В этом году ОАО «Северянка» планирует расширить свою фирменную сеть Vereteno, открыв первые магазины за пределами Новосибирска. Руководство компании предпочитает не афишировать свои планы до официального открытия. Участники рынка одобрительно отнеслись к идее регионального развития фирменной розницы, отметив, правда, что для начала необходимо обозначить четкие рамки формата в родном городе.
ОАО «Северянка» производит женскую одежду под марками «Северянка» (классическая одежда) и VERETENO (одежда для молодых женщин). Ежегодно фабрика выпускает около 200 моделей. Сейчас в Новосибирске работает один фирменный магазин Vereteno. Руководитель и главный акционер компании Василий Веретено.
Как стало известно «КС», собственные магазины «Северянка» намерена открыть в Тюмени и Красноярске, однако до подписания всех необходимых соглашений компания не дает каких-либо комментариев.
Игроки конфекционного рынка к идее «Северянки» отнеслись достаточно благожелательно. Несмотря на весьма распространенное мнение о неспособности местного производителя представить продукт хорошего качества, те, кто уже работает в регионах, не чувствуют предвзятого отношения к своей продукции. Кроме того, эксперты добавляют, что в выбранных городах у компании есть неплохая перспектива. «Тюмень климатически не отличается от Новосибирска, а потенциальные покупатели достаточно обеспечены», отметила директор розничной сети магазинов Bizzaro Эрика Руппель.
Однако выход в другие города при отсутствии разветвленной сети магазинов Vereteno в Новосибирске вызвал у ритейлеров неоднозначное отношение. Некоторые игроки, имеющие широкую сеть как в родном городе, так и в регионе, полагают, что чем больше магазинов «на родине марки», тем показательнее результаты работы. Хотя на рынке есть и обратные примеры. «Наш опыт показал, что наличие развитой розничной сети в Новосибирске для выхода в другие города не принципиально, говорит Эрика Руппель. Изначально мы работали как оптовая компания и вышли с розницей в регионы, а уже потом начали развивать сеть в Новосибирске».
Впрочем, фирменные магазины в родном городе это лишь возможность оценить экономические показатели, но не спрогнозировать узнаваемость марки в другом городе. Как отмечает первый заместитель генерального директора исполнительный директор компании «Синар» Алексей Ширяев, «Северянка» это локальный бренд, который знают только в Новосибирске, но не за его пределами. «По большому счету в региональных городах безразличны к именам новосибирских одежных производителей, уточняет Алексей Ширяев. Марки «Северянка» или «Синар« ничего не говорят жителям Красноярска или Омска. Кроме того, отношение к российскому товару пока довольно предвзятое, хотя наши исследования показывают растущую лояльность к российскому производителю».
Выбор компании в пользу собственной фирменной розницы скорее исключение из числа местных производителей, развивающихся в основном по франчайзингу. Пока именно этот путь большинство считает наиболее эффективным. По такому пути развиваются компании Le Vall и Bizzaro. Говоря об удобстве франчайзинга, местные игроки в первую очередь отмечают сокращение рисков при выходе на новый рынок. Кроме того, по словам Эрики Руппель, собственные магазины сложнее контролировать дистанционно: «Франчайзи же заинтересован в эффективности магазина, поскольку он финансово зависит от его успеха».
Алексей Ширяев полагает, что невозможно однозначно определить выгодную стратегию франчайзинг или собственная розница, ссылаясь на экономические выгоды конкретного производителя. Гораздо важнее, по его мнению, соблюдение четкого формата при построении региональной сети. «Когда нет жесткого формата, в регионе появляется совершенно другой магазин, не связанный с тем, который уже работает. В этом случае правильнее говорить не о сети, а о наборе магазинов под общим названием, говорит Ширяев. Для регионального развития необходим сильный бренд, который даже при неоднозначном к нему отношении аудитории найдет своего покупателя».