Юрий Башмет сыграл Харона

Новосибирский Оперный преподнес любителям музыки долгожданный дорогой подарок — выступление Юрия Башмета с оркестром и хором театра. Знаменитый альтист прилетел в Новосибирск для того, чтобы исполнить с Теодором Курентзисом сочинение Гии Канчели «Стикс».

Фото Виталия ВАЛИШЕВСКОГО

Грузинский композитор, живущий в Бельгии, посвятил «Стикс» Башмету — естественно, что Башмет и был первым исполнителем «Стикса», и играет его регулярно. С Теодором Курентзисом и музыкантами театра Башмет играл «Стикс» год назад на фестивале в Афинах, потом, с Курентзисом и своим оркестром «Новая Россия» — в Москве. На пресс-конференции, начавшейся из-за затянувшейся репетиции буквально за полчаса до начала концерта, и Башмет, и Курентзис подчеркивали, как важно сыграть для них это сочинение именно в Новосибирске с его музыкальными традициями. Башмет, впервые выступавший на сцене Оперного театра, выразил сожаление, что его прошлые концерты проходили в залах другого уровня.

Курензис и Башмет не скупились на высокие оценки друг друга. Башмет вспомнил, как начиналось его сотрудничество с Курентзисом: сначала молодой дирижер, «взорвавший» Москву, выступил с оркестром Башмета «Новая Россия», и только потом дело дошло до личных контактов.

Говоря о своих выступлениях в России, Юрий Башмет вспомнил беспрецедентный тур, которым он отпраздновал свое пятидесятилетие (в рамках которого он как раз и выступал в Новосибирске). По его словам, за время тура было многое: и водку с казацкой шашки пил, чтобы не уронить авторитет перед оркестром, и автограф давал девушке в вечернем платье и унтах, добиравшейся на концерт на оленях и вертолетом. Ничего странного в этом нет, Юрий Башмет — один немногих серьезных музыкантов, всенародно известных и любимых. Но он в первую очередь большой музыкант, сделавший альт, как уместно напомнил Теодор Курентзис, современным солирующим инструментом. Без Башмета не было бы нынешнего расцвета альта — именно он ввел его в «элиту», вывел «в свет». Композиторы посвятили знаменитому альтисту около 50 произведений — и все, по его признанию, он играл, хотя не все остались в его репертуаре. «Стикс» — как раз из тех сочинений, которые музыкант исполняет регулярно. Более того, композитор все еще продолжает вносить изменения и улучшения в партитуру, и поэтому каждый раз лодка Харона, которой, говоря образно, правит Башмет, плывет по водам реки загробного царства несколько по-иному. Как именно — услышал полный зал театра.

«Стикс» стал эмоциональным пиком концерта, приведшим публику в неистовство. Скорбный монолог альта («души, живущей на пересечении двух миров», читай — Харона), потустороннее, запредельное по красоте звучание хора и мощные динамические взрывы оркестра слились в грандиозную музыкальную фреску, запечатлевшую картину мироздания. Мистическая энергетика сочинения многократно усиливалась — Курентзис доводил звучание оркестра до невероятной громкости, от которой становилось просто не по себе, зал был погружен во тьму, и порой возникало ощущение, что на сцене творится торжественное священнодейство. В завершение концерта Юрий Башмет взял управление оркестром на себя, а Курентзис дирижировал солирующим квартетом духовых: так, на двоих, они «разыграли» сочинение Чарльза Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа». Кого-то в зале смешили кластеры, вдохновенно интонируемые флейтами и гобоем, но преданные фанаты Курентзиса, слышавшие Айвза не впервые, внимали как завороженные.

Концерт вписался в линию культуртрегерства, которую с увлечением проводит в Новосибирске российско-греческий маэстро. Как известно, два «пунктика» Курентзиса — современная музыка и аутентичное, исторически ориентированное исполнительство классики. Оба эти пласта и были представлены в концерте. Правда, думается, что аутентичный компонент мог быть изъят из концерта не только без потерь, но, может, и с преимуществами для целого. Начался вечер странно соседствующим с современной музыкой виолончельным концертом Гайдна, исполненным с оркестром Musica Aeterna москвичом Дмитрием Чеглаковым. Затем в первом отделении прозвучало сочинение Андреаса Мустукиса «Metamusica», посвященное Курентзису.

Замечательно, что в зале присутствовали не только истовые любители музыки, но и слушатели, привлеченные исключительно прославленным именем Башмета. Прекрасно, что они услышали нечасто исполняемые в Новосибирске «свежие» сочинения («Стикс» написан в 1999 году, «Metamusica» — в 2008-ом). Остается надеяться, что недалеко то счастливое время, когда публика, привлеченная на концерт именами-брендами, будет не потреблять искусство как товар, но слушать его и понимать — а значит, перестанет неуместно аплодировать между частями концерта или во время каденции солирующего инструмента.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ