Ритейл «мелкой нарезки»

В 90-е годы структуру и визуальный стиль промтоварной розницы формировала «мелкая нарезка» — вереницы перегородок, превращавшие бывшие кинотеатры и клубы в неуклюжее ученическое подобие торговых пассажей. Все последующее десятилетие такая компоновка торговых площадей неуклонно становились анахронизмом. Казалось, и ритейлерское сообщество, и публика навсегда привыкли к большим, капитально обустроенным, эстетически цельным торговым пространствам. И вот, когда привыкание уже выглядело бесспорным, полузабытая реалия прошлого десятилетия — «мелкая нарезка» арендных площадей — вернулась в Новосибирск.

«Ретроанатомию» получили объекты, позиционировавшиеся как образчики современной, крупноформатной торговли. В декабре 2008 года ячеистую структуру приобрел третий этаж торгово-развлекательного центра «Москва», покинутый детским сетевым супермаркетом «Банана-мама». А потом тенденцию зафиксировало новое амплуа торгового блока бизнес-центра на Советской, 64, прежде занимаемого магазином «Снежная Королева»: как стало известно, в этих стенах в течение ближайшего месяца поселится ярмарка автозапчастей.

Эксперты «КС» считают возвращение «мелкой нарезки» предсказуемым, преходящим, но явно не позитивным явлением. Появление на месте «Снежной Королевы» классической автоярмарки — с характерной (от 5 кв. м) структурой арендованных площадей — факт тренда, который управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков определяет термином «децивилизация». По его мнению, это вовсе не феномен, а вполне предсказуемое явление. «Децивилизация — это процесс, происходящий на потребительском рынке при каждом экономическом кризисе, — подчеркивает Сергей Дьячков. — Премиумный и среднеценовой товар заменяется на дешевый, сервисные предложения становятся проще. Логично, что тот же процесс начинается и на сопряженных рынках — в сфере коммерческой недвижимости в том числе. Арендаторы концептуальные, высокостатусные меняют приоритеты или отказываются от предложения. И их на пустующих площадях заменяют арендаторы низкоценовые. На смену большим салонам с весомой имиджевой составляющей приходят торговые конгломераты «мелкой нарезки», продающие более приземленные, более востребованные массами вещи».

При том что ярмарка автозапчастей менее «зрелищный» арендатор, нежели федеральный fashion-универмаг, само появление этого формата в это время и в этом месте эксперты встретили одобрительно.

«Появление комплекса, торгующего автозапчастями, в принципе, протестов не вызывает, — говорит директор ГК Antigo Антон Терещенко. — Я как автовладелец открытие такого центра воспринимаю позитивно. Вполне нормально, что площади, пустовавшие после переезда «Снежной Королевы», будут заняты таким проектом. Конечно, можно было бы ждать, пока в это помещение въедет крупный арендатор, сопоставимый со «Снежной Королевой» по уровню и профилю. Но дело в том, что у модных ритейлеров как раз изменились приоритеты, у них теперь другой взгляд на стрит-формат, им более интересны площади в торговых центрах. Тем более что сейчас свободных площадей в ТЦ стало больше».

Для сервисных операторов, работающих в больших офисных центрах и торговых комплексах, смена соседа — непраздный вопрос. Появление рядом арендатора с другим профилем меняет контекст среды и может отразиться на бизнесе операторов-старожилов. Ближайший сосед будущей автоярмарки — популярный ресторан «Фенимор Купер». По оценке управляющего этого ресторана Валерии Некрасовой, появление на месте «Снежной Королевы» комплекса по продаже запчастей не омрачит жизнь «Фенимора Купера», но прежний сосед был все же выгоднее. «Люди, приезжавшие в «Снежную Королеву», часто заходили и к нам, — объясняет госпожа Некрасова. — Модный шопинг более располагает к попутному посещению ресторана, нежели покупка автозапчастей. Ведь человек, приезжающий за запчастями, находится в другом эмоциональном состоянии. Он более «загружен», сосредоточен на своих проблемах. Он вряд ли зайдет в ресторан «экспромтом», по пути. Гораздо вероятнее, что для него посещение этого здания ограничится именно автоярмаркой. Но, повторю, для нас это не является большой проблемой — ресторан известен, круг лояльности сформирован. Наконец, не стоит забывать, что и автоярмарка способна дать нам какую-то дополнительную долю посетителей».

По мнению Антона Терещенко, для проекта такой тематики не критична пресловутая «мелкая нарезка»: «Ведь запчасти — товар разнообразный. Там есть и громоздкие вещи, и мелочевка. Так что если площадь салонов вариативна, это нормально».

А вот раздача мелким арендаторам третьего этажа ТРЦ «Москва» — это, по оценке Терещенко, примета совсем не позитивная. «Такая метаморфоза — свидетельство концептуального старения этого объекта, — констатирует он. — В новом, изменившемся рейтинге торговых центров «Москва» из флагманской пятерки переместилась во второй эшелон».

Впрочем, специалисты по исследованию рынка подчеркивают, что децивилизация, несмотря на брутальное звучание самого термина, не является чем-то роковым и страшным. «Эти процессы и в Европе происходили, и в Азии, и в США, — говорит Сергей Дьячков. — Они могут затянуться на полтора–два года, так что список «опростившихся» объектов коммерческой недвижимости пока открыт и будет пополняться. Потом вновь начнется развитие современных форматов. Естественно, это в некотором смысле будет возвращение на оставленные позиции».

Прямая речь

Арендатор мельчает?

Наталья Патрина,
директор сети ТРЦ «Континент»:

— Аренда в мелкой нарезке — мера, бесспорно, нерадостная и вынужденная. Но арендодатели в жестких обстоятельствах имеют минимальное поле выбора — либо стоически сохранять концепцию, либо выживать. «Москва» старается выживать. В принципе это вызывает уважение, при том что в данном ТРЦ немало спорных черт. Конечно, можно упорно ждать, придерживать свободные площади до пришествия федеральных арендаторов — больших, престижных. Но сетевые операторы вообще очень долго принимают решения по региональному присутствию, а сейчас они и вовсе стараются никаких решений не принимать. Так что, пока на горизонте нет «федералов», предлагать площади «чепистам» вполне разумно. Хотя, конечно, не хочется, чтобы до этого доходило».

Ирина Данцаранова,
директор маркетингового агентства «Фабер:

— Такая «мелкотравчатая» компоновка третьего этажа не на пользу «Москве». Этот полутемный лабиринт клетушек-салончиков психологически отсекает посетителя от четвертого этажа, перерубает трафик, который сформировался там ранее, и девальвирует достижения его «магнитных» арендаторов. И даже когда все мелкие секции третьего этажа заполнятся, эффект от этого может быть весьма двусмысленным. Мелкие салоны — это особая среда: низкоценовой товар, дешевая отделка, маргинальный облик торгового оборудования. Все помнят, как выглядит промтоварная ярмарка. Если в «Москве» расцветет такое — имидж и статус торгового центра явно пострадает.

Елена Паночевных,
учредитель IPgroup:

— В том, что на месте «Снежной Королевы» появился не магазин одежды, не салон дизайнерской мебели, а такой вот негламурный формат, есть своя логика. У красивых и продвинутых проектов сейчас просто нет денег на аренду площадей. И в данный момент арендодатели готовы сдавать свои квадратные метры хоть кому-нибудь. Да хоть под выставку кошек! Главное — чтоб «квадраты» не пустовали. И, как ни странно, такие брутальные операторы, как продавцы автозапчастей, сейчас более платежеспособны. Ведь вся «концептуалка» жила на кредитных деньгах; а у этих, напротив, никаких кредитных, виртуальных денег — только «живые и мозолистые», возможно, с невнятной предысторией, но реальные. У таких операторов практически нет имиджа, нет бренда, и даже административный статус их весьма туманен. Но у них есть наличка, есть товарное предложение — потому они и интересны арендодателям. Думаю, к весне мы увидим еще более удивительные варианты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ