Рикошетом по S7

На этой неделе начался конфликт между руководством Новосибирского аэропорта Толмачево и S7 Airlines. Аэропорт намерен через суд взыскать с авиакомпании S7 Airlines 102 млн руб. долгов за наземное обслуживание, а также предупредил туроператоров о вероятных проблемах в период рождественского и новогоднего сезонов с обслуживанием чартерных рейсов S7 Airlines. Демарш Толмачево был предпринят после того, как S7 Airlines направила письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой обратить внимание на ситуацию с ценами на авиатопливо в региональных аэропортах России.

S7 Airlines является второй в России авиакомпанией по объему перевозок (4,9 млн пассажиров в 2007 году). Выручка авиакомпании по РСБУ за девять месяцев 2008 года составила 31,9 млрд руб., чистая прибыль — 157,1 млн руб. Кредиторская задолженность компании с 1 января по 30 сентября увеличилась с 3,4 млрд руб. до 5,8 млрд руб., краткосрочная дебиторская задолженность за тот же период выросла с 8,5 млрд руб. до 11,1 млрд руб.

Аэропорт Толмачево является крупнейшим за Уралом транзитным узлом на направлениях между Европой и Азией. Основные акционеры: Российская Федерация в лице федерального агентства по управлению федеральным имуществом — 51%, ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» — 37,12%. Общий объем груза и почты, обработанных в международном аэропорту Толмачево в 2007 году, составил 18 667,3 т; количество обслуженных пассажиров — 1 873 496 человек. Чистая прибыль в 2007 году составила 124 059 тыс. руб.

На этой неделе S7 Airlines в официальном письме обратилась к руководству ФАС, в котором выразила обеспокоенность ситуацией, складывающейся на рынке топливообеспечения воздушных судов. Руководство авиакомпании обращает внимание ФАС на то, что «заметное снижение цен на топливо сегодня происходит лишь в Москве, в то время как в большинстве региональных аэропортов, в том числе крупных, цены на керосин практически не меняются». Обосновывая свою позицию, S7 приводит в письме ряд цифр. «Например, в аэропорту Новокузнецка стоимость топлива в августе составляла 34 220 руб./т, а в ноябре — 33 512 руб./т. Снижение стоимости составило лишь 2%, цена топлива почти на 60% выше, чем в Москве. А в Новосибирске (Толмачево), где работает единственный поставщик ЗАО «Газпромнефть-Аэро», стоимость топлива с 11.11.2008 составляет 24 500 руб./т (до 11.11.2008 — более 29 000 руб./т). Данная цена на 3500–4500 руб. за тонну выше, чем в аэропорту Домодедово (при том, что НПЗ находится в г. Омске)».

На следующий день в СМИ поступило другое письмо, на этот раз от ОАО «Аэропорт Толмачево». В нем опровергается информация о стоимости авиатоплива в новосибирском аэропорту, а также сообщается, что у компании S7 Airlines имеется задолженность перед аэропортом Толмачево за наземное обслуживание.

«На настоящий момент цена авиатоплива составляет 24 000 руб. за тонну, — сообщает аэропорт. — Стоимость авиатоплива в Международном аэропорту Толмачево снизилась на 5100 руб. за тонну и является одной из наиболее низких в России». Более того, руководство Толмачево указывает на то, что «АК «Сибирь» при заправке своих самолетов в Толмачево пользуется услугами сторонней организации (компании «Газпромнефть-Аэро». — «КС»), а не ОАО «Аэропорт Толмачево». ОАО «Аэропорт Толмачево» с 15 ноября на 16% снизило стоимость авиакеросина для заправки воздушных судов.

Кроме того, руководство Толмачево заявило, что намерено в ближайшее время через суд взыскать с авиакомпании задолженность за наземное обслуживание в размере 102 млн руб. «АК в данный момент является крупнейшим должником ОАО «Аэропорт Толмачево», — пояснили «КС» в пресс-службе аэропорта. — Сегодня мы фактически кредитуем эту авиакомпанию. Естественно, продолжаться бесконечно это не может, особенно в нынешних экономических условиях. «Сибири» уже направлено требование погасить задолженность. От переговоров по поводу ликвидации задолженности авиакомпания уклоняется». Также руководство ОАО «Аэропорт Толмачево» официально предупредило туроператоров и их клиентов о вероятных проблемах с обслуживанием чартерных рейсов авиакомпании в период рождественского и новогоднего сезонов.

«Это текущая задолженность, и она погашается по согласованному графику. Все свои обязательства перед аэропортами мы выполняем. Пока мы не получали уведомления о взыскании этой задолженности через суд», — ответила пресс-секретарь S7 Airlines Ирина Колесникова.
Стоит сказать, что ОАО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП), в состав которого входит аэропорт «Челябинск», уже обратилось в суд с требованием взыскать с авиакомпании «Сибирь» долг на сумму около 30 млн руб. Об этом сообщил технический директор ЧАП Алексей Контиевский на заседании комитета по промышленности законодательного собрания Челябинской области в среду.
Пакеты акций ОАО «Аэропорт Толмачево» и ОАО «Челябинское авиапредприятие» находятся под управлением ООО «Новапорт», которое входит в группу компаний AEON Corporation, подконтрольную Роману Троценко.

Суммы, которые аэропорты намерены взыскать через суд с S7 Airlines, не являются критичными для авиакомпании. «На днях «Сибирь» подвела итоги своей финансовой деятельности за девять месяцев 2008 года, — комментирует аналитик ИК «Проспект» Ольга Тычкова. — Выручка авиакомпании выросла на 44% по сравнению с аналогичным показателем 2007 года и составила 31 928 760 тыс. руб. Чистая прибыль составила 157 145 тыс. руб., что превышает аналогичный показатель 2007 года на 95%. Так что повторения такой ситуации, которая сложилась вокруг взыскания долгов с авиакомпании «Эйр Юнион», здесь не предвидится».

Впрочем, по ее словам, несмотря на позитивную динамику, дальнейшее будущее «Сибири» вызывает опасение. «Угрожающе выглядит растущий долг авиакомпании (+20% по итогам девяти месяцев, или 11,4 млрд руб.). Показатель Долг/EBITDA «Сибири» является одним из самых высоких в отрасли. По итогам 2007 года он составлял 7,8х, в 2008 году может увеличиться до 8,5х. В условиях кризиса обслуживание долгов будет постоянно расти, что может крайне негативно отразиться на финансовом положении компании. Положительным моментом, безусловно, можно считать снижение стоимости топлива, однако, на наш взгляд, данный факт приведет лишь к снижению топливных надбавок, рентабельность же в этих условиях не повысится. Кроме того, мы ожидаем сокращения объемов перевозок и ухудшения производственных и финансовых показателей не только «Сибири», но и других компаний отрасли», — говорит Ольга Тычкова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ