Гонка за мегабитами

Согласно данным аналитиков iKS-Consulting, рынок broadband в СФО в 2007 году составил 3,44 млрд рублей. Из них на корпоративных заказчиков пришлось чуть менее 2 млрд руб. В I квартале 2008 года объем рынка составил 1,315 млрд рублей, из них 652 млн рублей — корпоративные заказчики, 663 — физические лица. Рост рынка в I квартале относительно IV квартала 2007 года — 16%.

Сегмент юрлиц

Сибирский рынок услуг ШПД в Интернет в сегменте юрлиц в 2008 году рос не меньшими темпами, чем в предыдущем, считает региональный директор компании «Энфорта» по Сибири Виктор Лясман. С этим соглашаются и другие операторы, отмечая стабильный рост потребляемого корпоративными абонентами трафика. «Темпы развития рынка не снизились, однако сместились маркетинговые приоритеты провайдеров, — рассуждает коммерческий директор компании «РИСС-Телеком» (торговая марка Business Box) Рашид Рафиков. — Раньше основную прибыль провайдера, как правило, составляла перепродажа трафика. Теперь же популярны безлимитные тарифы, при этом провайдеры приучают клиента пользоваться все более широкими каналами.

Фактически на рынке происходит «гонка за мегабитами». «Чаще всего корпоративные заказчики заинтересованы в скоростях от 2 до 4 Мбит/с, но по ряду контрактов Orange предоставляет услугу со скоростью 20 Мб/с», — рассказывает руководитель отдела PR и маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ Екатерина Цвилева.

Операторы инвестируют в развитие собственной телекоммуникационной инфраструктуры на территории Сибири как на магистральном уровне, так и на уровне городских сетей доступа. Например, Orange Business Services вводит в эксплуатацию сети на базе собственных оптико-волоконных каналов связи по технологии Metro Ethernet, а удаленные подразделения и офисы заказчиков подключает через спутник.

Рынок беспроводного ШПД в Интернет рос несколько быстрее фиксированного. «Не потому, что эта технология более привлекательна, чем традиционный доступ по фиксированным каналам, а потому, что данный сегмент рынка только формируется и на нем есть большой неудовлетворенный спрос — это и обуславливает высокие темпы роста», — объясняет Виктор Лясман.

Снижение стоимости передачи трафика по магистральным каналам и усиление конкуренции между операторами определяют ценообразование на рынке ШПД. В первую очередь эта ситуация приводит к снижению среднего уровня цен на доступ в Интернет в регионах, и Новосибирск здесь не исключение. Средний уровень цен на услуги широкополосного доступа в Интернет в Сибири продолжают снижаться, замечает Виктор Лясман. «2008 год примечателен глобальным снижением стоимости интернет-трафика и появлением общедоступных безлимитных тарифных планов», — соглашается Рашид Рафиков.

Другая особенность текущего года — насыщение и снижение спроса, а соответственно, и прибыли операторов, в секторе высокодоходных клиентов. В результате провайдеры усилили активность в сфере малого бизнеса. «В этом секторе возник спрос на услуги ШПД на замену устаревшему модему и сотовой связи, — отмечает Рашид Рафиков. — Еще одна особенность 2008 года — провайдеры, традиционно предоставлявшие услуги ШПД по неоптическим технологиям (беспроводные каналы, ADSL), значительно активизировали свою деятельность по развитию оптических подключений».

Дальнейшее развитие рынка операторы видят в популяризации новых услуг и повышении уровня сервиса.

Новым веянием на рынке услуг связи для юрлиц можно считать предложение конвергентных услуг на стыке мобильной и фиксированной связи (FMC, Fixed Mobile Convergence). Особый упор на этом направлении собирается делать компания «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), купившая федерального оператора фиксированных услуг связи «Голден Телеком». Объединенная компания будет работать на рынке юрлиц под новым брендом «Билайн Бизнес».

В первую очередь FMC интересна крупным корпоративным заказчикам, имеющим большую сеть региональных представительств. В рамках этой услуги мобильный телефон каждого работника компании интегрирован в единую корпоративную телефонную сеть и кроме традиционного номера сотового оператора имеет короткий корпоративный номер. Это дает много функциональных и экономических преимуществ — короткий набор, единый счет, оптимизация тарифов и т. д.

«Orange Business Services предоставляет услугу конвергенции фиксированной и мобильной связи и крупным западным, и российским компаниям с 2002 года, — замечает Екатерина Цвилева. — Среди наших услуг, в частности, есть GPRS Access — безопасный доступ к корпоративным ресурсам по мобильным сетям, в дальнейших планах — запуск услуги Business Everywhere, позволяющей просто и удобно организовать доступ к корпоративным приложениям для мобильных пользователей во всем мире с использованием разных технологий».

Сегмент физлиц

На сибирском broadband-рынке в сегменте физлиц значительно выросла доля клиентов, выбирающих безлимитные тарифы. Это происходит в связи со значительным увеличением полосы пропуска — сибирские операторы предлагают безлимитные тарифы со скоростями доступа до 8 Мбит/с. «Если в начале этого года доля наших клиентов, выбравших безлимитный тариф, была 25%, то сегодня таких клиентов уже 60%, — делится генеральный директор «НИР-Телеком« (Новосибирск) Анатолий Харитонов. — Из-за широкого распространения безлимитных тарифов для абонентов размываются границы между внутренними и внешними ресурсами провайдера. Уже можно считать, что внутренние ресурсы перестают быть конкурентным преимуществом провайдеров».

Анатолий Харитонов приводит результаты проведенного его компанией исследования, согласно которому 40% пользователей главным критерием при выборе оператора считают качество связи, 20% — сервис по работе с клиентами, 27% — стоимость услуг и всего 13% — внутренние ресурсы.

На этой неделе о начале предоставления услуг высокоскоростного доступа в Интернет под брендом «Билайн» на рынке частных пользователей объявил «Вымпелком». В рамках первого этапа перехода под единый бренд продуктов и услуг широкополосного доступа приобретенных «Голден Телеком» и «Корбины Телеком» «Билайн» начал продажу услуг ШПД в Интернет в 17 городах России. В Сибири компания начала с Красноярска — там позиции «Голден Телеком» наиболее сильны. Доступ в Интернет будет осуществляться на базе трех передовых технологий: оптоволоконной сети FTTB (fiber-to-the-building), USB-модема, работающего на сетях 2G и 3G, и беспроводной сети Wi-Fi.
С запуском сотовых сетей третьего поколения (3G) сотовые операторы надеются существенно расширить свое присутствие на рынке широкополосного доступа в сеть Интернет.

Широкополосный доступ в Интернет — один из наиболее привлекательных для нас сегментов в телекоммуникационном секторе, — делится коммерческий директор по работе с розничным рынком ОАО «МТС» Макрорегион «Сибирь« Александр Соловенчук. — В России мы прогнозируем рост этого сегмента до $4,5 млрд к 2011 году, и этот сегмент станет главным драйвером роста мобильных операторов уже через три–четыре года».

Уже сегодня сотовые операторы активно продают через розничные сети устройства для быстрого доступа в Интернет (USB-модемы и PCMCI-карты), поддерживающие 3G. «Мы также работаем с вендорами в области совместного продвижения и стимулирования потребления услуг для ШПД в Интернет. К примеру, МТС совместно с компанией Microsoft будут продвигать бюджетные ноутбуки с модемом и SIM-картой МТС», — делится планами Александр Соловенчук.

Уже до конца 2008 года в ряде крупнейших городов Сибирского региона сотовые операторы запустят сеть 3G в коммерческую эксплуатацию, а в течение 2009 года покрытие сетей 3G охватит остальные города региона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ