Техника одного из крупнейших немецких машиностроительных предприятий — концерна Liebherr, — предназначенная для проведения горнодобывающих работ, вернулась в нашу страну с началом экономического подъема. В 2000 году первые два гидравлических экскаватора для российской горной промышленности — Liebherr R 992 массой 146 тонн, вооруженные ковшами объемом 8 куб. м, — были поставлены в Норильск на Кайерканский разрез РАО «Норильский никель». Затем машины стали приобретать шахтеры, нефтегазодобытчики, а в последние два года их охотно закупают строители и лесозаготовители. Какое внимание Liebherr уделяет организации технической поддержки? На этот и другие вопросы «КС« отвечает региональный директор ООО «Либхерр-Русланд» ИГОРЬ ШАПУНОВ.
— Игорь Александрович, первые машины, приобретенные РАО «Норильский никель», проходили специальную подготовку. Тем не менее как обеспечивалась их дальнейшая работа в России?
— Действительно, немецкие инженеры перед отправкой машин в Заполярье внесли достаточно много конструкционных изменений, однако стабильную работу обеспечил налаженный сервис. Сразу же с появлением на Норильском ГМК первых машин на предприятии была организована специализированная сервисная служба Liebherr. Именно в этом проявилась техническая политика компании, основателю которой Гансу Либхерру принадлежит фраза, выражающая философию ведения бизнеса: «Первую продажу делает продавец, все последующие — его сервисные службы«.
— В каком регионе Сибири у «Либхерр-Русланд» на данный момент самая мощная техническая поддержка?
— Во всех регионах, где работают наши машины, они обеспечены запчастями и расходными материалами. Сервисные инженеры проводят плановые осмотры и ремонты в случае когда какие-то узлы требуют замены. Но если говорить о том, где самый большой штат, то нужно понимать, что сервис неразрывно связан с парком машин. С ростом их «популяции« мы принимаем дополнительных людей, обучаем, обеспечиваем техникой и инструментом, увеличиваем резерв запчастей. Поскольку пока машин больше всего в Кузбассе, то там и самая мощная служба, работает большое подразделение — «Либхерр-сервис Кузбасс».
Сейчас мы активно прирастаем в Восточной Сибири, одновременно в регионе расширяются и все необходимые технические подразделения, организован склад запчастей. Если каких-то деталей не оказалось на этом складе или в Москве, то их доставка с центрального склада в Германии занимает не более 10 дней.
— Какие машины приобретают компании и кто основные заказчики?
— Гидравлические экскаваторы с объемом ковша от 3 до 18 куб. м, гусеничные бульдозеры весом 45–50 тонн, колесные погрузчики с объемом ковша от 3 до 6 куб. м. В числе наших заказчиков — ОАО «Кузбассразрезуголь», ОАО «КОКС», ТД «ЕвразХолдинг», ОАО «ЗапСиб», ОАО «Южный Кузбасс», а также компании из соседних регионов — ЗАО «Сибантрацит», ОАО «Красноярсккрайуголь», «Сибтрубопроводстрой». Всего данным предприятиям, относящимся к горнодобывающей и металлургической отраслям, за пять лет работы было поставлено порядка 200 единиц техники.
Последние два года были очень активны в плане увеличения объема продаж. Я бы сказал, что произошел резкий скачок. В то же время мы направили свои усилия на развитие сервисной службы в непосредственной близости от мест эксплуатации техники. Концепция компании очень жесткая: мы не имеем права продавать машины, не обеспечив их специализированным сервисом. Основное требование — техподдержка должна быть самого высокого уровня. Могу сказать, что некоторые тендеры, в которых мы принимали участие, были выиграны исключительно благодаря уровню сервиса.
— То есть преимуществ в цене или сроках поставки не было?
— Нет. Мы успели показать свое отношение к машинам, к тому, как они должны работать, а заказчики это заметили и оценили. На сегодняшний день создана достаточно хорошая сервисная база в Кузбассе, в которую входит, помимо склада в поселке Красный Брод, о котором я говорил выше, склад в Междуреченске, завершается формирование складов в Новосибирске и Братске. В компании принят очень жесткий корпоративный стандарт в отношении сервиса, ведь вся поставляемая нами техника носит собственное имя ее основателя и владельца.
— Завершилось ли формирование структуры компании?
— Концерн Liebherr планомерно расширяет свое присутствие в России. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, уже работают филиалы в Нижнем Новгороде, Сочи, Перми, Новосибирске, Кемерове, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Тюмени. В ближайшее время будет открыт филиал в Екатеринбурге. Сервисные опорные пункты есть в Архангельске, Ухте, Сургуте, Норильске, Североенисейске и Магадане. Полным ходом идет строительство ремонтно-складского комплекса в подмосковном Одинцово. Завершение работ ожидается к середине 2009 года. Кроме того, весной этого года Liebherr и правительство Нижегородской области подписали инвестиционное соглашение о строительстве нового производства в городе Дзержинске, где будет осуществляться сборка строительной техники. Дополнительно предприятие будет изготавливать компоненты гидравлики, редукторы и металлоконструкции.
— Какой из регионов лидирует по объемам продаж машин и запчастей?
— В последние годы это Сибирь. В 2008 году хорошую динамику показывают Томская и Иркутская области, Красноярский край, Бурятия. Если раньше среди наших покупателей были в основном горнодобывающие компании, то сейчас среди заказчиков увеличилось число предприятий лесоперерабатывающего комплекса и нефтегазового сектора.
— Падение курса доллара и укрепление евро сказались на позициях европейских производителей. Вам становится труднее конкурировать по ценам?
— Действительно, машины из Европы обходятся несколько дороже, но вместе с тем подорожало и топливо, а это уже выводит в лидеры те компании, чьи машины работают быстрее, а значит, на тонну перемещаемого груза потребляют его меньше. Благодаря гидростатическому приводу техника Liebherr отличается экономичным расходом топлива, лучшей маневренностью и большей отдачей. Заказчики по достоинству оценили экономический эффект при эксплуатации наших бульдозеров, погрузчиков и экскаваторов. 40-тонный бульдозер PR 754 Litronic с гидростатом делает столько же, сколько и 50-тонный с обычным приводом. Он передвигает меньше грунта, но перемещается заметно быстрее. Одно из крупных угольных предприятий Новосибирской области — компания «Сибирский антрацит» — приобрело у нас сначала три экскаватора, затем — три бульдозера и потом еще два экскаватора. Начали с того, что брали машину на испытание, затем, убедившись в ее возможностях, оценив работу сервисной службы, расширили парк. Еще пример — Коршуновский ГОК, где мы ввели в эксплуатацию экскаватор типа «обратная лопата» с ковшом 9 куб. м. От других машин он отличается тем, что лучше приспособлен для выемки руды со дна карьера в ограниченном пространстве. Благодаря высокой маневренности машина загружает самосвалы быстрее своих «одноклассников», и в этом ее главное преимущество.