«Пищевка»: все будет хорошо?

В период нестабильности на рынке у большинства предпринимателей есть уверенность в том, что сектор АПК — наиболее стабильная отрасль. Тем не менее уже в самом начале кризиса некоторые компании приостановили сельскохозяйственные проекты и начали внедрять комплекс мер по оптимизации производства. Эксперты пока не нашли единого ответа на вопрос, какими будут потери пищевиков в итоге, но почти все полагают, что самое худшее еще впереди.

«У нас все хорошо»

Некоторые игроки пищевого рынка полностью отрицают влияние на них финансового кризиса. В частности, руководство холдинга «Российские мясопродукты» в самом начале негативных изменений на финансовом рынке выступило с заявлением о том, что менять своих планов на 2008–2009 годы не собирается и даже рассчитывает извлечь из кризисной ситуации выгоду. «Наш товар — это товар повседневного спроса. Возможно, кризис и не достигнет той глубины, когда реально повлечет за собой снижение потребительского спроса на продукты питания сегмента эконом, — заявил исполнительный директор холдинга Андрей Плетнев. — К тому же мы выпускаем продукт, ориентированный не на узкую целевую группу, а на потребителей с разным уровнем доходов. На текущую деятельность нашей компании кризис практически не повлиял. Мы изначально, просчитывая варианты своего развития, придерживались консервативной политики в области кредитования и заемные средства использовали только как вспомогательный ресурс под конкретные проекты». Кроме того, положительным фактором для крупных компаний является удешевление ресурсов, которые в прежних рыночных условиях были востребованы развивающимися предприятиями (новое оборудование, строительные материалы, услуги).

Другие полагают, что такая позиция верна лишь отчасти. «Питание является базовой потребностью человека, и существенно уменьшить потребление нельзя, — говорит руководитель по внешним связям ОАО «Вимм-Билль-Данн» Антон Калтыгин. — Из-за экономического кризиса меняется структура потребления, сокращается спрос на десертную продукцию. Изменение структуры потребления сходно с изменением привычки, а это длительный процесс. В первую очередь люди отказываются от каких-то крупных нерегулярных трат, и только в последнюю очередь начинают задумываться о необходимости своих привычек».

К слову, заметив зачатки изменения в структуре потребления, некоторые производители начали пересматривать свой ассортимент. Так поступил, например, Новосибирский мясокомбинат, который прекратил производство некоторых деликатесов и делает акцент на более дешевой колбасе.

Попали в сети

Первая проблема, с которой столкнулись пищевики после наступления кризиса, — взаимодействие с торговыми сетями. Так как ритейл оказался сильнее закредитован и начал страдать от проблем на рынке одним из первых, производители все чаще начали получать письма с просьбами отсрочить платежи за поставленную продукцию. Добавляя к этому, что естественные монополии за свои услуги меньше запрашивать не стали и требуют оплату в срок, пищевики делают вполне логичный вывод, что положение надо менять.

«Сложилась очень нехорошая ситуация для тех производителей, которые поставляют продукцию в большие сети. Идут невозвраты, задержки с расчетами достигают месяцев, — рассказывает директор ЗАО «Кудряшовская агропромышленная группа» Сергей Подойма. — Я говорил со многими производителями, и из них «на коне» те, у кого есть свои фирменные магазины. У тех, кто не зависит от сетей, есть шанс пережить непростую ситуацию на рынке».

По убеждению генерального директора Новосибирского мясокомбината Анатолия Степанова, собственная розница действительно является большим плюсом во время кризиса, но вряд ли многие смогут создать достаточное количество собственных торговых точек — на это не хватит оборотных средств. Поэтому единственным вариантом избежать проблем является оздоровление экономики в целом и грамотное выстраивание отношений внутри всей цепочки от производителя сырья до ритейлера. «Надо включать какие-то новые рыночные механизмы, — говорит господин Степанов. — Если сейчас мы работаем с сетями, задерживающими платежи, и в то же время с поставщиками электроэнергии и прочих ресурсов на условиях предоплаты, то эту «вилку» надо раздвинуть. Если сегодня торговые предприятия нуждаются в оборотных средствах, чтобы рассчитаться с предприятием-поставщиком, то банк должен дать ему кредитные средства. И не на драконовских условиях, задирая ставку и понижая стоимость залога».

В ряде регионов производители начали объединяться в официальные (как Кузбасский мясомолочный союз и Томская Ассоциация пищевиков) или неофициальные коалиции и просить помощи у властей. «В течение длительного времени поставщики, как и банки, выступают кредиторами торговых сетей, — заявляет председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации Дмитрий Терешков. — Но если банки в силу своего статуса и требований нормативных актов могут и обязаны получать достаточно полную информацию об экономическом состоянии заемщиков, то у кредиторов-поставщиков ситуация иная. И здесь кроется опасность возникновения кризиса доверия, который способен негативно повлиять на ситуацию на потребительском рынке. Мы рассчитываем, что действия местных органов власти способны предотвратить такой кризис. Поддержать взаимную информационную открытость и экономическое доверие хозяйствующих субъектов — вполне реальная задача для власти». «Если производителям хочется работать с банком и изучать финансовую отчетность — это замечательно, тем более что у нас она публичная, — парирует генеральный директор сети «Холидей Классик» Александр Захаров. — С другой стороны, это немного другие отношения. Есть особые условия поставки и особые условия оплаты. Сейчас, конечно, есть проблемы, связанные с финансовым кризисом, которые достаточно сильно сказываются и на сетях, и на производителях. Есть популярное разделение на сети и производителей, но это одна цепочка и один организм. Те, кто выстраивает отношения из логики «я производитель, а это мой контрагент», как правило, и терпят какие-то неудобства. Лоббирование своих интересов в местной администрации тоже редко приносит плоды. Какой смысл обращаться к администрации для решения своих хозяйственных проблем? Это не компетенция властей. Какой смысл лоббировать у власти отношения с поставщиками? Сети этого не делают, и, насколько я знаю, производители тоже не имеют большого успеха, так как в конечном итоге не могут даже сформулировать, чего они хотят от власти».

От чего не жаль отказаться

Еще одним шагом после признания осложнений в работе с сетями стала переоценка приоритетных проектов. В середине осени многие компании заявили о том, что откладывают начало реализации некоторых проектов до того момента, «пока не прояснится ситуация на рынке». Чаще всего условно называется 2010 год. Первыми такие заявления начали делать непрофильные инвесторы, для которых сельскохозяйственные проекты не оказались в числе приоритетных. Например, ГК «Титан», основным видом деятельности которой является производство биоэтанола, решила приостановить работу по строительству молочной фермы в Омской области.

Директор компании «БКС Консалтинг» Игорь Ладыгин: «В целом пищевая промышленность понесет меньшие потери, нежели другие отрасли. Все зависит от индивидуальной особенности предприятий, а именно производственных (в каком сегменте рынка, в том числе и ценовом, находится предприятие), финансовых (есть ли возможность привлечь оборотные средства в необходимом объеме, сильно ли закредитовано предприятие)».

Председатель совета директоров компании «Инмарко» Дмитрий Докин: «Те, кто говорит, что их не коснулся кризис, не понимают, что это такое. Они его не видели, потому что он начнется позже. Проблема в дилетантском подходе: если у меня не упали продажи, значит, кризис меня не коснулся. Все с трудом понимают, что такое кризис и почему он возник. Автомобильные дилеры в октябре тоже заявляли о том, что никаких снижений нет. В ноябре у этих дилеров продажи снизились на 30%, а в декабре уже на 50% по отношению к уровню прошлого года. Безусловно, еда — это первично. Колбаса, хлеб и молоко будут продаваться всегда, и спрос на них упадет в последнюю очередь. Но покупательская способность населения имеет большое влияние на рынок. Если начнется коллапс, наверное, люди и молока станут пить меньше».

Компании, работающие на рынке пищевой промышленности, как правило, предпочитают перенести на неопределенный срок реализацию тех проектов, работа по которым еще не начиналась. В частности, на этапе рассмотрения заявки на получение кредита была приостановлена работа над молочным комплексом в Томской области, который собиралась строить «Сибирская аграрная группа». «В данный момент нами принято решение взять тайм-аут (предположительно на полгода) с тем, чтобы оценить, как развивается ситуация на рынке, своевременным ли окажется начало реализации крупного проекта в сложившихся экономических условиях, — сообщил тогда «КС» первый заместитель генерального директора «Сибирской аграрной группы» Тимур Хисматуллин. — Нужно также понимать, что сейчас, по сути, уже открылся зимний сезон, во время которого начинать новое строительство бессмысленно. У «Сибирской аграрной группы» есть ряд крупных инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжаться. В частности, это касается свинокомплекса «Уральский», а также реконструкции Мясокомбината № 5 в Томске. Что до новых проектов, то с ними мы пока повременим».

О том же говорит руководство компании «Вимм-Билль-Данн». «Большую часть масштабных проектов в Сибири мы завершили в 2008 году — модернизацию Назаровского завода, запуск производства детского питания «Агуша» в Омске, приобретение нового оборудования по подготовке молока и линии по розливу соков на «Сибирском молоке», — заявляет Антон Калтыгин. — Во время кризиса меняются приоритеты, первоочередное внимание уделяется повышению эффективности работы, сокращению затрат, а во вторую очередь — инновационным проектам».

По мнению большинства экспертов, проекты, на которых следует сосредоточиться в кризисной ситуации, — те, которые не требуют привлечения большого количества кредитных ресурсов и имеют наименьший срок окупаемости.

Точка зрения

Необходимость диалога сомнений не вызывает

Д. М. Терешков, председатель совета директоров ОАО «Сибирская хлебная корпорация»:

— Если федеральные власти сосредоточились на решении вопросов, связанных с кредитованием десятка крупнейших торговых сетей, то власть местная пытается наладить координацию хозяйственных связей, не допустить кризиса доверия между торговыми сетями и товаропроизводителями. О результативности такой работы пока судить рано, но необходимость регулярного диалога товаропроизводителей и торговых сетей при участии органов власти лично у меня сомнений не вызывает.

Второй вопрос, который необходимо решить, — набор мероприятий, связанных с деятельностью естественных монополий (энергетиков, коммунальщиков, связи и т. п.) в кризисный период. Если товаропроизводители из числа предприятий пищевой промышленности вынужденно работают с основными потребителями своей продукции по системе коммерческого кредитования, предоставляя длительные беспроцентные отсрочки платежа, то естественные монополии в значительной мере настаивают исключительно на предварительной оплате их продукции и услуг. В период кредитного кризиса такие «ножницы», урезающие оборотные средства промышленных предприятий, становятся весьма опасными. Именно поэтому мы обратились к органам власти с просьбой повлиять на политику естественных монополий, оказать содействие в предоставлении товаропроизводителям на период кризиса небольших (20–30 дней) отсрочек по платежам, сопоставимых со сроками предоставляемых розничным торговым сетям коммерческих кредитов.

Кроме того, во время кризиса, помимо повсеместно звучащих и ставших обыденными тезисов о сокращении издержек, привлечении ресурсосберегающих технологий и так далее, для сферы производства важны следующие правила поведения:

осторожность, взвешенность и глубинность прогноза при принятии любых решений, касающихся развития и расширения бизнеса, капитальных и долгосрочных вложений; максимальное сокращение заимствований; максимально полная эксплуатация фактора дешевеющих ресурсов (в частности тех, которые корреспондируют с обвалом мировых цен); организационная работа и договорная легитимизация увеличения отсрочек платежей поставщикам сырья и материалов; усиление контроля и внимания к потенциальным проблемным клиентам, покупателям, должникам; создание координационных механизмов взаимодействия с «коллегами» по возможным несчастьям — проблемам, связанным с крупными должниками; интенсификация контактов на уровне первых лиц с основными контрагентами в бизнесе (главные покупатели и поставщики, подрядчики, заказчики), повышение уровня доверительности контактов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ