Экстренное торможение

Активные продажи новых иномарок в первые 9 месяцев 2008 года, скорее всего, позволят дилерам выполнить планы, поставленные год назад. Но в IV квартале наметились новые тенденции к снижению продаж. Так или иначе по итогам 10 месяцев сибирские дилеры продали более 65 тыс. новых иномарок.

Тенденции уходящего года

Результаты продаж сибирских автодилеров новых иномарок по итогам 10 месяцев говорят о том, что в целом ожидания от этого периода 2008 года оправдались. Заложенные в начале года планы продаж скорее всего будут исполнены, но благодаря запасу прочности, полученному в первом полугодии. Ведь с октября 2008-го ситуация на рынке новых иномарок стала меняться: продажи у многих дилеров падают, причем наиболее существенное сокращение сегодня наблюдается в автосалонах премиумных брендов. Массовый сегмент также ощущает влияние кризиса. Скорее всего, падение продаж в массовом сегменте придется на январь и февраль следующего года. Основная причина снижения — сокращение доли продаж по кредитам. По словам руководителя отдела продаж «Сибинпэкс» (Кемерово) Германа Ковалевского, сейчас о продажах в кредит говорить, конечно же, не приходится. «В основном покупают за наличный расчет. На сегодняшний день доля продаж в кредит в нашем автосалоне снизилась до 30%, в то время как раньше она составляла 70–80%», — отмечает он. Тенденция снижения продаж сохранится и в начале 2009 года, автодилеры даже уже заложили в планы этот фактор.

Что касается предпочтения сибиряков в массовом сегменте, то все-таки оно сдвигается в сторону европейских и американских брендов. По итогам 10 месяцев 2008 года соотношение в пользу последних: 51% против 49% азиатских. В премиумном сегменте, кроме марки Lexus, на которую приходится менее 3% продаж, лидируют исключительно европейские бренды.

Рейтинг продаж иномарок массового сегмента в Сибири по итогам 10 месяцев 2008 года

Рейтинг продаж иномарок премиум-сегмента в Сибири за 10 месяцев 2008 года

Самой популярной маркой в Сибири по-прежнему остается Toyota. За 10 месяцев 2008 года ее продажи в Сибири составили 15 513 машин. Основные и влиятельные дилеры — традиционно «Тойота Центр Красноярск» (22% от общих продаж по марке), «Тойота Центр Кемерово» (19%) и «Тойота Центр Новосибирск» (18,5%).

Второе место держит Chevrolet — 11 936 проданных автомобилей в рассматриваемый период. Здесь лидерство принадлежит Омску (20% от общего объема продаж), где работают два дилера — «Западно-Сибирский Альянс» и «Сибирь Моторс»; затем следуют Кемерово, в частности автосалон «Сибинпэкс» (18%), и Новосибирск (18%), где также два автосалона — «Сибтрансавто» и «Новосибирск Авто». Как и ранее, с большим отставанием от двух первых продается марка Ford: в Сибири 6405 машин за 10 месяцев. По этой марке лидирует в Сибири «Форд Центр Редут» (Красноярск), продавший 1338 автомобилей (20% от общего объема продаж). Четвертое место прочно закрепила за собой марка Mitsubishi, которая в I квартале 2008 года была только пятой. Объем продаж составил 4529 машин. На пятом месте теперь Renault с продажами 4463 автомобилей.

Торможение на фоне кризиса

Наметившаяся тенденция к снижению продаж новых иномарок уже обретает контуры. Причем более существенное снижение испытывают премиумные марки. Так, если в среднем продажи «Ауди Центра Красноярск» в первые 9 месяцев 2008 года составляли 33 автомобиля в месяц, то в октябре объем снизился до 18, а в ноябре — до 15. У дилера «Ауди Центр Новосибирск» картина еще печальнее: если ранее в среднем продавалось 26 автомобилей в месяц, то в октябре их продано всего два, в ноябре — восемь. Генеральный директор «Ауди Центр Новосибирск» Андрей Соловьев объяснил: «В сентябре–ноябре мы испытывали некоторые проблемы, связанные с прекращением финансирования со стороны некоторых банков, и в результате не смогли вовремя выкупить автомобили у импортера. Таким образом порядка 20 автомобилей Audi, договоры на поставку которых мы заключили с клиентами на этот период, не учтены в наших продажах в октябре–ноябре. В декабре финансирование со стороны банка-партнера было возобновлено. Мы смогли выкупить эти автомобили и, соответственно, они войдут дополнительно в продажи декабря». Кемеровский дилер марки BMW до кризиса реализовывал в среднем 17 автомобилей в месяц, а в ноябре ему удалось сбыть только шесть машин. Такая же динамика у «ЭлитАвто» (Красноярск): в ноябре продано девять автомобилей при ранее среднем объеме продаж в 24 машины. Как объясняет руководитель отдела маркетинга и рекламы «Баварского Моторного Центра» (Новосибирск) Карина Нехаенко, люди, которые могут себе позволить купить продукцию сегмента luxury, в том числе автомобили премиум-сегмента, сейчас не спешат вкладывать деньги из-за нестабильности на финансовом рынке. «Рост на рынке luxury всегда замедляется в условиях кризиса, поскольку автомобили премиум-сегмента являются эластичным товаром, спрос на который очень сильно реагирует на снижение доходов населения. По нашим прогнозам, спад продаж на рынке премиумных автомобилей будет порядка 15% и достигнет своего пика в феврале–марте 2009 года», — говорит госпожа Нехаенко.

В то же время динамика продаж иномарок массового сегмента пока выглядит более успокаивающей. Так, к примеру, финансовый кризис пока не критично сказывается на сибирских дилерах марки Chevrolet: автосалон «Барнаул-Моторс» демонстрировал повышение продаж в октябре до 127 автомобилей по сравнению с летним затишьем с объемом в среднем 85 машин в месяц, кемеровский дилер «Сибинпэкс» также в октябре продал намного больше машин, чем летом. У остальных дилеров Chevrolet идентичная динамика. Также неплохо пока себя чувствуют такие марки, как Opel, Volkswagen, Skoda. Продажи дилеров этих марок в сибирских городах пока держатся стабильными. Из чего можно сделать вывод, что сегодня сохраняется покупательская способность на автомобили среднего ценового сегмента стоимостью до 600 тыс. рублей и кроссоверы до 800 тыс. рублей. А вот автомобили по цене свыше 1 млн рублей покупаются очень неохотно.
При этом, как отметила Карина Нехаенко, массовый сегмент из-за кризиса пострадает намного больше, чем премиумный. «Это уже можно будет наблюдать в I квартале 2009 года. Причина в том, что доля продаж в кредит автомобилей массового сегмента всегда была очень высокой — порядка 50%. Что касается премиумного сегмента, то здесь доля продаж в кредит не превышала 3–5%. А поскольку основной удар кризиса пришелся на рынки, зависимые от банковских кредитов, то и рынок массового сегмента испытает значительное снижение спроса», — рассказывает она. Андрей Соловьев также считает, что финансовый кризис, безусловно, оказал негативное влияние на автомобильный рынок, однако в сегменте «премиум» его последствия не так заметны, как в массовом.

Рейтинг автодилеров иномарок массового сегмента в Новосибирске по итогам 10 месяцев 2008 года

Доступные победы

По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, продажи новых иномарок в Сибири за 10 месяцев 2008 года составили 65 441 автомобиль. Из них в массовом сегменте — 62 549, в премиумном — 2892 автомобиля.
Первое место в массовом сегменте традиционно занял «Тойота Центр Красноярск» с объемом продаж 3435 автомобилей. На втором месте «Тойота Центр Кемерово» — 2977 проданных машин. И на третьем — «Тойота Центр Новосибирск» с объемом продаж 2879 автомобилей. По словам специалиста по связям с общественностью ЗАО «УК «СЛК-Моторс» Натальи Сирота, прирост объема продаж компании «СЛК-Моторс» в 2008 году по отношению к показателям 2007-го составит порядка 63%. «Это говорит о том, что по сравнению с аналогичными показателями 2007 года, рост продаж компании в 2008-м сохраняется. Это касается и «Тойота Центра Новосибирск». Так, в октябре 2008 года по сравнению с октябрем 2007-го продажи увеличились на 38%. Безоговорочный лидер продаж — Toyota Corolla. На эту модель приходится 24% всех проданных «Тойота Центром Новосибирск» автомобилей. Второе место по продажам занимает Toyota Camry с долей продаж 17%. Тройку лидеров замыкает компактный и элегантный внедорожник RAV4 с результатом 16%», — отмечает она.

Если рассматривать результаты холдингов, то на первом месте по продажам за 10 месяцев 2008 года стоит «Крепость» (Красноярск) с объемом продаж 6330 машин. Холдинг реализует такие марки, как Toyota, Mazda, Ford, Volvo, Land Rover, Audi, Lexus. На втором месте — новосибирский холдинг «СЛК-Моторс» с общим объемом продаж около 5500 автомобилей. Как в Новосибирске, так и в Барнауле здесь продаются марки Toyota, Nissan, Renault и (неофициально) Lexus. На третьем месте «Автоленд» с общим объемом продаж 3637 автомобилей. На четвертом — кемеровский холдинг «Сибинпэкс» — 3287 автомобилей, на пятом — красноярский «Медведь» — 3009 автомобилей.

Рейтинг автодилеров иномарок премиум-сегмента Сибири за 10 месяцев 2008 года

Премиум-сегмент расширяется

В сегменте премиумных иномарок в Сибири по итогам 10 месяцев 2008 года вновь лидирует BMW с объемом продаж 880 автомобилей. На втором месте уверенно держится марка Audi с результатом 718 машин. И на третьем — Mercedes-Benz — 658 автомобилей.

В рейтинге автодилеров изменилась тройка лидеров. На первом месте по-прежнему «Ауди Центр Красноярск» с продажами 320 автомобилей, а на второе место вновь вырвался красноярский дилер BMW «ЭлитАвто» с результатом 238 машин, потеснив «Ауди Центр Новосибирск» с результатом 234 автомобиля. Борьба за второе место у этих кандидатов идет уже давно. По итогам полугодия новосибирскому автосалону Audi удалось обогнать красноярского дилера BMW, по итогам 10 месяцев он отставал на четыре автомобиля, по итогам 11 — на два. Посмотрим, как сработают дилеры в декабре. Шансы у них равны.

Стоит отметить взрывное ускорение продаж красноярского дилера Mercedes-Benz «Орион»: по итогам 10 месяцев он вышел на четвертое место (193 автомобиля), тогда как ранее занимал седьмое. Он обогнал «Байерн-Кар» (162) и «Баварский Моторный Центр» (159).

Рейтинг официальных дилеров иномарок в Сибири массового сегмента за 10 месяцев 2008 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ