В поисках рентабельности

Положение хлебопеков трудно назвать стабильным. Изменение цен на сырье существенно сказалось на их рентабельности. Кто из хлебопеков Сибири оказался в наиболее выгодной ситуации по итогам 2007 года?

Лидеры удерживают позиции

Хлебопекарня
Фото Михаила ПЕРИКОВА

Лидерство по объемам продаж хлебобулочных изделий недлительного хранения и по финансовым показателям в Сибирском регионе принадлежит двум крупнейшим холдингам — Сибирской хлебной корпорации (СХК) и Сибирскому аграрному холдингу (САХО). СХК в Сибири принадлежит три крупнейших хлебопекарных завода (хлебообъединение «Восход«, компания «Восход-Бейкер» и хлебозавод «Русич», находящиеся в Новосибирской области).

В состав САХО входят 13 хлебозаводов общей мощностью 300 тыс. тонн хлеба в сутки. САХО, по выражению председателя совета директоров Павла Скурихина, выстроил «вертикально интегрированную структуру от поля до прилавка», что позволяет меньше зависеть от рыночных колебаний. Это позволило компании, по собственным оценкам, достичь в 2007 году объема консолидированной выручки на уровне 3,1 млрд рублей. Через год САХО планирует увеличить ежедневный объем выпуска хлеба до 700 тонн. Таких успехов, по мнению Павла Скурихина, холдинг может добиться, используя проверенный принцип интеграции: совсем недавно, в апреле 2008 года, САХО купил 70% акций итальянского производителя хлебопекарного оборудования Bassanina. Вместе с ним было приобретено 70% акций компании Mechaniсa Marcon, специализирующейся на обработке металлов и производстве комплектующих для хлебопекарного оборудования.

Сибирская хлебная корпорация сделала ставку на другие преимущества. Результаты работы этой компании показывают, что построение аграрной «крепости», со всех сторон защищенной собственными мощностями, — не единственный путь к успеху. Несмотря на то что традиционное хлебопечение пока остается ведущим направлением работы корпорации, ее руководство пробует свои силы и на других перспективных направлениях. По мнению первого заместителя генерального директора СХК, президента хлебообъединения «Восход» Сергея Гребнева, «безусловно, будущее за горячим хлебом, производимым в заводских условиях на современном европейском оборудовании в местах продаж. Я против пекарен полного цикла, таких как в гипермаркетах, потому что они себя не показали — это достаточно убыточные предприятия. А весь мир живет использованием довыпечки в местах продаж». Пилотный проект, нацеленный на апробацию этой стратегии, уже запущен в Новосибирске под названием «Буланжери«. При этом руководство компании настолько уверено в правильности выбранного направления, что пошло на эксперименты даже с достаточно успешным проектом «Восход-Бейкер». Как говорит Гребнев, «мы в прошлом году начали финансировать рестайлинг — «Восход-Бейкер« в местах продаж называется BonApe. Разработаны новая торговая марка, логотип, фирменные цвета, фирменное торговое оборудование — это потребовало от нас значительных вложений». Результаты работы в 2007 году в компании оценивают позитивно, констатируя выполнение годовых планов. Выручка корпорации только в Сибири составила почти два млрд рублей, объем чистой прибыли — 159 млн рублей.

Большие масштабы — большие проблемы

Однако даже таким гигантам положительные результаты даются непросто. Одной из главных проблем 2007 года хлебопеки называют ошеломляющий рост цен на муку, составивший, по оценкам Сергея Гребнева, до 90%: так, если в начале года мукомольные предприятия поставляли свою продукцию на хлебозаводы по цене около 7,5 тыс. рублей за тонну, то к концу года этот показатель достиг уже 14 тыс. рублей. При этом, отмечает председатель совета директоров компании «Красноярский хлеб», председатель Союза хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири Евгений Бондарев, «сегодня в себестоимости готового хлеба до 50% занимает мука», а значит, удорожание готовой продукции оказалось настолько заметным, что необходимо было принимать меры, чтобы не закончить год с отрицательными показателями.

Наиболее простым выходом из ситуации стало повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия — таким образом, издержки производителя перекладывались на плечи покупателей. В сложившейся ситуации трудно было устоять перед такой возможностью. Так, иркутская компания «Каравай» дважды в 2007 году поднимала цены: в общей сложности повышение составило 30%. Основной причиной этих повышений в компании называют все тот же рост цен на муку: так, по данным «Каравая», в мае 2007 года стоимость муки выросла на 20%, а в июне-июле повышение цены у разных поставщиков составило на муку высшего сорта — от 22,8% до 37,8%, на муку первого сорта — от 23,8% до 44,8%; на муку второго сорта — 45%; на муку ржаную — 19,2%. Кроме того, по словам представителя «Каравая», «усугубляет сложившуюся ситуацию дефицит муки всех сортов у основных поставщиков нашей компании — ООО «Алтайский Каравай», ОАО АК «Томские мельницы», ООО «Каравай мука».

Дефицит муки подтверждают и сами представители зерновой отрасли. Одной из важнейших причин сложившейся ситуации стало изменение ориентиров политики Казахстана, ежегодно поставлявшего в Сибирь до 800 тыс. тонн зерна. Сегодня южному соседу более выгодными представляются поставки в Китай, что, по разным оценкам, влечет за собой дефицит сырья в размере около 500 тыс. тонн зерна.

Крупные компании, заботящиеся о своем имидже не только в глазах конечного потребителя, но и местных властей, не могли позволить себе резкого повышения цен на конечную продукцию, хотя, по словам Евгения Бондарева, большинство заводов в отрасли работает с рентабельностью 3–4%. В этой ситуации инструментом сдерживания цен выступили административные и менеджерские решения. Сергей Гребнев выделяет два основных способа борьбы с ростом цен на муку. По его словам, «первое, что мы сделали — оптимизировали себестоимость, боролись с издержками, очень внимательны были к любым затратам, которые несли. Второе — меняли структуру продаж, т. е. пытались, и во многом это получалось, выводить на рынок новые, более доходные сорта продукции».

Генеральный директор «Барнаульского хлебокомбината N 4» Константин Терновой добавляет, что немаловажную роль в оптимизации себестоимости играет эффективная логистика. По его мнению, «в этом деле несущественных деталей нет: овчинка будет стоить выделки только в случае последовательного, системного управления изменениями». По данным Константина Тернового, эффект от улучшения логистики может достигать 50%-ного роста объемов продаж.

По словам Павла Скурихина, «путь САХО к снижению цен на конечный продукт отражает преимущества, которые принесет процесс консолидации хлебопекарной отрасли экономике страны в целом». САХО использовал собственное зерно, себестоимость которого, по оценкам компании, составляла на тот момент 3,5 тыс. рублей за тонну, в то время как в свободной продаже цены на зерно достигли 10 тыс. рублей.

Впрочем, проблемы с мукой — не единственный фактор, омрачавший работу хлебопекарной отрасли в Сибири в 2007 году. Еще одна сложность для компаний — проблема с персоналом. По словам Сергея Гребнева, «у нас происходит старение коллективов. Хлебопекарная отрасль очень специфична, средний возраст пекарей, работающих в Новосибирске, — 48 лет. Это не смертельно, но в прошлом году мы уже столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров». Такая тенденция прослеживается и в других регионах Сибири: так, возраст 53% сотрудников иркутского предприятия «Каравай» превышает 35 лет, из них около четверти старше 55 лет. Похожая картина и в Омске: 52,5% работников компании «Сибирский хлеб» старше 35 лет, свыше 17% перешагнули черту пенсионного возраста. Это влечет за собой необходимость применения мер по привлечению более молодого персонала, что невозможно без соответствующего повышения привлекательности отрасли, в первую очередь заработной платы: ведь не секрет, что аграрная и пищевая промышленность — одни из самых низкооплачиваемых отраслей. Так, Сибирская хлебная корпорация в 2007 году подняла уровень зарплат на своих предприятиях в среднем на 15%.

Наконец, более жесткие требования к хлебопекам стали предъявлять и ритейлеры — немаловажное звено в цепочке, обеспечивающей прибыль компании. Как отмечает Сергей Гребнев, «тренд 2007 года — крепнущее влияние торговых сетей в хлебопекарном ритейле. Это требовало от нас, помимо т. н. бонусов для сетей, ряда новых статей финансирования, например, больше рекламной деятельности, промоакций, а также вложений в новые подходы к упаковке продукции. В прошлом году мы начали финансировать проект под названием «автоматическое упаковочное оборудование« с возможностью нарезки хлеба и упаковкой под клипсу. Сейчас мы приобрели достаточно серьезное оборудование — только в Новосибирске объем инвестиций в эту линию составит около $1,5 млн: это требования покупателей, которые ходят в сети». Выход на конечного потребителя становится еще одной важной статьей затрат хлебопекарных предприятий. С этим соглашается Евгений Бондарев: «не секрет, что ритейлеры сегодня требуют платить значительные суммы за размещение товаров в своих магазинах». Однако эта кажущаяся сложность может обернуться и определенной выгодой для производителей хлеба. Так, по словам исполнительного директора кондитерской фабрики «Красная Сибирь» Бориса Мироненко, «проблема выстраивания взаимоотношений с сетями является одной из самых актуальных, и производители хлеба здесь имеют шансы добиться определенных уступок от ритейлеров, поскольку розница более зависима от местных производителей из-за сложности транспортировки этой продукции на значительные расстояния».

Стратегии будущего

Хлебопекарный рынок Сибири остается высококонкурентным. По мнению Сергея Гребнева, «это связано с тем, что у нас избыточное производство. Рынок хлеба является жестко конкурентным. Предприятия отрасли в Новосибирске, например, загружены в среднем на 40–50%. Поэтому тренд 2007 года — смещение конкуренции в более современные сегменты». Кроме того, он отмечает, что «никто не ведет учет мелких пекарен, они не отчитываются, а их много. По нашим данным, доля рынка пекарен в Сибири — 15–20%».

При этом, по мнению Павла Скурихина, сибирский рынок является достаточно закрытым, так как «везти излишки на продажу далеко и невыгодно».

Таким образом, прогноз ближайшего времени в хлебопекарной отрасли — это обострение конкуренции. В этой борьбе, по мнению Сергея Гребнева, есть ряд конкурентных моментов, учитывая которые компания может обеспечить себе прочное место под солнцем. В первую очередь в этом списке, по его мнению, следует назвать свежесть продукции. Кроме того, важное значение имеет отлаженная логистика: «с учетом больших городов, большого трафика нам нужно ломать систему, чтобы хлеб доставлялся в места продаж минимум три раза в сутки: сейчас реально он доставляется полтора-два раза». Еще одно направление — брендирование: «ответственность производителя, его зонтичный бренд, его упаковка, нарезка хлеба».

Выручка сибирских хлебопроизводителей
Компания Регион Выручка, млн руб. Прирост, %
2007 2006
Сибирская хлебная
корпорация
Новосибирская
область
1 955,00 н/д
Хлебник Омская область 483,63 342,89 41,05
Красноярский хлеб Красноярский
край
480,88 265,01 81,46
Хлебодар Омская область 468,81 384,10 22,05
Кемеровохлеб Кемеровская область 413,40 446,27 -7,37
Сибирский хлеб* Омская область 134,92 135,91 -0,72
Юргахлеб Кемеровская
область
93,59 86,92 7,68
Прокопьевский
хлебокомбинат
Кемеровская
область
84,52 87,00 -2,85
Беловохлеб Кемеровская
область
52,66 71,24 -26,07
Осинникихлеб Кемеровская
область
50,20 49,80 0,81
Барнаульский
хлебокомбинат
Алтайский край 26,55 112,93 -76,49
Рубцовский
хлебокомбинат**
Алтайский край 25,95 116,34 -77,69
Сибирячка Новосибирская
область
10,46 1,99 424,72
Каравай Иркутская область н/д 496,76

* Данные по 2007 году оценочные
Источник: СПАРК, данные компаний
**Данные по 2007 году за I квартал

Прибыль сибирских хлебопроизводителей
Компания Регион Чистая прибыль, млн руб. Прирост,%
2007 2006
Сибирская хлебная
корпорация
Новосибирская
область
159,00 н/д
Хлебник Омская область 0,34 1,95 -82,61
Красноярский хлеб Красноярский
край
0,68 -1,54 -144,27
Хлебодар Омская область 12,19 1,06 1051,37
Кемеровохлеб Кемеровская
область
0,00 0,00 0,00
Сибирский хлеб* Омская область н/д -8,18
Юргахлеб Кемеровская
область
1,40 0,88 59,47
Прокопьевский
хлебокомбинат
Кемеровская
область
0,20 -0,11 -279,65
Беловохлеб Кемеровская
область
0,08 0,04 127,03
Осинникихлеб Кемеровская
область
0,33 -1,10 -129,56
Барнаульский
хлебокомбинат
Алтайский край 3,45 0,09 3653,26
Рубцовский
хлебокомбинат**
Алтайский край -0,10 -0,54 -81,04
Сибирячка Новосибирская
область
-0,15 -0,02 625,00
Каравай Иркутская область н/д -2,20

* Данные по 2007 году оценочные
Источник: СПАРК, данные компаний
**Данные по 2007 году за I квартал

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ