Сибирские авиапредприятия небезопасны

сделали вывод прокуроры

На этой неделе «КС» стали известны результаты проверок соблюдения авиакомпаниями Западной Сибири законодательства об авиационной безопасности за первое полугодие 2008 года. Проверки проводила Западно-Сибирская транспортная прокуратура. Специалисты прокуратуры отмечают, что несовершенство законодательной базы нередко позволяет руководителям авиапредприятий избежать наказания за многие серьезные нарушения.

Как рассказала корреспонденту «КС» старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова, в ходе плановой проверки на авиапредприятиях Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краев, а также республик Хакасия, Тыва и Алтай выявлено множество нарушений.

В частности, в ОАО «Омский аэропорт» не осуществлялось эколого-орнитологическое обследование, что создавало угрозу авиационного происшествия в результате столкновения птиц с самолетами. Также не соблюдались пропускной и внутриобъектовый режимы аэропорта. Факты проникновения посторонних лиц в контролируемые зоны авиапредприятий без соответствующего на то допуска, выданного в установленном законом порядке, были зарегистрированы в аэропортах Норильск, Толмачево, Енисейск, Игарка, Туруханск, Богучаны и Ачинск.

Как пояснил корреспонденту «КС» заместитель генерального директора по авиационной безопасности и режиму ОАО «Аэропорт Толмачево» Александр Ефросинин, в этом году действительно было зафиксировано разовое проникновение постороннего лица на территорию аэропорта, но нарушитель был задержан сотрудниками службы авиационной безопасности (САБ) совместно с вневедомственной охраной, контролирующей территорию аэропорта. «Аэропорт — охраняемая территория, но это не может 100%-но гарантировать ее неприступность, — говорит господин Ефросинин. — Есть нормы, которые нами выполняются в соответствии со всеми требованиями: бетонный забор с техническими средствами защиты по козырьку, постоянное наблюдение, видеокамеры на перроне, стоянках воздушных судов и территории аэропорта. Тем не менее подобные случаи происходят. Как правило, они выявляются на этапах совершения нарушения или после незаконного проникновения на объект. Предотвратить их, как и любые нарушения в сфере безопасности, можно, усиливая меры этой безопасности, чем аэропорт Толмачево постоянно занимается».

Что касается авиаперевозчиков, то Оксана Горбунова отметила, что по результатам проверки уголовных дел по фактам использования контрафактных и неаутентичных узлов и деталей не возбуждалось (в 2008 году в следственные подразделения Западно-Сибирского следственного управления на транспорте при прокуратуре РФ поступало восемь сообщений по фактам аварийных посадок воздушных судов).

Однако в ходе проверки выявлены факты несоблюдения норм летной технической эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, а также норм рабочего времени и времени отдыха.

Например, установлено, что табели учета рабочего времени по летному комплексу ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не во всех случаях отражают фактическое рабочее время.

Транспортные прокуроры выяснили, что на базе некоторых авиакомпаний вообще проводились эксперименты, способные повлечь за собой авиакатастрофы. Согласно документам, предоставленным «КС» Западно-Сибирской транспортной прокуратурой, «распоряжением заместителя министра транспорта Российской Федерации от 30.05.2006 принято предложение ряда авиакомпаний, в том числе ОАО «Сибирь«, о проведении на их базе исследований по определению возможности увеличения максимально допустимой продолжительности полетного времени, установленной законом». А генеральным директором ОАО «Авиакомпания «Сибирь» Владиславом Филевым утверждено положение, в соответствии с которым существенно уменьшено время отдыха авиаперсонала и увеличена интенсивность труда. По этому факту новосибирской транспортной прокуратурой направлено заявление в Обской городской суд с требованием признать положение ОАО «Авиакомпания «Сибирь» противоречащим федеральному законодательству. Суд эти требования удовлетворил, а определением кассационной инстанции Новосибирского областного суда (в январе этого года) решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Получить комментарий в авиакомпании «Сибирь» корреспонденту «КС» не удалось.

Как отмечают в транспортной прокуратуре, несовершенство законодательной базы сегодня играет на руку многим нарушителям. «Многие руководители авиапредприятий пользуются тем, что уголовная ответственность предусмотрена лишь в результате причинения тяжкого вреда здоровью человека. Поэтому, на наш взгляд, необходимо установление уголовной ответственности за нарушение правил безопасности независимо от наступивших последствий», — резюмировала Оксана Горбунова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ