«Без IT-индустрии экономика развалится»

Директор департамента по экономическому развитию Microsoft в России Олег Сютин уверен в том, что инновационная экономика в России невозможна без осознания ценности интеллектуальной собственности. О том, что именно Microsoft делает в этом направлении и как он участвует в развитии ИТ-индустрии и экономики страны в целом, с ОЛЕГОМ СЮТИНЫМ поговорила корреспондент «КС» ВИКТОРИЯ АНТОНОВА.

— Как Microsoft участвует в развитии экономики России и регионов?

— Конечно, в первую очередь мы — игрок рынка ИТ-технологий, софтверная компания. Но, с другой стороны, у Microsoft есть уникальное положение, которое позволяет компании влиять не только на софтверную индустрию, но и на экономику в целом. К примеру, сегодня 0,15% ВВП генерируется в России непосредственно компаниями, производящими ПО или услуги в сфере IT. Казалось бы, в процентном соотношении это немного. Но представьте себе, что эта часть индустрии в России отсутствует. Тогда экономика по большому счету развалится. Документооборот, система управления предприятиями, автоматизированные средства — вплоть до складского учета, — логистика, бухгалтерия, информационный обмен — все базируется на небольшой прослойке IT. Она — предпосылка для развития экономики. Таким образом, влияя на небольшую часть экономики, а именно на софтверную индустрию, мы способны влиять на экономику в целом. Именно поэтому мы считаем нашу инициативу по поддержке российской индустрии разработки ПО важной для России.

— Если говорить об инновациях в экономике, в каких направлениях здесь работает ваша компания?

— Первое направление — помощь самим инновационным предприятиям. Например, у нас есть специальная программа — совместная с фондом Бортника (Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Кроме того, есть программа поддержки на стадии поиска финансирования. Это инвестиционно-технологический альянс, который мы создали вместе с содружеством бизнес-ангелов России (СБАР) и компанией Intel. Также существуют другие программы помощи для более зрелых предприятий, получивших статус наших партнеров, через которые мы предоставляем им технологии и опыт их применения. Складывая все эти программы, можно проиллюстрировать создание инновационных предприятий и ведение их через жизненный цикл. Microsoft очень активно их поддерживает. Иногда это происходит посредством финансовых вливаний, но это здесь вторично. Главное, чтобы люди понимали, что нужно делать, каких успехов можно достичь и как эффективнее вести эту работу.

Второе важное направление — обеспечение этих предприятий кадрами, т. е. вопрос системы образования.

— И что здесь может сделать Microsoft?

— Возьмем, к примеру, университеты. Дело в том, что у нас хорошо умеют преподавать гуманитарные науки, особенно в ведущих вузах. Но когда дело доходит до понимания нашими выпускниками того, что такое современная индустрия, возникают проблемы. Эта самая индустрия не находится внутри университетов, которые не всегда являются исследовательскими или производственными центрами. У нас наука есть в Академии наук, в отраслевых НИИ; производство — в специализированных компаниях. Университеты же в основном занимаются процессом образования. Нужно, чтобы образование объединилось с наукой, чтобы начался процесс их синергии, и у нас есть инициативы, которые позволяют создавать такие кластера взаимодействия. Эти инициативы базируются на наших исследовательских проектах Microsoft Research (MSR).

— Можете подробнее рассказать об этой организации?

— Это глобальная организация, которая ведет проекты по всему миру — либо в собственных лабораториях, либо совместно с другими научно-исследовательскими центрами. Мы ведем несколько таких проектов в стране и собираемся их расширять. Основная идея — иметь работающих над одной темой серьезный ведущий научный центр, университет в виде студенческих лабораторий и профессоров и индустриального партнера — условно говоря, спонсора. Такое единство помогает нам изменить процесс вовлечения студентов в реальную жизнь. Тогда они видят, что им предстоит, если после университета они придут работать в новое инновационное предприятие.

— Есть ли такие проекты в Сибири?

— Да, нечто подобное сейчас реализуется в Томском политехническом университете. Но сейчас мы ищем темы для сотрудничества, поэтому всегда открыты для предложений.

— Помимо работы с университетами и их выпускниками, занимаетесь ли вы еще какими-нибудь видами образования?

— Да, конечно. Когда создаются технология или предприятие, важно, чтобы они были востребованы. У нас есть концепция Full Learning — обучение на протяжении всей жизни. Это в первую очередь обучение населения. В рамках одного из финансируемых нами проектов действует 59 учебных центров в 52 городах России. Они расположены, например, в библиотеках. Туда может прийти любой человек — скажем, пенсионер, которому интересно написать письмо через Интернет внуку. Такие желающие смогут получить необходимые навыки достаточно быстро и бесплатно. За последние два года в таких учебных центрах прошли обучение компьютерной грамотности почти 5 тыс. инвалидов. Многие из них благодаря этому потом смогли найти работу. Только складывая все эти элементы — создание и поддержку предприятий, поддержку образования и подготовку специалистов, а также обучение населения, — мы можем сказать, что даем дополнительный импульс к развитию экономики.

— Можете рассказать более конкретно, как вы готовы поддерживать IT-компании?

— Microsoft — это партнерская компания, технологический центр для очень большого количества предприятий. У нас более 11 тыс. партнеров в России — начиная от крупных (типа «1С») и заканчивая компаниями со штатом в несколько человек. Являясь партнерами Microsoft, они распространяют наши продукты: делают решения на их базе либо создают программные продукты на нашей платформе, и затем все это тиражируют. Мы даем этим компаниям технологическую возможность, выступаем катализатором их бизнеса.

На сегодня наша задача состоит в том, чтобы эти партнеры изменялись в качественном плане. У нас сейчас стартует новый проект — Microsoft Technology Centre (MTC), где мы совместно с партнерами будем создавать новые решения. Интересующегося решением той или иной проблемы партнера будем искать в рамках MTC или создавать это решение как пилотный проект, после чего показывать его предприятиям, которые и являются потребителями решения. Мы стимулируем таким образом развитие партнеров в виде их способности создавать вертикально интегрированные решения.

— Какое значение интеллектуальная собственность имеет для развития инноваций?

— Это принципиальный вопрос для развития экономики. Если он не решен, то, по сути, мы говорим о тупиковом пути. Без интеллектуальной собственности нет инновационной экономики.

Сегодня отсутствие понимания всех аспектов функционирования института интеллектуальной собственности и должного с ней обращения является препятствием для создания инновационных предприятий с участием университетов или научных организаций, так как не решен вопрос передачи прав на результаты исследований, выполненных с использованием бюджетных средств. Значит, в этом плане у нас не все в порядке. Мы прекрасно понимаем, что вся IT-индустрия построена на создании интеллектуальной собственности и ее использовании. Но даже в этой сфере отношение к интеллектуальной собственности именно как к собственности формируется годами. Нужно запастись терпением, но процесс идет. На наших глазах существенно меняется ситуация с пиратством. В России самый быстрый позитивный тренд среди всех стран, которые мы анализировали с точки зрения улучшения ситуации. На сегодня доля нелицензионного ПО в общем объеме уже установленного и используемого программного обеспечения составляет 73%, а в новых поставках — уже меньше 50%. Это хороший прогресс. Но должно пройти еще какое-то время, чтобы люди поняли: это собственность, и к ней надо относиться уважительно. Что касается законодательства, то в России оно вполне соответствует мировым нормам. Вопрос в том, насколько дух и буква закона становятся нормами жизни?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ