«Российский пакет» для иномарок

Автомобили, официально продающиеся в России, имеют среди прочего одно очевидное преимущество — российскую адаптацию. Усиленные узлы подвески, аккумулятор повышенной емкости с теплозащитой, увеличенный клиренс, теплозащитное остекление — эти, а также некоторые другие усовершенствования производители именуют термином «российский пакет». В то же время те или иные производители по-разному подходят к вопросу адаптации к холодному климату, плохим дорогам и низкому качеству топлива. Различия выяснял корреспондент «КС» АЛЕКСАНДР МЕСАРКИШВИЛИ.

Для каждого значимого для них рынка автопроизводители, как правило, готовят определенные пакеты адаптации. По словам директора по маркетингу компании «Сармат« (официальный дилер KIA и ГАЗ в Новосибирске) Татьяны Ващенко, исполнения автомобилей могут различаться и по набору дополнительного оборудования, и по настройке подвески, и по многим другим параметрам, вплоть до состава резины в элементах автомобиля и применяемых технических жидкостей. Российская адаптация, как правило, обусловлена тремя причинами — плохие дороги, суровый климат и низкое качество топлива. В той или иной степени почти все новые иномарки, официально продающиеся на российском рынке, адаптированы для него. Начальник отдела рекламы «Автолэнд-Сибирь» Карина Нехаенко утверждает, что в автосалонах компании «все машины, как правило, полностью адаптированы для российских условий, начиная от бачка омывателя и заканчивая трансмиссией и ходовой частью».

Зачастую изменения, вносимые производителями, не предназначены исключительно для России. Позволить себе подстраиваться под конкретную страну могут лишь те компании, для которых данный рынок играет ключевую роль. Так, например, инвестиции в доводку для российского рынка модели Mitsubishi Galant составили $11 млн, а сам процесс занял полтора года. В итоге в модель было внесено 308 изменений. Кроме того, Mitsubishi теперь учитывает особенности российского рынка уже на этапе проектирования новых моделей. Как правило, речь идет о типизированных изменениях для всех стран с похожим климатом и уровнем дорог.

По словам менеджера по работе с клиентами «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot в Новосибирске) Ульяны Пермяковой, все автомобили Peugeot комплектуются не специально для России, а для регионов с холодным климатом, например, как в Скандинавии. Исполнительный директор «Автостарта» (официальный дилер Chrysler, Jeep и Dodge в Новосибирске) Олег Куликов отмечает, что адаптация машин — это не реверанс в сторону российских потребителей, а попытка производителей обезопасить себя от претензий со стороны покупателей этих автомобилей в сроки, установленные гарантией: «Внеся в автомобиль конструктивные изменения на наиболее изнашиваемые части — элементы подвески, трансмиссии, мотора, — производители стараются обезопасить себя от рисков«.

Вместе с тем многие автопроизводители учитывают необходимые особенности еще на стадии разработки. Карина Нехаенко говорит, что производители всегда учитывают условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль, поэтому изначально завод-производитель собирает адаптированные под российский рынок автомобили с возможностью поставить дополнительные опции. Татьяна Ващенко отмечает, что меньше всего в адаптации нуждаются внедорожники, изначально рассчитанные на более суровые условия эксплуатации, чем, например, седаны. Это подтверждает и директор салона «Сим-авто-Плутон» Юрий Чащин. По его словам, «в автомобилях Suzuki Grand Vitara, SX4 все необходимые доработки заранее учтены производителем«.

Если автомобиль все же адаптируют для России, то, как правило, эти изменения предлагаются уже в базовой версии моделей и не являются опциями. По словам директора по маркетингу и корпоративным коммуникациям «СЛК-моторс» Константина Шапиро, «российский пакет» для автомобилей марок Toyota, Renault, Nissan является базовым, входит в стандартное оснащение и изначально заложен в его стоимость.

Как правило, основные изменения, связанные с качеством дорог, сводятся к усилению узлов подвески и элементов трансмиссии, защите днища кузова и топливного бака стальными листами, увеличению клиренса, повышенной шумоизоляции. Причем все перечисленные изменения есть уже в базовых версиях моделей. В компаниях Volkswagen и Skoda подобный «российский» набор доработок называют «пакетом для плохих дорог«, и он присутствует во всех моделях марки, продающихся в России. В «СЛК-моторс» также отмечают, что автомобили марок Toyota, Renault, Nissan, представленные в салонах дилера, имеют этот пакет уже в базовой комплектации. Все это делается для того, чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в сложных дорожных условиях, причиняя минимальный вред компонентам шасси и обеспечивая максимальный комфорт. По словам Ващенко, почти все корейские легковые машины даже в неадаптированном варианте могут похвастать неплохим клиренсом — корейские машины пользуются спросом в том числе в тех странах, где не очень хорошие дороги, и корейские конструкторы это учитывают. По ее мнению, необходимость в «пакете для плохих дорог» зависит и от региона: «Если в Москве практически можно обойтись и без него, то в Сибири и на Дальнем Востоке с ним себя чувствуешь гораздо увереннее».

Для автомобилей Chrysler адаптация шасси, по словам Олега Куликова, заключается в установке особых амортизаторов, сайлент-блоков, автоматической коробки с более растянутыми передачами для более комфортного перемещения. Для моделей Hyundai, например, адаптированной для России Elantra, усиленная многорычажная подвеска включает в себя дополнительный виток пружины, увеличенный ход амортизатора.

Однако такие меры могут быть сопряжены с трудностями. Чаще всего при адаптации автомобиля увеличение энергоемкости подвески достигается установкой более жестких амортизаторов с увеличенным ходом. Однако при этом нередко требуется перенастройка шасси, чтобы автомобиль в силу измененных характеристик вел себя на дороге так же, как и неадаптированный вариант. Поэтому, перед тем как запустить автомобиль в серийное производство, в частности, на российский рынок, он подвергается перенастройке отдельных элементов трансмиссии. После чего автомобиль проходит ряд испытаний, благодаря которым все недочеты в настройках устраняются. Если же поведение машины не будет скорректировано, то все усилия инженеров будут тщетны, и машина в адаптированном варианте может потерять характеристики, заложенные в ней на стадии разработки.

Другое направление адаптации автомобиля связано с силовым агрегатом. Как правило, у большинства иномарок имеет место металлическая защита поддона двигателя. В «Автостарте« и «СЛК-моторс» также выделяют такое направление адаптации, как перепрограммирование модуля управления двигателем из-за низкого качества нашего топлива, а в «Сармате» — калибровку электроники управления впрыском с учетом низкотемпературного запуска. Большинство дилеров отмечает наличие непосредственной адаптации мотора к запуску в холодном климате — установку более мощных стартера и генератора.

Также адаптация автомобиля для российского климата заключается в теплозащитном остеклении (Volkswagen Jetta), двойном непромерзающем утеплении салона, отделанного силиконом (Mitsubishi Lancer), а также установке «северных» аккумуляторов повышенной емкости. Руководитель отдела продаж «Транзит Сервиса« (официальный дилер Skoda в Новосибирске) Антон Маньков упоминает также двухстороннюю оцинковку кузова и его антикоррозийную и антигравийную обработку, включая внутренние полости, а также обогрев форсунок омывателей лобового стекла (опция) — это используется во всех автомобилях Skoda, продаваемых в России.

В «Автомире-Новосибирск» (официальный дилер Renault, Chery, Citroen, Fiat, Lifan, SsangYong в Новосибирске) отмечают необходимость таких элементов, как аккумулятор повышенной емкости и моторное масло с хорошим индексом вязкости для полноценной работы топливопроводов из бака в блок цилиндров и свечей вкупе с блоком управления зажиганием: все это присутствует на автомобилях, предлагаемых салоном.

Вместе с тем многие производители автомобилей, как правило, класса премиум и выше не заостряют внимание клиентов на адаптации, не выделяя ее в конкретные опции, а оснащая ими все без исключения модели. В то время как массовые брэнды используют это в своих маркетинговых целях, делая акцент на максимальную адаптацию для России.

Многие дилеры подчеркивают, что наличие адаптации является обязательным атрибутом новой машины, который воспринимается покупателями как бесспорно необходимый. По словам Олега Куликова, «наличие адаптации еще раз подтверждает постулат о том, что надо покупать автомобили, поставляемые официально, так как именно машины, попадающие в наш город «серым путем« с других рынков, являются неадаптированными и могут иметь проблемы с надежностью в наших условиях».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ