Игорь Артемьев: «Вопиющий факт совершеннейшего административного произвола по отношению к инвесторам»

Неделю назад, выступая в Астане на заседании Межгосударственного совета по антимонопольной политике, руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев заявил о том, что собирается защитить интересы казахстанского инвестора в России. Этот ивестор — компания «Каспийские ресурсы», которая в начале 2007 года приобрела 100-процентную долю в ООО «Производственная компания «Кузнецкий цементный завод», а теперь прекратила производственную деятельность.

«Я хочу сказать одну вещь специально для наших друзей из Казахстана: мы сейчас ведем очень серьезную борьбу в Кемеровской области, где казахстанские инвесторы приобрели цементный завод, а губернатор (Аман Тулеев. — «КС«) вместе с правоохранительными органами — МВД, ФСБ — остановил работу этого завода, — приводят слова Артемьева информагентства. — На нас, разумеется, оказывается давление — и со стороны Совета Федерации, и со стороны губернатора, но мы это расследование доведем до конца. Это вопиющий факт совершеннейшего административного произвола по отношению к инвесторам. Он (Тулеев) обосновывает свою позицию тем, что происходит нарушение норм санитарного законодательства. Но рядом стоят заводы черной металлургии, угольные шахты, которые превышают существующие нормативы в сотни раз. Этот завод немножко превышает наши совершенно идиотские по некоторым позициям санитарные нормы, которых не выполняет никто. Тем не менее завод был закрыт».

Цитата, которая может испортить отношения губернатора Кемеровской области Амана Тулеева с Игорем Артемьевым, вызвала резонанс в региональной деловой и политической среде региона. Ряд экспертов и организаций пожелал высказать «КС» свое мнение относительно справедливости публичного порицания Тулеева и его последствий.

Пресс-служба управления Ростехнадзора по Кемеровской области:
— С 19 по 21 июля специалисты отдела по надзору за переработкой сырья этого ведомства провели проверку соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте — «участке получения клинкера» (ООО «Производственная компания «Кузнецкий цементный завод»). Проверки выявили грубейшие нарушения правил безопасности, руководств по эксплуатации, технических паспортов заводов-изготовителей при эксплуатации технических устройств.

Общее состояние организации и осуществления производственного контроля при эксплуатации опасного производственного объекта, «участке получения клинкера», оценивается как неудовлетворительное. С 12 часов 00 минут 22 июля работа на опасном производственном объекте приостановлена на пять суток. Материалы дела переданы для рассмотрения в суд. (Новокузнецкий городской суд признал правоту Ростехнадзора и приостановил деятельность основного производственного участка завода до конца октября для устранения выявленных нарушений. — «КС»).

Владимир Ковалев, заместитель губернатора Кемеровской области по природным ресурсам и экологии:
— По закону Ростехнадзор имеет право заходить с проверкой на подобные объекты не чаще, чем раз в год. По нашему обращению Ростехнадзор не стал бы проводить внеочередную проверку — таких прав нет ни у нас, ни у Ростехнадзора. Проверка Ростехнадзора на «КузЦеме» проводилась по представлению природоохранной прокуратуры. Это представление в свою очередь появилось по причине большого количества обращений в прокуратуру от граждан, которые говорили о том, что завод плохо влияет на экологическую обстановку в Новокузнецке.

Однако, как пояснил «КС» Владимир Ковалев, данная инициатива пока не доведена до логического завершения. Если в конце октября собственники завода представят доказательства, что они устранили те нарушения, за которые производство на заводе было приостановлено, суд даст разрешение на возобновление производства.

Сергей Неверов, депутат Госдумы:
— Гораздо дешевле будет снести этот завод и построить новый, чем пытаться на «КузЦеме» ставить «заплатки«. В Новокузнецке я жил недалеко от этого предприятия — на балконе всегда лежал полуторасантиметровый слой цементной пыли, как бы мы с ним ни боролись. Похоже, что с того времени так ничего и не изменилось. Что же касается высказывания Игоря Артемьева, то я считаю, что, возможно, это было более политическое заявление. Возможно, он говорил, представляя ситуацию только со слов казахстанской стороны».

Сергей Малахов, руководитель управления Росприроднадзора по Кемеровской области:
— Со своей стороны я вижу завод, запущенный в эксплуатацию 65 лет назад, на котором ни разу не производилась реконструкция. Проектная мощность этого предприятия — 300 тыс. т цемента в год. При этом в прошлом году на нем было выпущено 540 тыс. т цемента, в этом планировалось произвести более 800 тыс. т, а в 2009–м — выйти на производство 1 млн т цемента в год. Разве такую нагрузку могут выдержать очистные сооружения, рассчитанные на работу в режиме 300 тыс. т цемента в год, да к тому же уже устаревшие? Второй момент: не надо пакостить только потому, что сосед пакостит. Кроме того, чтобы осуществлять выбросы в атмосферу, надо иметь разрешение на их определенный объем. У собственников «КузЦема» такого разрешения нет — в частности потому, что нет проекта, прошедшего экспертизу в Ростехнадзоре и Росприроднадзоре.

Если провести аналогию, то получается, что они хотят ездить по нашим дорогам, не имея прав на вождение автомобиля. Сначала надо права получить, а потом уже на дорогу выруливать.

Евгений Окс, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Кемеровской области:
— По нашим данным, условия труда на этом заводе не соответствуют нормативным требованиям. Выбросы в атмосферу на границе санитарно-защитной зоны в разы превышают установленные санитарно-гигиенические нормативы. Есть нормы, установленные законом, которые превышать нельзя, потому что иначе при воздействии опасных веществ на человека развиваются различные патологии и заболевания. Кроме того, я считаю, что со стороны ФАС некорректно рассуждать о том, насколько хороши или плохи существующие санитарно-гигиенические нормы — они установлены на государственном уровне, и установление этих норм не входит в компетенцию ФАС.

С другой стороны, у господина Артемьева, видимо, были причины говорить, что кузбасский губернатор способствовал закрытию Кузнецкого цементного завода — в частности тот факт, что Аман Тулеев заявлял о необходимости подобного шага во всеуслышание. «Этот завод, который находится в Центральном районе Новокузнецка, стал опасен для здоровья горожан, — говорил неоднократно начиная с июля нынешнего года Аман Тулеев. — Рядом с ним не то что жить — дышать просто невозможно». Губернатора поддержали депутаты горсовета Новокузнецка, которые приняли решение ходатайствовать перед судебными органами о полном закрытии завода, а перед областной прокуратурой — о привлечении к ответственности его руководителей и собственников.

Однако, как пояснил «КС» Владимир Ковалев, данная инициатива пока не доведена до логического завершения. Если в конце октября собственники завода представят доказательства того, что они устранили нарушения, за которые производство на заводе было приостановлено, суд даст им разрешение на возобновление производства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ