Офисное мини

Летом желание сотрудников офисов одеваться как можно легче усиливается. Специфика офисной работы не позволяет следовать этим слабостям, хотя никаких жестких догм относительно дресс-кода работодатели не устанавливают. В офисах новосибирских компаний обычно ограничиваются пожеланием общего делового стиля. Офисный стиль в одежде в целом стал более демократичным — таково мнение как работодателей, так и самих работников.

Офисный стиль в одежде в целом стал более демократичным — таково мнение как работодателей, так и самих работников. Фото Михаила ПЕРИКОВА

«Оказываясь в офисах большинства компаний, я не замечаю особых запретов, — говорит директор компании «Суперкадры« Светлана Сигневич. — Лишь однажды я слышала, что в одной из компаний в сильную жару девушек обязали ходить на работу в колготках. Но такое отношение руководства в отношении дресс-кода сотрудников скорее исключение из общих свободных правил. В большинстве же компаний к внешнему виду относятся весьма лояльно. Мы видим это и по нашим семинарам. Раньше люди чаще приходили в деловых костюмах, сейчас же в основном предпочитают свободный стиль».

В большинстве компаний правила дресс-кода не делят на летние и зимние. Пожелания руководства компаний сводится к довольно простому требованию — соблюдать общий деловой стиль в одежде. Такую установку выбрали, например, в консалтинговой компании «МАК», сотрудники которой одеваются легко и свободно, но с учетом делового стиля. Однако, как говорит генеральный директор компании Светлана Лапина, это не регламент, а скорее внутренняя установка. По словам госпожи Лапиной, сотрудники должны гармонично выражать миссию компании. Стиль одежды сотрудников должен соответствовать уровню компании и рангу мероприятий, которые она проводит или в которых принимает участие. «В правилах ничего не прописано, скорее это негласная договоренность нашей команды, которая обсуждается наравне с миссией компании, — комментирует Светлана Лапина. — У сотрудников должно быть понимание того, что компания представляет собой на рынке и что демонстрирует клиентам. Представьте, если мы проводим бизнес-семинары с участием международных компаний и местной бизнес-элиты, а сотрудница моей компании будет в чересчур открытом платье?! Конечно, указывать, что именно надевать сотруднику, невозможно, понимание этого должно быть заложено во внутренней атмосфере компании, где особенности дресс-кода подразумеваются».

Традиционно самым строгим и консервативным считают банковский дресс-код. Действительно, в большинстве банковских офисов правила «что и кому носить» прописаны в корпоративных стандартах. Более того, работники клиентских офисов зачастую одеты в одинаковую форму или имеют в одежде объединяющий элемент — галстук, платок или жилет; отличия в летнем и зимнем гардеробах сотрудников неочевидны. «В нашем банке разработаны корпоративные правила поведения для сотрудников, предусматривающие рекомендации по общему стилю в целом, включая одежду, — рассказывает региональный менеджер по маркетингу и рекламе Новосибирского филиала КМБ-БАНКА Светлана Волохова. — Сотрудники руководствуются этими правилами, подчеркивая солидность учреждения и уважение к нашим клиентам».

Светлана Сигневич отмечает, что соблюдение определенного стиля в одежде банковских сотрудников важно, поскольку клиенты так или иначе проецируют внешний вид сотрудников на работу и престиж самого банка: «Не случайно при виде аккуратных банковских сотрудников, одетых в едином корпоративном стиле, у клиента банка возникают положительные ассоциации со стабильностью самого банка, появляется уверенность, что с его деньгами все будет в таком же порядке».

Не менее консервативным принято считать дресс-код представителей власти. Однако и эта сфера не осталась в стороне от демократических веяний. Запрет распространяется только на явный радикализм. По словам депутата Государственной думы Лианы Пепеляевой, дресс-код в Госдуме немногим отличается от традиционного офисного стиля, причем единый стиль в одежде выделить сложно. «Одеваются все по-разному. Сегодня в нижней палате парламента больше молодых людей, спортсменов и представителей творческих профессий. Одежда для них — часть самовыражения. Поэтому цвета и фасоны, встречающиеся на Охотном ряду, можно назвать демократичными, — отмечает Лиана Пепеляева. — Специальной инструкции о том, как нужно одеваться в Госдуме, нет, но желательно, чтобы депутаты приходили на работу в деловых костюмах, а не в шлепанцах и шортах».

Негласный запрет на «пляжный вариант» существует и в офисе торгового холдинга «Сибирский Гигант». «Особого дресс-кода в нашей компании не существует, каждый одевается в удобную для него одежду, но действует негласное правило для женщин — отсутствие в рабочем гардеробе коротких топиков и коротких юбок, для мужчин — маек и шорт», — комментирует директор по персоналу ТХ «Сибирский Гигант» Евгения Грахова.

Откровенно летний стиль часто отличает менеджеров по туризму, которые нередко демонстрируют все прелести своей профессии, щеголяя южным загаром и экзотической бижутерией, купленной на торговых улицах Юго-Восточной Азии. Однако, как отмечает специалист по рекламе и маркетингу «Олимпия Райзен-Сибирь» Ольга Мясникова, подобные вольности не должны ассоциироваться с профессиональной особенностью менеджера по туризму. «Если человек продает туры в экзотические страны, это не значит, что он должен сидеть в этнической одежде и ярких браслетах. При общении с клиентом важен комфорт, а если вы заходите в туристический салон и видите загорелую девушку в открытом наряде, первая мысль, которая появится: как жаль, что мой отпуск еще не скоро, а кто-то пребывает в жарких странах постоянно! Положительный заряд и желание приобрести тур должно создавать оформление офиса, а не одежда сотрудников», — говорит Ольга Мясникова, добавляя, что в ближайших планах компании — ввести униформу для сотрудников фирменных цветов компании. Это делается не только в целях поддержания внутренней дисциплины, но и ради узнаваемости компании, в том числе и на специализированных выставках.

В сети бюро путешествий «Скатертью дорога!» предпринимали попытку ввести правила одежды для сотрудников — белый низ и черный вверх — и обязывали менеджеров носить бейджи с именами. Но такой «прессинг» в одежде, по словам директора по развитию сети бюро путешествий «Скатертью дорога!» Светланы Горяевой, не всегда воспринимался позитивно. «Поэтому мы приняли решение, что, поскольку наша фирма ассоциируется с отдыхом, главное, чтобы настроение наших сотрудников было позитивным и они нравились в первую очередь сами себе, — говорит Светлана. — Конечно, мы сделаем замечание работнику, если он придет в откровенной одежде или сделает вызывающий макияж. Мы за то, чтобы сотрудник сам выбирал свой стиль одежды, но чтобы он также соотносился с общепринятыми стандартами деловой этики». В будущем компания все же планирует ввести в облик сотрудников элемент фирменной одежды — значок или шелковый платок.

Впрочем, даже в компаниях, где придерживаются весьма строгих корпоративных правил, некоторые сезонные послабления допустимы. Например, в КМБ-БАНКЕ в летнее время сотрудники могут носить рубашки или блузки с коротким рукавом.

В европейской офисной культуре давно распространена практика свободного стиля в одежде по пятницам, так называемые free friday, или casual friday. В новосибирских компаниях практика подобных пятниц тоже распространена, однако, по словам Светланы Лапиной, послабления в одежде не должны нарушать общего делового стиля, и, например, джинсы для девушек все же нежелательны. А Евгения Грахова полагает, что «одежда офисных работников должна выглядеть элегантной в любое время года, ведь именно эти люди являются лицом компании, принимая ежедневно большое количество клиентов. Конечно, летом руководство компаний идет на некоторые послабления, все-таки когда за окном +30оС, не каждому хочется надевать традиционное сочетание «белый верх, черный низ».

Отклонение от делового стиля не стоит воспринимать как грубое нарушение, если это не помеха эффективности работы. А деловой стиль в одежде не всегда пропорционален работоспособности сотрудника. «Если девушка приходит на работу в рваной молодежной майке, но делает объем продаж — надо полагать, такая вольность не очень существенна, и можно закрыть на это глаза», — резюмирует Светлана Сигневич.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ