Волна «накроет» к лету

Большинство участников страхового рынка рисуют будущее отрасли мрачными красками, заявляя, что кризис догонит и «накроет» страховщиков уже к лету будущего года. Часть экспертов прогнозирует и сокращение количества игроков с последующим переделом рынка со стороны оставшихся, и падение интереса со стороны страхователей. Другие уверяют, что, несмотря на кризисные явления, рост сбора страховых премий в 2009 году составит не менее 15–20%.

Страховые «страшилки»

«Все рынки сегодня интегрированы, и если мы правильно продиагностировали кризис, то в 2009 году мировая система из него не выйдет. Значит, западные кредитные институты попросят у заемщиков вернуть средства для поддержания собственной ликвидности и новые ресурсы выдавать не будут. Этот процесс коснется и российских банков, которые в свою очередь в последние три года были локомотивом развития страхового рынка — прирост премии у страховщиков вызывался автострахованием, ипотекой и залоговым страхованием, — заявил на встрече с региональными журналистами в начале ноября генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев. — Кстати, на фоне этих проблем произойдет изменение отношений в связке банки–дилеры–страховщики. Сейчас основной источник ликвидности дилера не автокредитование, а ремонт, который «завязан» на страховщиков, и именно они начинают «вести» в этом трио». «Я не стал бы однозначно утверждать, что банковский канал, т. е. широкое распространение кредитования физлиц, был катализатором роста страхового рынка, — возражает руководитель Центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец. — Катализатором стали сразу несколько факторов: введение ОСАГО, экономический рост, повышение платежеспособности населения, стремительное обновление автопарка страны и, как следствие, распространение страхования автокаско. Что касается ипотеки, то она затронула очень незначительное число наших граждан — порядка 4–5%».

Директор Новосибирского филиала ОАО «АльфаСтрахование» Алексей Мишнев основной тенденцией страхового рынка в период глобального финансового кризиса называет сокращение сборов. К решению этой проблемы каждая компания будет подходить по-своему. Отдельные игроки постараются резко снизить тарифы, чтобы привлечь клиентов. По мнению экспертов «Ингосстраха», самое страшное, что ждет страховой рынок в 2009 году, — это демпинг. Те компании, которые вели излишне рискованную политику, будут делать все возможное, чтобы сохранить пирамиду, собрать последний cash и покинуть рынок. В отличие от вкладчиков банков, которым гарантирует выплаты АСВ, и юрлиц, которым может оказать помощь государство, у страхователей такой защиты нет. «Премьер и президент сейчас активно встречаются с промышленниками, банкирами, но на таких встречах нет ни одного страховщика. Якобы потому, что у нас все в порядке. Это не так, нас «накроет» волна летом 2009 года», — уверен Александр Григорьев.

Эксперты центра стратегических исследований РГС, напротив, прогнозируют рост рынка страхования автокаско в 2009 году на 25–27%. На протяжении последних лет сборы страховой премии составляли 2,5–3% ВВП. Население тратит на страхование около 1% своих доходов. «Нет оснований предполагать, что в ближайшие два года ситуация изменится, — уверен Алексей Зубец. — Нельзя забывать и про инфляцию, «надувающую» номинальный размер страховой премии. Так что в 2009–2010 гг. общие сборы страховой премии будут увеличиваться, и, по нашим оценкам, несмотря на кризисные явления, рост составит не менее 15–20%. Опыт кризиса 1998 года говорит, что тогда не пострадала ни одна крупная компания, в отличие от банков, где потери среди «крупняка» были велики».

Неизбежным станет и сокращение количества игроков в ближайшие 12–18 месяцев. Как отмечает директор Сибирской дирекции «РОСНО» Александр Маханьков, с рынка вынуждены будут уйти страховщики, чья бизнес-модель строилась в значительной мере по принципу пирамиды: на притоке новых клиентов, привлеченных более низкими тарифами, чем в среднем по рынку. Такие компании неплохо себя чувствуют в условиях роста рынка, но при его стабилизации или стагнации они оказываются в глубоком кризисе.

Директор новосибирского филиала компании «РЕСО-гарантия» Евгений Козлов считает, что жизнь большинства региональных компаний в дальнейшем окажется под вопросом, да и многие федеральные страховщики сегодня оказались в сложной ситуации. Собеседник «КС» также полагает, что серьезно пострадают и компании, которые активно работали с ограниченным числом корпоративных клиентов, — юрлица будут сокращать страхование в своих бюджетах. В более выгодной ситуации окажутся те, кто делал ставку на ритейл.

«Весной–летом текущего года нам приходило по одному предложению в неделю от компаний, в основном региональных, желающих, чтобы их купили. Сейчас в каждой утренней почте по 5–7 писем, — рассказывает Александр Григорьев. — Есть и интересные предложения, но мы сейчас покупать ничего не будем по одной, может быть, циничной, но простой причине. Акционеры этих компаний думают, что они стоят дорого, и приводят в пример «РОСНО», «РЕСО», «НАСТА», сделки по которым были проведены в 2006–2007 годах. На мой взгляд, через год собственники этих компаний будут иметь гораздо более профессиональное представление о цене своих активов».

По оценкам экспертов, большие изменения в 2009 году ждут и такой важный сегмент страхового рынка, как ОСАГО. Часть собеседников «КС» уверена, что если правительство не предпримет никаких мер, то компании-лидеры уйдут с этого рынка, так как «автогражданка» уже сейчас находится на грани рентабельности. «Если у компании уже сейчас в портфеле 50% ОСАГО и выплаты превышают 70%, то ее можно закрывать, так как там денег уже нет, — уверен Григорьев. — На их место, конечно же, придут другие, но более слабые игроки, которые не смогут или не захотят платить по страховым случаям, и через 3–4 года это приведет к социальному взрыву».

Отрезать лишнее

Хотя страховой рынок пока находится в полосе стабильности, игроки уже активно готовятся к тому, чтобы встретить волну кризиса. В «Ингосстрахе» говорят о «замораживании» всех бюджетов развития. В компании закрываются 240 из 1000 офисов в разных регионах России, прекращается расширение сети офисов продаж, отложен перевод головных филиалов в регионах в новые брендированные офисы, остановлен проект развития клиник — из 24 запланированных будет запущено только пять. «Мы хотим войти в этот период более защищенными и намерены работать в рамках очень консервативного сценария, так как уверены, что кризис продлится весь 2009 год и перейдет на 2010-й. А чем длиннее кризис, тем больший резерв по капиталу должен быть у финансового института, чтобы его пережить», — комментирует ситуацию Александр Григорьев

Практически все участники рынка заявили о сокращении расходов на рекламу, аренду, командировки, а также о сокращении штатов — в среднем на 30–50%. Правда, это не коснется отделов урегулирования убытков из-за роста мошенничества, а в ряде случаев — агентской сети, через которую многие компании намерены проводить наибольший объем продаж.

Страховщики также пересматривают свою продуктовую политику. Начальник актуарно-аналитического отдела ЗАО «СО «Надежда» Елена Пыресева отмечает, что, приспосабливаясь к изменившимся рыночным условиям, компании разрабатывают новые продукты и осваивают новые направления взамен утративших свою актуальность. Ресурсы и опыт накоплены — теперь задача состоит в том, чтобы наиболее эффективно их использовать. В «АльфаСтраховании» намерены делать акцент на обязательных видах страхования, работе с физическими лицами и сервисной составляющей услуг. По мнению Александра Маханькова, в 2009 году многие компании (не только страховые) будут искать решения, которые были бы приемлемы для их клиентов с финансовой точки зрения — так появятся антикризисные продукты. Возможно, в сложившихся условиях «тотальной экономии» более широкое развитие получит «директ-страхование» — по телефону или через Интернет. В этом случае исключается промежуточное звено — агенты и брокеры, и стоимость полиса значительно сокращается. «Поскольку наши клиенты сейчас также испытывают трудности, наша задача — предложить им такие программы, которые станут для них оптимальными в данный период и позволят не отказываться от страховой защиты, например, продукты с франшизой (неоплачиваемая страховщиком часть убытка), — уверен собеседник «КС». — Думаю, что этот кризис заставит многих, в том числе бизнесменов и руководителей крупных предприятий, включить страхование в список своих приоритетов, так как именно оно позволяет уберечь бизнес от еще более серьезных финансовых потерь».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ