AiRUnion в блокаде

На этой неделе ситуация с отправками рейсов альянса AiRUnion достигла своего пика и едва не вышла из-под контроля. Помимо топливных компаний, в наступление на авиакомпанию пошли кредиторы и надзорные органы — лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) подала иск о признании самой прибыльной авиакомпании альянса банкротом, а Счетная палата и транспортная прокуратура пригрозили возбуждением уголовных дел. Несмотря на то что поступления средств в аэропорты начались лишь в четверг, отправки самолетов во многих аэропортах возобновились вечером в среду. Тем временем эксперты высказывают мнение, что судьба авиакомпаний, входящих в AiRUnion, предрешена.

По мнению экспертов, уже в ближайшее время авиакомпании альянса могут потерять значительную долю на рынке авиаперевозокПо мнению экспертов, уже в ближайшее время авиакомпании альянса могут потерять значительную долю на рынке авиаперевозок

Напомним, что первые трудности с отправками рейсов из российских аэропортов из-за задолженности перед заправщиками (долг превышает $1 млрд) возникли у альянса AiRUnion еще в начале августа. На прошлой неделе ситуация обострилась, и отправки рейсов авиакомпаний альянса («Домодедовские авиалинии», «Красноярские авиалинии», «Сибавиатранс», «Омскавиа», «Самара») прекратились во многих российских аэропортах — на Сахалине, Камчатке, в Москве, Приморье, Сибири и Поволжье.

Согласно отчетности авиакомпаний, кредиторская задолженность авиакомпании «КрасЭйр» за первое полугодие 2008 года составила почти 16,2 млрд рублей, «Самары» — 1,1 млрд рублей, «Омскавиа» — более 555 млн рублей. «Помимо кредиторской задолженности, часть обязательств приходится на облигации, по которым авиакомпании альянса выступают поручителем, — говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Обращает на себя внимание и огромный уровень дебиторки, в том числе и просроченной. Так, «КрасЭйр» указывают в отчете за первое полугодие 2008 года цифру 8 млрд рублей, «Самара» — 882 млн рублей, «Омскавиа» — 323 млн, «Домодедовские авиалинии« (по итогам 2007 года) — 3 млрд. Поэтому наблюдатели сходятся во мнении, что вернуть все долги компании альянса самостоятельно не смогут, так как реальная стоимость активов меньше, чем задолженность».

Атака инстанций

В пятницу 22 августа по альянсу был нанесен очередной удар: лизинговая компания ИФК подала иск в арбитражный суд Красноярского края о признании самой прибыльной авиакомпании альянса — «КрасЭйр» — банкротом. Напомним, что Арбитражный суд Москвы несколько месяцев назад обязал «КрасЭйр» вернуть лизинговой компании два дальнемагистральных Ил-96, взятых в аренду в 2004 году. Стоит отметить, что это уже вторая авиакомпания альянса, банкротства которой добиваются кредиторы. Аналогичный иск подан в отношении «Домодедовских авиалиний».

Неприятности генерального директора альянса Бориса Абрамовича этим не прекратились. Во-первых, закончились 3,6 тыс. тонн авиакеросина, о поставке которого удалось договориться с топливными компаниями основному акционеру альянса — госкорпорации «Ростехнологии». Во-вторых, к кредиторам присоединились надзорные и правоохранительные органы. Региональные транспортные прокуратуры начали проверки в Москве, Красноярске, Омске, Владивостоке. Так, в сообщении Западно-Сибирской транспортной прокуратуры говорится, что из Красноярска в органы следствия направлены материалы проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Авиакомпанию «КрасЭйр» из-за массовых задержек обвиняют в нарушении лицензионных требований.

Эксперты уверены, что такой прессинг со стороны надзорных структур был спровоцирован в большей степени критическими заявлениями в адрес руководства альянса от основного акционера — корпорации «Ростехнологии».

Такие заявления не могли остаться не замеченными, и, как результат, Счетная палата уже начала изучение авиакомпаний альянса. Эксперты не исключают, что результаты расследования могут повлечь персональную ответственность менеджмента вплоть до уголовной. А Росавиация запретила компаниям альянса продажу билетов на зимний период до урегулирования кризисной ситуации и пригрозила отзывом лицензии.

Не могли остаться в стороне и высшие эшелоны власти: в понедельник председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение о выделении AiRUnion 24 тыс. тонн топлива из Росрезерва (под гарантии Ростехнологий на условиях последующей компенсации).

Ответ аэропортов

На протяжении всей недели аэропорты один за другим прекращали обслуживать самолеты альянса. В среду обслуживание самолетов авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion, было прекращено в аэропорту Центральный (Омск). А вечером аналогичная ситуация возникла и в новосибирском Толмачево.

По словам начальника производственно-диспетчерской службы ОАО «Аэропорт Центральный» Евгения Лященко, долг перед топливными компаниями на данный момент составляет 57 млн рублей. «В среду нам позвонили из Минтранса и попросили, несмотря на задолженность, начать отправки самолетов альянса, — сказал господин Лященко. — Поэтому сегодня задержек уже нет. К сожалению, нет пока и денег за топливо».

Несколько иная ситуация в аэропорту Толмачево. По словам генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачево» Алексея Чертенкова, просроченный долг по заправке самолетов альянса был частично погашен утром в четверг (он составлял порядка 3 млн рублей). «К сожалению, у меня нет уверенности, что завтра ситуации с задержками рейсов не повторится, потому что утром в четверг был погашен лишь просроченный долг за уже потребленное топливо», — сказал господин Чертенков.

Он отметил, что основной заправщик аэропорта — компания «Газпромнефть-Аэро» — выделил 50 тонн авиатоплива, чтобы спасти ситуацию. «Этого топлива хватит лишь на один день, и если не будет предпринято решительных шагов со стороны правительства, завтра ситуация может усугубиться».

Звездный час конкурентов

Конкуренты воспользовались ситуацией по-своему. «Аэрофлот», ГТК «Россия», S7 Airlines и «Трансаэро» согласились перевозить пассажиров альянса на свободных местах. В то же время они заявили, что введения дополнительных рейсов для бесплатного вывоза пассажиров альянса не будет. При этом, по распоряжению Транспортной клиринговой палаты, аккредитованные агентства не имеют права возвращать пассажирам средства за сдаваемые авиабилеты. Каждый из авиаперевозчиков считает этот период самым подходящим для того, чтобы закрепиться в Красноярске. Так, в «Аэрофлоте» обсуждается вопрос об открытии филиала авиакомпании в Красноярске. S7 Airlines (которая долгое время боролась за выход на красноярский авиарынок) заявила о готовности ввести регулярный рейс Москва–Красноярск.

Участь альянса

Олег Пантелеев говорит, что сегодня участь альянса предрешена: «Госкорпорация «Ростехнологии« предоставляет гарантии под получение авиатоплива из Росрезерва, а также принимает участие в финансировании ряда текущих долгов авиакомпаний альянса, что позволяет ей стать кредитором этих авиакомпаний, а впоследствии — поставить своих представителей на посты временных или конкурсных управляющих. Затем в компаниях вводится внешнее или конкурсное управление, а тем временем Росавиация прекращает операционную деятельность тех компаний, финансовое положение которых наиболее критично и отмена рейсов которых не вызовет негативных социальных последствий». По мнению эксперта, далее, после формирования бизнес-плана будущей авиакомпании, «Ростехнологии» смогут создать ОАО «ЭйрЮнион», получив 100%-ный контроль в обществе. «В качестве имущественного взноса в эту компанию могут быть включены представляющие ценность активы, которые будут проданы в ходе конкурсного управления в авиакомпаниях альянса. На работу в новой авиакомпании будут приглашены специалисты из перевозчиков альянса, управляющей компании ООО «ЭйрЮнион», а также менеджеры, нанятые «Ростехнологиями«. Затем часть авиакомпаний нынешнего альянса прекратит свое существование», — резюмировал аналитик.

Борис Абрамович в настоящее время недоступен для прессы. Однако, как сказали корреспонденту «КС» в пресс-службе альянса, ситуация стабилизируется, и антикризисным комитетом, который возглавляет господин Абрамович, уже разработаны график вылета и оперативные технологии обслуживания задержанных рейсов для всех подразделений авиакомпаний.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ