На этой неделе стали известны подробности чартерных программ ведущих авиакомпаний из Сибири. Многие туристы, желающие отдохнуть на заграничных пляжах, столкнутся с проблемой дефицита прямых чартерных рейсов. Полностью исключены из летней чартерной программы Тунис и Хорватия, а спрос желающих воспользоваться прямыми рейсами на Испанию, по прогнозам некоторых новосибирских туроператоров, будет удовлетворен лишь на 30–40%. Еще одним следствием сокращения чартерной программы из Новосибирска может стать потеря им статуса операторского центра Сибири.

Еще задолго до начала летнего туристического сезона новосибирские операторы пытались привлечь не только авиакомпанию S7 Airlines, которая традиционно являлась базовым перевозчиком, но и других авиаперевозчиков. Среди них — «Трансаэро» (успешно стартовавшая в зимнюю чартерную программу), неоднократно пытавшаяся выйти на новосибирский авиарынок «КрасЭйр», а также ГТК «Россия», «ЮТэйр», «Турецкие авиалинии», «Дальавиа» и «Московия».
Однако согласно информации, предоставленной ОАО «Аэропорт Толмачево», всего три авиакомпании (S7 Airlines, ГТК «Россия» и «КрасЭйр») нашли в 2008 году техническую возможность для выполнения прямых чартерных рейсов из Новосибирска и смогли договориться с туроператорами по условиям совместной работы.
Директор по продажам компании S7 Tour Марина Риффель рассказала, что в этом году компания сохранит лишь три направления (Турция, Болгария, Испания). От прямых перелетов в Римини, Пулу и Монастир S7 Tour отказалась из-за нехватки свободного авиапарка.
Сибирские туроператоры отмечают, что нынешний туристический сезон пройдет под лозунгом Турции, а прямых чартерных рейсов в Хорватию и Тунис в летней чартерной программе 2008 года в настоящее время нет. (Хотя некоторые операторы рассказали корреспонденту «КС», что с июня все-таки планируются чартерные программы в Тунис и Римини.)
Кроме того, по данным турагентств, в этом году отменено существенное количество рейсов в Испанию. Именно это направление, по мнению управляющего директора компании «Акрис» Владимира Коурова, будет «наиболее пострадавшим».
«Спрос на испанское направление в этом году, по моим прогнозам, будет удовлетворен всего на 30–40%, — говорит господин Коуров. — Количество прямых чартерных рейсов по нему сокращено в два раза по сравнению с прошлым годом. А спрос на Испанию, напротив, год от года увеличивается. Например, у нас уже сегодня туры в Испанию проданы по начало сентября включительно».
«Уже в скором времени можем прийти к тому, что свободных туров в продаже не будет, — говорит исполнительный директор «Бюро путешествий «Гран-Тур« Ольга Тимохина. — Турист будет вынужден планировать отдых заранее. Например, к нам на этой неделе обратились двое клиентов, которые интересовались турами на новогодние каникулы, поэтому не удивлюсь, если скоро продажа зимних туров будет начинаться в июне».
Тем не менее директор регионального информационно-аналитического центра Виталий Наумов считает, что говорить о переориентации туристических рейсов на Москву пока не приходится. «На сегодняшний день и так значительная часть туров, особенно в Европу, осуществляется через Москву. Поэтому операторы, которые работали по этой схеме, продолжат это делать. Но существует категория туристов, которые хотят сесть на самолет, например, в Новосибирске и приземлиться «на пляже«. Именно для них в этом году спектр направлений несколько сузился», — говорит господин Наумов.
Сокращение числа чартеров коснулось только Новосибирска. В остальных регионах Сибири летние чартерные программы, несмотря на то что не отличаются разнообразием (представлены в основном прямые рейсы в Анталью), остаются на уровне прошлого года либо количество чартеров увеличивается.
По мнению экспертов STI, самый плотный график летних чартеров в наступившем сезоне заявлен в Омске. Туристы, остановившие свой выбор на Турции, смогут выбирать не только отель и операторов, но и наиболее удобный для вылета день недели. В разгар сезона плотность вылетов из Омска в Анталью достигнет 10 рейсов в неделю. При успешной реализации программ объем турпотока в Турцию из Омска должен превысить 27 тыс. туристов (для сравнения: согласно представленной аэропортом Толмачево информации по прямым чартерным рейсам, из Новосибирска за весь летний период улетят порядка 18 тыс. туристов. Кемеровская чартерная программа также имеет существенные отличия).
По информации экспертов STI, «при условии успешной реализации запланированных программ турпоток в Турцию на прямых рейсах из столицы Кузбасса увеличится в два раза и составит около 7 тыс. туристов». Аналогичный рост прямого турпотока ожидается и в Барнауле, где также запланированы две чартерные цепочки в Анталью.
Увеличение объема перевозок ожидается и в Красноярске, несмотря на то что здесь также представлены только прямые чартеры на Анталью. По оценкам экспертов, при успешной реализации программы (37 рейсов) будет перевезено более 10 тыс. туристов, что в 2,5 раза больше, чем в летнем сезоне 2007 года.
Представители туристических компаний уверены, что в ближайшие два года ожидать резкого увеличения количества прямых чартерных рейсов из регионов не приходится. Ежегодно проблема нехватки авиапарка у авиакомпаний лишь обостряется. Основная причина — медленные темпы модернизации авиапарков российских авиакомпаний (замена советских самолетов с истекшим сроком эксплуатации). Поэтому сегодня авиаперевозчики сокращают чартерные программы и отдают предпочтение регулярным рейсам.
«В этом году действительно сократится количество прямых чартерных рейсов, — сказал корреспонденту «КС» управляющий директор компании «Акрис» Владимир Коуров. — Например, к большому нашему сожалению, авиакомпания «Трансаэро«, успешно стартовавшая с зимней чартерной программой, не подтвердила выполнение летней программы. Основная причина — отсутствие свободных воздушных судов».
«В 2007 году мы впервые выполнили три зимние чартерные программы из Новосибирска: Новосибирск-Бангкок, Новосибирск-Гоа и Новосибирск-Хайнань, — сказал корреспонденту «КС» руководитель пресс-службы авиакомпании «Трансаэро« Сергей Быхал. — Мы считаем, что программа была выполнена успешно, и у нас есть очень большой интерес продолжать работать на новосибирском направлении по развитию чартерных программ».
Виталий Наумов считает, что отсутствие свободного авиапарка — не единственная причина отказов от чартеров. «К сожалению, пока для многих авиакомпаний Новосибирск, несмотря на то что он выгодно расположен и является финансово емким, по-прежнему не приоритетен, — говорит Виталий Наумов. — Например, из аэропорта Кольцово (Екатеринбург) в 2007 году было отправлено более 180 тыс. чартерных пассажиров, в Толмачево этот показатель — 23 тыс. туристов».
Однако Владимир Коуров уверен, что ситуация не настолько катастрофична, как кажется на первый взгляд: «Дело в том, что во всех авиакомпаниях в настоящее время идет замена авиапарка на самолеты большей вместимости, поэтому сокращение количества рейсов не должно привести к сокращению объемов перевозок». По прогнозам господина Коурова, общий рост количества перевезенных туристов по летней чартерной программе 2008 года составит не менее 10–15%.
Еще одним последствием сокращения количества чартерных программ из Новосибирска и увеличения их количества из регионов, по мнению Виталия Наумова, может стать децентрализация туристического рынка. «До прошлого года Новосибирск оставался операторским центром, здесь был сконцентрирован основной сибирский туристический поток, — говорит Виталий Наумов. — Но в прошлом году благодаря появлению в соседних регионах крупных российских и иностранных туроператоров (Tez Tour, «Пегас Туристик«) там начала складываться конкурентоспособная среда, способствующая перераспределению туристических потоков из Новосибирска в соседние города Сибири».
Прямые чартерные рейсы на летний туристический сезон из городов Сибири
Направление | Новосибирск | Омск | Барнаул | Кемерово | Красноярск |
Турция | |||||
Анталья | S7 (А-310–200, А-310–300), ГТК «Россия» (Ту-154), «КрасЭйр«» (Ил-96) |
«ВИМ-Авиа» (Boeing-757), «Оренбургские авиалинии»«(Boeing-737-400) |
«Оренбургские авиалинии»« (Ту-154),««ВИМ-Авиа» (Boeing-757-200), «КрасЭйр» (Ил-96) |
«Оренбургские авиалинии» (Ту-154, Boeing-757), «КрасЭйр» (Ту-214,Ил-96) |
«КрасЭйр»(Ил-96) |
Даламан | S7 (А-310) | — | — | — | — |
Бодрум | S7 (А-310) | — | — | — | — |
Измир | S7 (А-310) | — | — | — | — |
Болгария | |||||
Варна | S7 (А-310) | — | — | — | — |
Бургас | S7 (А-310) | S7 (Ту-154М) | — | — | — |
Испания | |||||
Барселона | S7 (А-310) | — | — | — | — |
Египет | |||||
Шарм-эль-Шейх | S7 (А-310) | — | — | — | — |
Хургада | S7 (А-310) | — | — | — | — |
Тунис | — | — | — | — | — |
Хорватия | — | — | — | — | — |
Италия | — | — | — | — | — |
По данным регионального информационно-аналитического центра STI