился во втором полугодии замедлением темпов развития и сокращением объемов перевозимых грузов. По всей сети ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») погрузка грузов по сравнению с 2007 годом сократилась на 3% — до 1,304 млрд тонн. Впрочем, на фоне общих показателей по сети итоги грузоперевозок по железным дорогам в Сибирском регионе выгодно отличаются.

«РЖД» снижает обороты

До октября прошлого года, когда ОАО «РЖД» впервые снизило темпы роста объемов грузоперевозок, железнодорожный транспорт демонстрировал стабильную положительную динамику. Объемы грузовых перевозок по российским железным дорогам в январе–октябре 2008 года возросли на 1,2% и составили более 1 млрд 127 млн тонн. Однако в декабре 2008 года было погружено 85,9 млн тонн грузов (-30,6 млн тонн грузов к декабрю 2007 года). Произошло снижение погрузки каменного угля на 7%, кокса — на 11,1%, нефти и нефтепродуктов — на 8,7%. Грузооборот в декабре 2008 года составил более 179 млрд ткм (–15,1%). Прогнозы руководства ОАО «Российские железные дороги» по снижению показателей погрузки в 2008 году подтвердились. Погрузка грузов по всей сети в прошлом году по сравнению с 2007 годом сократилась на 3% — до 1,304 млрд тонн. Впрочем, несмотря на вызванный мировым кризисом спад перевозок в IV квартале, ОАО «РЖД» выполнило в целом по году рекордные объемы грузооборота (2,4 трлн ткм) и пассажирооборота (свыше 175 млрд пкм).

Красноярский рост

По сравнению с общими показателями компании результаты работы сибирских филиалов ОАО «РЖД» более позитивны. Так, Красноярская железная дорога перевезла за прошлый год 82,2 млн тонн различных грузов (рост к 2007 году 10,8%). Динамика погрузки стала рекордной для КрасЖД за последние 16 лет. Наибольший прирост произошел в погрузке энергетических углей. Перевозки угля на Красноярской дороге в прошлом году выросли по сравнению с 2007 годом на 21,6% и составили 44,3 млн тонн. Значительный рост наблюдался и в сегменте высокодоходных грузов. Так, перевозка нефти и нефтепродуктов увеличилась на 6% (до 12,1 млн тонн), цветных металлов — на 2,5% (до 1,370 млн тонн). По словам коммерческого директора завода «РУСАЛ-Красноярск» Олега Хендогина, «в связи с тем, что КрАЗ впервые в 2008 году произвел 1 млн тонн алюминия, объем перевозок по железной дороге вырос на 15%. В 2008 году по железной дороге завод «РУСАЛ Красноярск» отправил более 1 млн тонн грузов. А это более 13 000 вагонов, которые мы отправили с алюминием и его сплавами. Кроме того, для перевозки нашей продукции задействовано более 14 700 единиц контейнеров. Имея многолетний опыт сотрудничества, мы отмечаем положительные изменения, которые происходили в работе «РЖД» в 2008 году. Принятые меры позволили повысить эффективность работы железной дороги, что для нас как для постоянных клиентов и партнеров «РЖД», безусловно, актуально», — говорит он.

Впрочем, несмотря на положительную динамику перевозок на КрасЖД, по некоторым видам грузов в прошлом году было отмечено снижение объемов погрузки. Так, сократились поставки железной руды по Красноярской железной дороге — с 4,7 млн тонн в 2007 году до 4,5 млн тонн в 2008 году. В конце прошлого года металлургические предприятия, для которых железная руда является сырьем, снизили объемы производства. Заметно снизились объемы перевозок лесных грузов на КрасЖД. Если в 2007 году этот показатель составлял 5,8 млн тонн, то в 2008 году погрузка упала сразу на 1 млн тонн. Это на КрасЖД связывают со значительным повышением таможенных пошлин на вывоз круглого леса, которое произошло весной прошлого года, а также с сокращением количества таможенных постов в регионе, работающих с данным видом экспортной продукции.

Восточное спокойствие

На Восточно-Сибирской железной дороге (ВСЖД) сокращение объемов грузооборота (на 6%) было зафиксировано в октябре прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года было перевезено на 500 тыс. тонн груза меньше. По словам начальника ВСЖД Анатолия Краснощека, в условиях экономического кризиса предприятия стали меньше подавать заявок на грузоперевозки. Всего в 2008 году рост погрузки на ВСЖД составил 1,1% (в 2007 году ВСЖД перевезла более 75 млн тонн различных грузов). При этом грузооборот на ВСЖД за 10 месяцев прошлого года составил 11,3% и стал одним из лучших показателей по всей сети железных дорог. Основную долю в перевозке грузов Восточно-Сибирской железной дороги составляют железная руда, уголь, продукция лесопромышленного комплекса, строительные и нефтяные грузы. По данным пресс-службы ВСЖД, на 20,8% больше, чем в 2007 году, перевезено угля, на 9,3% — промышленного сырья. На 1,2% возросла погрузка строительных грузов, на 2,3% — углеводородного сырья. Перевозка нефтяных грузов выросла на 2,3%. Впрочем, следует ожидать, что после завершения строительства трубопровода Восточная Сибирь–Тихий океан (строительство первой очереди планируется завершить в декабре 2009 года) объемы перевозки этих грузов на ВСЖД будут снижаться.

Западно-Сибирская надежда

На Западно-Сибирской железной дороге (ЗСЖД) не стали раскрывать показатели грузоперевозки за 2008 год. Впрочем, по данным за 11 месяцев 2008 года, на Западно-Сибирской магистрали с начала прошлого года наблюдалась положительная тенденция роста объема перевозок. Так, всего в январе–ноябре на дороге погружено 239 687,7 тыс. тонн грузов, что составляет 101,1% по отношению к 11 месяцам 2007 года. Погрузка строительных грузов составила 11 855,9 тыс. тонн с ростом на 4% к факту 2007 года. Зерна было погружено 1777,6 тыс. тонн, или 116,6% к факту 2007 года.

Перевозки нефтегрузов, цветных металлов и продуктов перемола за 11 месяцев текущего года также превысили уровень прошлого года: на 14%, на 12,6% и на 8,8% (составив 12 196,6 тыс. тонн, 192,8 тыс. тонн и 1368 тыс. тонн соответственно).

Более половины всех грузоперевозок по ЗСЖД обеспечивается Кузбасским отделением ЗСЖД. В 2008 году коллектив Кузбасского отделения ЗСЖД отправил потребителям 181,2 млн тонн угля. Это на 953 тыс. тонн больше, чем было отправлено в предыдущем году.

Новосибирским отделением ЗСЖД за прошлый год было отправлено 15 154 тыс. тонн грузов, что на 4,7% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Грузооборот за 12 месяцев 2008 года составил 80 953 млн ткм (рост на 2,2% по сравнению с прошлым годом). На Омском отделении дороги было отправлено в различные регионы страны около 16 млн тонн грузов, что на 1,4% больше, чем в 2007 году. В течение прошедшего года отправление нефтегрузов — основного груза на Омском отделении Западно-Сибирской железной дороги — выросло на 9,2% по отношению к 2007 году и составило более 11,3 млн тонн.

Неочевидные перспективы

На прошлой неделе Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service поместило рейтинг «РЖД» в списки на возможное понижение. Это решение, по мнению специалистов Moody’s, отражает ухудшившиеся финансовые и экономические условия, которые могут повлиять на операции компании и ее способность привлекать кредиты. Предварительные результаты погрузки на железной дороге за первые недели января показывают существенное снижение: «РЖД» перевезено на 36% грузов меньше, чем за тот же период 2008 года.

В самой компании не исключают, что падение грузоперевозок «РЖД» в 2009 году может составить от 6% до 19%. Аналитики ИК «ФИНАМ» полагают, что с учетом индексации тарифов с 1 января на 5% падение физических объемов перевозок в январе может составить 22%. При этом аналитики прогнозируют, что по итогам года объем перевозок может снизиться на 20–30%.

Предсказывают снижение объемов грузоперевозок и грузоотправители. По словам коммерческого директора ОАО «СУЭК» Игоря Грибановского, «наша компания вывозит уголь в соответствии с утвержденным планом перевозок, в декабре и январе наши объемы значительно превышают месячные показатели III квартала 2008 года. Однако я вынужден признать неизбежность существенного снижения объемов перевозок с февраля–марта в условиях существующей тарифной политики в отношении перевозок угля».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ