Поле битвы — автозаймы

Количество и объем кредитов, которые сибиряки берут в банках на покупку автомобилей, постоянно увеличиваются. Кроме того, все более устойчивой становится тенденция спроса на новые иностранные авто. Неудивительно, что в борьбе за разработку этой «золотой жилы» банки постоянно выводят на рынок новые программы автокредитования. Даже несмотря на кризис ликвидности, практически любой человек сегодня может подобрать подходящий для него заем.

В пользу новых иностранных

Как отмечают в Альфа-Банке, в Сибири все ярче вырисовывается картина увеличения продаж в кредит новых автомобилей. «За прошедший квартал среди подержанных автомобилей преобладают автомобили 2003 года и новее», — поясняет руководитель центра автокредитования филиала «Новосибирский« ОАО «Альфа-Банк» Андрей Чирок. В МДМ-Банке автокредитом также в основном пользуются для покупки новых автомобилей иностранного производства. Причем за последние несколько лет предпочтения покупателей сместились к приобретению новых автомобилей среднего класса.

По наблюдениям экспертов ООО «ФОСБОРН ХОУМ», в последнее время в России в кредит стали больше приобретать новые машины и наблюдается снижение спроса на займы для покупки б/у автомобилей. Эксперты компании в первую очередь связывают эту тенденцию с выравниванием цен на подержанные европейские (и американские) иномарки и новые иномарки экономкласса — клиенты предпочитают брать займы сразу на новые авто.

Представители автосалонов отмечают аналогичную тенденцию. Так, специалист по кредитованию автосалона «Новосибирск Авто» Ольга Уколова отмечает, что клиенты в основном начали отдавать предпочтение новым автомобилям, так как разница по цене между пробеговой и новой машиной сегодня составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. «Это не такие уж большие деньги», — считает собеседник «КС».

В Красноярске, напротив, отмечается традиционно большой спрос на подержанные автомобили, которые, как правило, приобретаются на авторынке или аукционах. «Учитывая дорогостоящую эксплуатацию автомобиля и высокий статус покупателя, элитные авто чаще приобретают за наличные», — говорит начальник департамента розничных продуктов АКБ «Енисей« (ОАО) Лидия Горипякина. Хотя в ЗАО «СТС-автомобили» «КС« пояснили, что покупатели чаще всего оформляют в кредит более дорогие модели Mercedes-Benz — S-Класса, GL-Класса, Е-Класса. В компании «Автолэнд-Сибирь» в Новосибирске также отмечают, что если раньше автомобили Land Rover и Jaguar приобретались за наличный расчет, то сейчас основная часть приобретается в кредит.

«Впрочем, подержанные японские авто все еще находятся в более низком ценовом сегменте, за счет чего в Новосибирске, в отличие от европейских и уральских городов, пока лидируют кредиты на покупку подержанных авто. По данным департамента маркетинга нашей компании, за 2007 год 67% автокредитов в Новосибирской области составили подержанные импортные авто, 23% — новые импортные авто, 10% — российские авто, — отмечает начальник отдела автокредитования департамента розничных продаж ООО «ФОСБОРН ХОУМ» Юрий Раздуев. — Но в перспективе эта ситуация также будет меняться в пользу новых иностранных машин импортной и отечественной сборки. Растут пошлины на ввоз «автохлама«, растет стоимость доставки, и правительство планирует запретить ввоз машин старше пяти лет».

Самыми популярными марками среди подержанных автомобилей, приобретаемых с помощью кредитов банка «Енисей», по наблюдениям Лидии Горипякиной, являются Toyota, Honda, Nissan. В Альфа-Банке за прошедший квартал не было ни одной заявки на кредитование отечественных автомобилей, только иномарки. «На данный момент BSGV кредитует только новые и подержанные иномарки, представленные в салонах у официальных автодилеров», — говорит и генеральный директор Филиала BSGV в Новосибирске Игорь Смуров. В Новосибирском Муниципальном банке наибольшим спросом у заемщиков пользуются японские автомобили (преимущественно марки Toyota) без пробега по России, не старше 5–7 лет. «Как правило, предпочтения в плане выбора автомобиля зависят от возраста заемщика. Если заемщики в возрасте от 25 до 40 лет стремятся приобрести в кредит иностранные автомобили, то представители старшего поколения предпочитают отечественный автопром», — констатирует начальник отдела кредитования физлиц кредитного управления Новосибирского Муниципального банка Анна Каримова.

Достаточно серьезно в банках различается и средний размер автокредита. Так, в Новосибирском филиале BSGV средний заем, полученный на покупку машины, составляет порядка 1 млн рублей, в Альфа-Банке — $15 тыс., в Сбербанке — 500 тыс. рублей, а в банке «Енисей» средняя стоимость автомобиля варьируется от 250 тыс. до 350 тыс. рублей.

К интересному тренду в сегменте автокредитов Юрий Раздуев относит растущий спрос на мотоциклы. В Москве и Санкт-Петербурге он уже прослеживается очень четко, и в ближайшее время может прийти в Сибирь, хотя и будет носить сезонный характер. «Ценовая категория популярных марок мотоциклов соответствует ценам в сегменте импортных авто экономкласса. Потребитель таких займов имеет доходы выше среднего, — отмечает эксперт. — Впрочем, пока редкий банк кредитует покупку мотоциклов. При этом расходы заемщика выше, чем на обычный автокредит (ставки + страховка), поэтому предпочтительным в этом случае пока остается потребкредит».

Богатство выбора

По оценкам экспертов, сегодня на рынке существует множество различных программ автокредитования, которые предусматривают буквально все пожелания клиента. Так что найти «свой» кредитный продукт вполне реально.

В частности, программы, предлагаемые Сбербанком, позволяют кредитовать до 100% стоимости автомобиля и дополнительного оборудования к нему, причем не предусматривают никаких ограничений по году выпуска приобретаемого автомобиля и не требуют поручительства. Обеспечением по кредиту служит залог покупаемого транспортного средства. «Важный момент — супруги могут выступать созаемщиками. Это значит, что в кредит можно будет взять большую сумму и приобрести более дорогую машину. При зачете собственных средств клиента может учитываться стоимость старого автомобиля. Для этого нужно предоставить справку из автосалона, который готов приобрести данную машину, — поясняют в Сибирском Сбербанке. — Кроме того, с февраля текущего года в банке действуют условия по либерализации оценки платежеспособности заемщика: при сумме кредита не более 750 тыс. рублей (или эквивалента в иностранной валюте) и наличии собственных средств заемщика в размере 15% от стоимости автомобиля (с учетом дополнительного оборудования) подтверждения дохода заемщика не требуется. При этом заемщик должен иметь положительную кредитную историю и постоянную регистрацию на территории Кемеровской, Томской или Новосибирской областей, а также должна отсутствовать непогашенная ссудная задолженность перед Сбербанком России ОАО. Все это обеспечивает востребованность данной программы у автолюбителей. За 2008 год банком уже выдано около 2,5 тыс. автокредитов на сумму более 1,2 млрд рублей».

В BSGV чаще всего клиентов интересует стандартная программа автокредитования, по которой вносится 15% от стоимости машины, а годовая ставка составляет от 9% в долларах США и 11% в рублях. «Особой популярностью, по нашим наблюдениям, начинает пользоваться специальная программа BSGV Buy back, когда клиент приобретает в кредит новую иномарку за полцены на три года, а после этого может вернуть ее в салон либо оставить себе, переоформив кредит», — констатирует Игорь Смуров.

В Муниципальном банке отмечают, что большой популярностью у клиентов пользуется беспроцентное кредитование. Но на банковском рынке такие виды продуктов появляются в ограниченном количестве, поскольку для подобных предложений необходимы специальные программы, реализуемые банками совместно с автосалонами, страховыми компаниями. «Одним из вариантов оформления беспроцентных кредитов является схема, при которой автосалон компенсирует банку проценты по кредиту, зафиксированные в договоре с клиентом. Автосалон реализует свой автомобиль со скидкой, которая и является компенсацией банку по процентам за пользование кредитом», — объясняет Анна Каримова. В Новосибирском филиале Банка Москвы также говорят о стабильном спросе на автомобили, реализуемые в рамках совместных акций банков и автосалонов. «В такой ситуации покупатель обычно получает выгодные условия приобретения авто — ставка по кредиту, цена автомобиля, процент по каско», — говорит начальник отдела автокредитования Новосибирского филиала ОАО «Банк Москвы» Марина Вильневчиц. А по наблюдениям Ольги Уколовой, клиенты выбирают программы кредитования, ориентируясь еще и на процент переплаты и возможность досрочного погашения. (Больше всего обращений за кредитами на покупку машин в автосалоне «Новосибирск Авто» поступает в Собинбанк, Промсвязьбанк, Банк Москвы, МДМ-Банк, Райффайзенбанк, Русфинансбанк, Локо-банк.) из-за роста цен на новые отечественные авто, которые стали сопоставимы с ценами на иностранные авто экономкласса, а также из-за популяризации импортных авто экспресс-кредиты постепенно отходят на второй план. Люди согласны потратить больше времени и сил на стандартный продукт, чтобы получить более низкую ставку и меньшие ежемесячные выплаты.

В Альфа-Банке пользуются спросом как классические виды автокредитов, так и экспресс-займы «по двум документам», в зависимости от набора документов, который клиент может предоставить в банк. «Клиенты, у которых нет проблем с предоставлением документов, предпочитают «классику«. Те, кто не может подтвердить свой доход, вынуждены пользоваться »экспресс-кредитами«, — поясняет Андрей Чирок. А начальник департамента развития розничного бизнеса проектной группы по развитию сети в СФО ОАО «МДМ-Банк» Вадим Седельников добавляет, что сохранение категории клиентов, предпочитающих обратиться за потребительским кредитом (заведомо более дорогим) для приобретения подержанных недорогих автомобилей, объясняется достаточно просто. Преимуществами данного решения являются отсутствие страхования каско и возможность свободно распоряжаться автомобилем, не находящимся в залоге.

В банке «Енисей» также говорят о растущей популярности так называемых кредитов «без посредников», когда заемщик может приобрести авто у знакомого либо просто продавца без участия автосалона, тем самым освобождая себя от выплаты комиссий. «Еще вчера процесс покупки автомобиля в кредит начинался с похода в автосалон. Сегодня красноярцы уже привыкли действовать по схеме, которая давно и успешно работает в западных странах. Перед покупкой вожделенного автомобиля обращаются в банк, узнают, на какую сумму могут рассчитывать, и уже после этого спокойно покупают машину в автосалонах, аукционных фирмах и даже у частных лиц, — рассказывает Лидия Горипякина. — Люди сами принимают решение, какой автомобиль и где они будут приобретать. А банк лишь предоставляет им необходимые денежные средства. К примеру, на красноярском авторынке работают сотрудники банка, к которым можно обратиться за консультацией, подать заявку и оформить кредит на месте. Уровень финансовой грамотности населения заметно вырос: потребитель стал более требовательным, не привык бросать деньги на ветер, интересуется наиболее выгодными условиями кредитования».

Вадим Седельников говорит о появлении еще одной тенденции. Уже сейчас наибольшей популярностью в МДМ-Банке пользуется классическая программа автокредитования, предполагающая приобретение автомобиля у официального дилера, с заводской гарантией и возможностью гарантийного обслуживания, с обязательным страхованием каско (стоимость страхования может включаться в сумму кредита). Такие автомобили, как правило, приобретаются на длительный срок, и для клиентов становится очень важны надежность и уверенность в сохранности приобретаемой машины.

О появлении новых веяний говорят и представители компаний-дилеров. «С выходом на рынок «Мерседес Бенц Банк Рус« большую часть кредитов наши покупатели стали оформлять именно через этот банк, — рассказывает директор по корпоративным коммуникациям и маркетингу ЗАО «СТС-автомобили» Галина Шахова. — Предпочтение отдается стандартным программам с продолжительным сроком кредитования (до пяти лет), т. к. первоначальный взнос невелик и приобретение автомобиля возможно даже при обладании небольшой суммой. Однако во время действия специальных программ на определенные модели автомобилей Mercedes-Benz «Мерседес Бенц Банк Рус« предлагает выгодные условия даже при первоначальном платеже от 10%». (Больше всего кредитов на покупку машин в автосалонах компании клиенты получают в банке «Мерседес Бенц Банк Рус» — 100%-ной «дочки» концерна «Даймлер АГ».)

Автобанки нестрашны

По оценкам экспертов «ФОСБОРН ХОУМ», в России в кредит продается 40–50% автомобилей. Для сравнения: в Европе этот показатель составляет 70–80%, так что в ближайшие годы отечественный рынок автокредитования продолжит расти достаточно быстрыми темпами. «Рынок автомобилей в Сибирском регионе далеко не насыщен, поэтому будут открываться новые автосалоны — официальные дилеры, отвечающие всем требованиям производителя. Многие марки будет представлять не один автосалон, что положительно скажется на ценах и качестве услуг для автомобилистов, — прогнозирует Марина Вильневчиц. — Будет увеличиваться спрос не только на новые иностранные автомобили, но и на подержанные авто».

Даже в последнее время, несмотря на кризис ликвидности, интерес банков к сегменту автокредитования не уменьшается. По мнению Анны Каримовой, на увеличение объемов выданных кредитов существенное влияние оказывают выход на рынок новых крупных банков, в том числе с участием иностранного капитала, и расширение местными кредитными организациями спектра предоставляемых услуг.

Часть собеседников «КС» полагает, что рынок автокредитования претерпит серьезные изменения после выхода на него автобанков, которые своими условиями и акциями могут привлечь новых потребителей. Хотя автобанки предлагают условия не лучше, чем у работающих на рынке игроков. Например, «Тойота Банк» выдает кредиты под 11%, а в других банках можно подобрать автокредит под 10% и даже 9%. «Если говорить о специальных программах со ставкой от 0% до 5%, то это не привилегия автобанков — такие программы реализуют автодилеры с обычными кредитными организациями, которые в этом случае получают дилерский дисконт. Также автобанки не кредитуют б/у авто. Вытеснить российские и зарубежные банки с рынка автокредитования автобанкам не удастся», — резюмирует Юрий Раздуев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ