«Вкладывать деньги в связь, даже в сегмент физлиц, становится выгодно»

Круглый стол

На телекоммуникационном рынке Сибири усиливается конкуренция. С одной стороны, в регион приходят новые магистральные операторы, что в самое ближайшее время обязательно отразится на общем уровне цен на услуги связи. С другой стороны, новые компании появляются и на рынке услуг для конечных потребителей, как корпоративных, так и частных. Все это происходит на фоне бурного развития интереса к услугам связи. На круглом столе «Телекоммуникации: тенденции сибирского рынка, прогнозы развития», организованном группой изданий «Континент Сибирь», операторы обсудили проблемы рынка, рассказали о текущих тенденциях на нем и попытались сделать прогнозы его развития.

— Насколько острой на сегодняшний день является конкуренция между традиционными операторами дальней связи и сотовыми операторами?

Роман Кравцов, коммерческий директор, первый заместитель директора сибирского филиала ОАО «Ростелеком«:

Роман Кравцов. Фото Алексея ЦИЛЛЕРА

— Тенденции на рынке дальней связи складываются таким образом, что сотовые операторы в рамках своих тарифных планов начинают предлагать абонентам все более дешевую междугородную и международную связь. Однако предложения операторов фиксированной МГ/МН-связи пока значительно интереснее, и мы сегодня не видим существенного оттока абонентов в сети мобильной связи. Помимо этого, в корпоративном сегменте дальняя связь активно используется менеджерами отделов продаж, закупок и т. д. Сложно себе представить, что они будут продавать товары и услуги по сотовому телефону.

Таким образом, я думаю, что рынок фиксированной дальней связи как развивался, так и будет развиваться. Кроме того, появление на этом рынке новых операторов непременно скажется на тарифах в благоприятную для абонентов сторону.

Что касается физических лиц, то согласно тенденциям рынка, подкрепленным статистикой, фиксированная дальняя связь остается востребованной, спрос на нее не падает. Основная причина в том, что она значительно более надежна, абоненты уверены, что она не подведет их в любой ситуации, она проверена временем.

Александр Перепелица, коммерческий директор компании «ТТК-Западная Сибирь»:

Александр Перепелица. Фото Алексея ЦИЛЛЕРА

— Не так давно мне попало в руки исследование, которое проводилось в Западной Европе, традиционно более продвинутой с точки зрения развития любых рынков, чем Сибирь. Согласно этому исследованию, только 20 из 100 жителей условного жилого дома откажутся от установки стационарного телефона в пользу сотового аппарата. В Сибири, по моим оценкам, этот показатель не выше 5–6%.

Роман Кравцов: — Мало кто захочет, чтобы звонков по мобильному телефону было больше, поскольку, как известно, пользы для здоровья человека он не несет.

— В Сибири, как и во всей стране, на рынке физлиц активно развивается широкополосный доступ в Интернет. В результате все большее количество людей начинает пользоваться сравнительно дешевыми сервисами IP-телефонии (Skype, SIPNET, соответствующий сервис от компании «Евросеть» и др.), в которых, помимо голосовой связи, реализована и видеосвязь. С точки зрения потребителя это интереснее и выгоднее, нежели телефонная связь от традиционных операторов. Таким образом, не надувается ли на рынке дальней связи своего рода «пузырь» — может, более оправданно вкладываться в строительство внутригородских сетей ШПД?

Роман Кравцов: — Думаю, что нет. Услуги дальней связи на базе IP-технологий являются скорее услугами-заменителями, которые по определению не могут вытеснить традиционные устоявшиеся сервисы. Они могут занять лишь определенную нишу рынка.

Кирилл Ладыгин, директор по связям с общественностью компании МТТ:

— Число людей, реально пользующихся такими сервисами, весьма мало. О конкуренции с такими сервисами речи сегодня нет. Да и сам ШПД развит пока слабо. К тому же такие технологии подразумевают определенный уровень подготовки населения и наличие у него соответствующего оборудования. Население у нас очень инертно и консервативно, поэтому оно еще много лет будет пользоваться традиционными видами связи.

В отдаленной перспективе — да, традиционные технологии будут замещаться новыми. Однако выход на рынок дальней связи новых игроков снижает привлекательность самого рынка, если только речь идет о полноценной конкуренции, а не банальной «защите» ранее существовавшей клиентской базы. Пока этот рынок растет, и у новых операторов есть все шансы отнять у бывшего монополиста немалый кусок пирога.

— Александр, расскажите о развитии вашей компании в Сибири.

Александр Родионов, директор сибирского филиала компании Effortel:

Александр Родионов. Фото Алексея ЦИЛЛЕРА

— Effortel по-прежнему находится на этапе строительства сети и поглощения других операторов. Формирование нашей сети, таким образом, происходит по всей Сибири. Какие-то конкретные результаты мы начнем показывать не раньше осени этого года. Магистральную составляющую мы запускаем к концу этого года. Сейчас на этапе запуска находится наш проект МГ/МН-связи, а также постепенно развиваются наши локальные сети в городах.

— Роман, будет ли «Ростелеком» самостоятельно оказывать населению услуги ШПД в Интернет, а также телевидения, как это делают другие операторы?

Роман Кравцов: — На массовом рынке «Ростелеком» предлагает услугу дальней связи. Что касается дополнительных сервисов, то на сегодняшний день мы сотрудничаем с компаниями-партнерами и агентами, которые, используя наши ресурсы, оказывают своим абонентам качественные услуги, в том числе и ШПД в Интернет.

— Александр, как продвигается программа вашего выхода на рынок физических лиц?

Александр Перепелица: — Если говорить о компании ТТК в целом, то на рынке частных абонентов мы пока представлены фрагментарно, более того, подключение физических лиц в ряде регионов было произведено в рамках пилотных зон — мы пробовали свои силы на этом рынке. Сейчас решение о полномасштабном выходе на рынок физлиц в компании ТТК принято, мы сделаем это в самое ближайшее время. В Новосибирске и ряде других городов Сибири жители микрорайонов и новостроек уже в этом году смогут начать пользоваться услугами ТТК. Будет предоставляться стандартный набор услуг — ШПД в Интернет, телефония и кабельное телевидение.

Сергей Зайцев, начальник управления связи мэрии Новосибирска:

Сергей Зайцев. Фото Алексея ЦИЛЛЕРА

— Я бы хотел добавить, что в сегменте услуг ШПД в Интернет для физических лиц рынок развивается очень динамично — на нем действует много альтернативных операторов, а значит, у жителей есть выбор. А вот с традиционной телефонией с этой точки зрения возникают проблемы. Фактически нет альтернативных операторов, готовых конкурировать с «Сибирьтелекомом» и оказывать услуги традиционной телефонии населению. Обращаясь к операторам, хотелось бы порекомендовать им: оказывайте своим клиентам весь спектр услуг, в том числе и местную телефонную связь.

Большую надежду мы возлагаем на операторов кабельного телевидения, которые построили в Новосибирске обширные сети. Так, по состоянию на 1 августа 2007 года построены сети КТВ общей монтированной емкостью 330 000 абонентов. Сети смонтированы в спальных жилмассивах Калининского, Ленинского, Кировского, Заельцовского и Советского районов. Услуги кабельного ТВ в Новосибирске предоставляют семь операторов: ООО «НовАКТВ», ООО «МКС», ООО «НМСК», ООО «Лира», ЗАО «СИТИ», ООО «Скайнет«, ООО «Универсал-НТВ». Количество предлагаемых телеканалов колеблется от 57 до 73. И в этой сфере у жителей города есть реальный выбор.

— Какие условия на рынке должны сложиться для появления в достаточном количестве альтернативных операторов местной телефонии, как это произошло в сегменте кабельного телевидения или ШПД в Интернет?

Александр Перепелица: — Это вопрос инвестиционной привлекательности. До сих пор наиболее выгодным для инвесторов было развитие операторов ШПД в Интернет и кабельного телевидения. Возможно, вскоре ситуация начнет меняться и фокус внимания операторов сместится в сторону в том числе и рынка услуг местной телефонной связи.

Сейчас на рынке наступают времена, когда вкладывать средства в связь, даже в сегмент физлиц, становится выгодно.

Кирилл Ладыгин: — Не количество операторов определяет конкуренцию и последующее снижение тарифов, а те условия, которые созданы сегодня для операторов дальней связи. В частности, ключевой фактор на рынке физлиц — введение автоматического hot-choice, без этого никакой реформы по сути и нет, т. к. население инертно и не видит достаточной награды за тот физический и моральный дискомфорт, который связан с походом на узел связи с письменным заявлением, обязательно в рабочее время, по жаре или холоду, со стоянием в очередях и порой невежливым обращением операционистов. А достаточная награда — это низкие тарифы. Но есть фактор, прямо влияющий на тарифы, на реальную себестоимость звонка, немалую долю в которой занимает тариф на инициирование и завершение вызова, устанавливаемый зоновым оператором. Снижение таких тарифов может привести к снижению тарифа на МГ-связь и для конечного потребителя. Пока же снижать тарифы почти некуда. Получается замкнутый круг. Но даже в тех пределах, в которых тарифы снижены, население могло бы ощутить для себя пользу реформы, будь у него простой способ смены оператора, т. е. hot-choice.

— Как изменится рыночная ситуация в связи с приходом компании «Синтерра» в Сибирский регион?

Игорь Морозов, директор по продажам Orange Business Services в России и СНГ:

— Появление новых игроков на рынке всегда стимулирует его развитие и означает положительные изменения для заказчиков. «Синтерра» — серьезный магистральный игрок. Соответственно, появление этого оператора в Сибири повлияет на ситуацию со стоимостью каналов и, как следствие, доступом в Интернет.

— Как отразится на рынке слияние ОАО «Ростелеком» и «РТКомм.ру»?

Роман Кравцов: — Действительно, совсем недавно совет директоров «Ростелеком» принял решение о приобретении пакета акций компании «РТКомм.ру». Сделка позволит увеличить долю «Ростелекома» в компании «РТКомм.ру» с 31,1% до 99,5%. В первую очередь хотелось бы сказать, что для «Ростелекома» это положительная новость, ведь слияние означает для нас повышение качества предоставляемых услуг, расширение их спектра, а отсюда новые конкурентные преимущества.

Игорь Морозов: — Слияние компаний — всегда сложный и комплексный проект, требующий серьезных ресурсов и временных затрат. Вероятнее всего, в ближайшей перспективе ожидать серьезных изменений не стоит.

Александр Перепелица: — На мой взгляд, с точки зрения рынка реального объединения не произошло. Форма собственности операторов не изменилась, они как оставались конкурентами, так ими и остаются. Это довольно интересная ситуация, и пока непонятно, как долго она сможет сохраняться. Я полагаю, что «объединение», которое есть сейчас, кардинальных изменений на рынке не произведет.

С другой стороны, если бы реальное объединение этих двух компаний произошло, то на рынке появился бы очень крупный игрок. «Ростелеком» — лидирующий оператор междугородной и международной связи, а «РТКомм.ру» имеет достаточно сильные позиции на рынке магистрального доступа в сеть Интернет.

Появление новых операторов, безусловно, приводит к обострению конкуренции. Так, в последнее время мы достаточно часто снижали тарифы для операторов, что в немалой степени повлияло на городских операторов ШПД в Интернет, переживающих сегодня бурное развитие. Конъюнктура рынка позволила этим операторам таким образом выстроить тарифную политику, что количество подключенных абонентов и трафик начали расти лавинообразно. Это результат того, что на рынок выходят все новые и новые операторы. И этот процесс продолжится.

— Роман, планирует ли «Ростелеком» производить консолидацию абонентских баз двух операторов?

Роман Кравцов: — На сегодняшний момент такие планы не анонсируются. «Ростелеком» и «РТКомм.ру» — это две самостоятельные компании со своими бюджетами и абонентскими базами. Тем не менее можно говорить о некой консолидированной доле рынка в ближайшее время.

— Каких услуг и сервиса сегодня ожидают от оператора связи бизнес-заказчики?

Роман Кравцов: — Среди корпоративных клиентов сегодня высоко востребована услуга построения частных корпоративных сетей IP-VPN — это реальная возможность для компании, офисы которой территориально распределены, получить единую корпоративную сеть передачи данных, сэкономить на внутренней телефонии, видео-конференц-связи и одновременно получить качественный доступ в сеть Интернет.

Игорь Морозов: — Корпоративные заказчики заинтересованы в сервисах и телекоммуникационных решениях, позволяющих оптимизировать сетевую инфраструктуру и обеспечить надежный доступ всех бизнес-пользователей к корпоративным системам вне зависимости от того, работают ли они в офисе или нет. Кроме того, на первый план выходит качество предоставляемых сервисов, причем под качеством понимаются не только технические параметры, но сам процесс взаимодействия поставщика и заказчика, предоставляемая отчетность и целый ряд организационных факторов.

Кирилл Ладыгин: — Бизнес-заказчики, как и физлица, ожидают снижения тарифов при сохранении высокого качества связи. Однако в бизнес-сегменте очень важно постоянное сервисное и документальное сопровождение клиента. Нужно присутствовать в его регионе и быть готовым помочь ему в любой момент. За истекшие два с половиной года работы на данном рынке мы это хорошо поняли, поэтому мы не только выигрываем гостендеры, но и привлекаем огромное число частных корпоративных заказчиков.

— Насколько востребованы корпоративными клиентами сервисы и услуги связи, новые для сибирского рынка (задувка волокна, «виртуальная АТС» и другие)?

Александр Перепелица: — Что касается услуги «виртуальная АТС», то она на сегодняшний день недостаточно разрекламирована на рынке. Среди заказчиков до сих пор слишком силен стереотип, что АТС должна быть собственной, стоять непосредственно в офисе, а штатный администратор должен иметь к ней постоянный доступ. «Виртуальная АТС» же по схеме организации — аутсорсинг. Во всем мире эта услуга помогает компаниям существенно сокращать накладные расходы.

В свое время такая же ситуация на местном рынке была и с услугой IP-VPN, которая по сути также является аутсорсинговой — корпоративная сеть передачи данных заказчика «строится» на сети оператора связи.

Таким образом, сейчас перед нами стоит задача показать заказчикам преимущества новой услуги, убедить их в том, что это принесет им реальную выгоду.

Роман Кравцов: — Среди услуг «Ростелекома« есть сервисы, основанные на интеллектуальной платформе. Например, услуга FreePhone, в рамках которой компания может приобрести номер в формате »8–800«, звонки на который для ее клиентов по всей России будут бесплатными. Это очень эффективный канал для маркетинговых коммуникаций и исследований. При этом у компании появляется возможность анализировать статистику звонков, на основе чего принимать те или иные бизнес-решения.

На сегодняшний день в Сибири этой услугой воспользовались около 100 местных компаний.

— Александр, я знаю, что ваша компания предлагает достаточно большой спектр услуг, среди них есть и новые для местного рынка, например, услуги профессионального call-центра. Как вы оцениваете перспективность и востребованность инновационных сервисов связи в Сибири?

Александр Родионов: — Наша компания действительно представляет из себя сервисного оператора. Из новых нетрадиционных для местного рынка услуг мы, например, предлагаем бизнес-телевидение и уже видим большой интерес к нему со стороны местных компаний. В составе нашей группы есть поставщик этого и другого цифрового контента — »Контент-хаус«.

Профессиональный call-центр, о котором вы говорите, также постепенно набирает обороты. Географически он расположен в Орле, но услуги оказываются по всей стране. В связи с этим нам очень хотелось бы сотрудничать с операторами, предоставляющими услугу «8–800», такими как «Ростелеком» — в дополнение к номеру можно предлагать компаниям услуги call-центра, что по сути будет представлять из себя решение «под ключ».

Роман Кравцов: — Мы с большим интересом относимся к такого рода проектам, считаем их очень перспективными. По нашим данным, бизнес в Сибири очень нуждается в профессиональных контакт-центрах для проведения разовых маркетинговых акций и исследований.

Александр Перепелица: — Александр, как вы считаете, необходимо ли объяснять потенциальным клиентам преимущества услуги контакт-центра или в своей массе они к ней уже готовы?

Александр Родионов: — Начну с неготовности компаний в Сибири предоставлять услуги call-центров. Что касается потребителей услуг, то перспективы «обучения» с точки зрения понимания преимуществ и возможностей сервиса есть. Определенную часть этой работы косвенно уже проделывают сотовые операторы, которые используют свои собственные call-центры для маркетинговых коммуникаций с клиентами.

— Что изменилось во взаимоотношениях операторов связи и строительных компаний за последние год-два?

Александр Перепелица: — Для начала необходимо отметить, что вследствие конкуренции между операторами у строительных компаний появилась возможность выбора оператора-партнера. Как только строители поняли, что у них есть право выбора, они начали предъявлять к операторам очень жесткие условия сотрудничества.

К примеру, застройщик зачастую требует, чтобы мы сделали внутреннюю кабельную разводку в здании. Он требует, чтобы мы заводили кабельные линии связи в здание не по воздуху, а под землей. В результате нам пришлось строить в городе собственную кабельную канализацию.

Роман Кравцов: — Конкуренция между операторами на рынке корпоративных клиентов действительно только усиливается. Застройщики заинтересованы в том, чтобы арендаторы их зданий имели возможность пользоваться услугами передачи данных, доступа в Интернет и т. д. максимально высокого качества, с высокой степенью надежности.

Игорь Морозов: — Серьезное влияние на расстановку сил на рынке коммерческой недвижимости оказал приход на рынок международных и крупнейших федеральных российских девелоперов, которые предпочитают сотрудничать с операторами аналогичных масштабов и с высокими стандартами менеджмента, гарантирующими высокое качество предоставляемых сервисов.

Дмитрий Курилов, коммерческий директор ОАО «Сибирьтелеком»:

— За это время произошли кардинальные изменения. Из позиции пассивного ожидания застройщика операторы перешли к активным действиям поиска интересных и выгодных предложений. Мы тоже постоянно отслеживаем строительство крупных объектов, жилых комплексов в городах, готовим коммерческие предложения, встречаемся с руководством строительных компаний, анализируем предлагаемые ими условия.

Александр Родионов: — Опыт приобретенных нами активов в Новосибирске, на Кузбассе и Алтае (операторы связи, оказывающие услуги на корпоративном рынке) показывает, что на первое место в требованиях любых застройщиков вышла комплексность услуг с максимальным качеством. Все сервисы и услуги они хотят получить от одного подрядчика — это влечет за собой меньшее количество вопросов, согласований, а также сокращение документооборота.

Александр Перепелица: — Совершенно верно, только на таких условиях они с нами и работают.

— Ситуация с ужесточением требований застройщиков характерна только для объектов коммерческой недвижимости?

Александр Перепелица: — Нет, постепенно эта ситуация начинает проявляться и в сегменте жилой недвижимости. Дело в том, что, убедившись в качестве услуг конкретного оператора и его готовности выполнить жесткие условия на коммерческих объектах недвижимости, застройщик с большой долей вероятности продолжит работать с ним и на жилых объектах, где предъявит те же высокие требования.

Дмитрий Курилов: — Нет, эта ситуация затрагивает и жилой сектор. Что касается взаимодействия с сектором коммерческой недвижимости, то все чаще владельцы бизнес-центров претендуют на часть прибыли от трафика всех видов услуг, а не только традиционной телефонии и сети Интернет.

— Отличаются ли взаимоотношения операторов с застройщиками в Новосибирске от других регионов?

Александр Перепелица: — Условия работы в разных регионах могут отличаться порой очень сильно. Например, застройщики в Кемеровской области ставят нам условие, при котором они становятся нашими агентами, предоставляя наши услуги от нашего имени своим арендаторам или покупателям. Причем это касается как коммерческой, так и жилой недвижимости.

Я бы хотел отметить одну интересную особенность местного рынка. Согласие застройщика работать с оператором — хорошо, но это лишь половина успеха. Нет гарантии, что оператор сможет «дотянуться« до объекта. Например, в Омске сделать это порой очень сложно. Прежде всего это связано со спецификой взаимоотношений рынка услуг связи и местной администрации. Возможно, это сложности отдельных регионов. Например, в Новосибирске мэрия сама оказывает поддержку операторам. Представители наших властей понимают, что строительство сетей связи сказывается на скорости общего развития бизнес-среды города. Во многом именно благодаря этому в Новосибирске самый высококонкурентный и развитый рынок.

Дмитрий Курилов: — Да, есть существенные отличия. К примеру, в Иркутске преимуществом для застройщика, заключающего договор с оператором, является полный комплекс услуг связи, который включает не только телефонию и доступ в Интернет, но и организацию сети кабельного телевидения. В Новосибирске пока эта ситуация не настолько актуальна, хотя конкуренция тоже сильна.

Сергей Зайцев: — Здесь, на круглом столе, присутствуют магистральные операторы, которые работают на высоком профессиональном уровне, активно инвестируют в развитие своих сетей на территории города Новосибирска, поэтому мы всячески поддерживаем их.

Городскую власть сегодня больше интересует оказание полного комплекса современных услуг связи населению. Пока все крупные операторы в первую очередь ориентированы на корпоративных клиентов. Но ситуация меняется: компании постепенно начинают уделять внимание этому направлению. Так, «Зап-СибТранстелеком» подключил две новостройки и оказывает услуги доступа в Интернет и телефонной связи. Активно строит в Новосибирске свою распределительную сеть компания «Ростелеком».

Роман Кравцов: — Мы планируем строительство собственной сети в Новосибирске, но уже сегодня мы оказываем населению необходимые услуги. Причем междугородной и международной связи — самостоятельно, одновременно разрабатывая различные маркетинговые инициативы и предлагая их населению. Наши услуги интернет-доступа могут уже сегодня оценить пользователи многих интернет-провайдеров, эти компании являются нашими партнерами и получают от «Ростелекома» услугу доступа к сети Интернет, которую в свою очередь предоставляют своим абонентам.

— Какие регионы Сибири, кроме Новосибирска, сегодня являются перспективными для операторов с точки зрения развития отношений с застройщиками?

Игорь Морозов: — В Сибирском регионе есть явные лидеры роста в области строительства коммерческой недвижимости, в первую очередь это Омск и Красноярск, далее — Иркутск и Хабаровск: у Orange здесь открыты представительства, и мы все активнее начинаем работать здесь с девелоперами.

Дмитрий Курилов: — Это регионы с высоким темпом строительства, динамикой развития. К ним, безусловно, относятся Новосибирская, Омская, Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край. В основном перспективными для операторов являются центральные города регионов, где сосредоточен спрос на комплекс современных услуг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ