В мае, по данным рекрутинговых фирм Новосибирска, был отмечен всплеск интереса к специалистам в области информационных технологий (ИТ). При этом весь прошедший год уровень зарплаты у них рос.
![]() |
Повышение спроса на программистов объясняется довольно просто: «Спрос на рядовых есть всегда, потому что рядовые становятся опытными и растут в рамках своей компании или уходят в другую, с более привлекательными условиями», — считает директор специализированного кадрового агентства «Рестарт» Дилорам Назарова. В компании «Нонолет» недостатка в ИТ-персонале не испытывают: по словам менеджера по персоналу Марины Шешеговой, «хороших ИТ-специалистов сейчас много. Проблема только в том, что и софтверных компаний тоже достаточно, и в этой ситуации важен вопрос зарплаты. Если компания может предложить программисту конкурентоспособную зарплату, то без проблем найдет человека. А в том случае, если компания не может себе позволить «дорогого» специалиста, хороший вариант — взять молодого талантливого выпускника, например, университета. Правда, когда он вырастет профессионально, придется его удерживать опять-таки конкурентоспособной зарплатой». По словам госпожи Назаровой, самое яркое явление на рынке труда в сфере ИТ — большой спрос на программистов 1С, и уровень заработной платы у них очень высок. А по мнению руководителя отдела корпоративных систем компании «Новософт» Игоря Кудряшева, «потребность в хороших кадрах есть всегда и на любой позиции». При этом разброс зарплат очень существенный. Это объясняется разными требованиями, предъявляемыми компаниями к специалистам, и сложностью проектов, в которых они участвуют.
Серьезный дефицит компании испытывают в ИТ-руководителях. Это, во-первых, управленцы, имеющие образование в области бизнеса и информационных технологий, способные разрабатывать сложные ИТ-решения для компаний и служить звеном между разработчиками и корпоративными клиентами. Во-вторых — менеджеры, которые руководят реализацией ИТ-проектов. В отличие от программистов, найти квалифицированного менеджера ИТ-проекта не так-то просто, поскольку к кандидатам на эту позицию предъявляются довольно высокие требования. Например, менеджер проекта в компании «Новософт», по словам менеджера по подбору персонала Елены Ивановой, должен владеть технологией ведения ИТ-проектов, иметь ярко выраженные лидерские и наставнические качества, стрессоустойчивость, системное мышление, отличные коммуникативные навыки, высокую работоспособность, быть ответственным, требовательным, уметь разрешать конфликты и мотивировать людей, видеть экономическую ситуацию в целом и эффективно распределять ресурсы внутри проекта. «Найти верхушку, которая как раз определяет успех проекта, очень сложно, — отмечает Игорь Кудряшев. Хороший менеджер проекта, считает он, должен иметь не столько конкретные навыки в определенных технологиях, сколько быть нацеленным на результат.
Сложности с поисками грамотных ИТ-менеджеров существуют, так как в любой области бизнеса, особенно в условиях бурного роста рынка, ощущается нехватка инициативных мыслящих людей. Проблема даже не в образовании, а в опыте управления коммерческими проектами. Кроме того, растут требования, растет сложность ИТ-систем и их распространенность в компаниях. Но есть фирмы, которые не считают нужным иметь в штатном расписании такую должность. По словам Дилорам Назаровой, «многие небольшие фирмы работают по старой схеме, когда разработчик, кодер, архитектор, аналитик — все в одном лице, или делят эти функции спонтанно на двух-трех человек. Фирм, работающих по «цивилизованной» схеме ведения проектов, в городе немного.
По мнению руководителя отдела рекрутмента «Сиб-Анкора» Алены Алферовой, «дефицит таких специалистов ощущается на рынке заказного программного обеспечения. В основном же компании пользуются «коробочным» софтом или заказывают его разработку софтовым компаниям. Другое дело — фирмы, которые писали софт сами для себя. Например, недавно в числе наших клиентов была финансовая компания, которая не нашла ту систему, которая бы их устроила. Тогда компании становятся заложниками своих программистов, потому что только они знают, как это все работает. И если они соберутся уходить, работодатели просто вынуждены будут платить больше». Игорь Кудряшев считает, что менеджеры проектов нужны всем фирмам без исключения — «разница только в терминологии, а суть проблемы одна и та же».
На подготовку своих специалистов у компаний чаще всего нет времени: «Почти всегда руководитель, делая заказ на специалиста, на вопрос, когда ему нужен менеджер, отвечает: «Вчера!» — говорит госпожа Назарова. — По-моему, можно было бы подготовить комплекс мероприятий по оценке собственных специалистов, которые претендуют на эти вакансии, и учитывать пусть небогатый, но имеющийся опыт и потенциал. Все равно, приглашая специалиста со стороны, работодатель несколько месяцев потратит на то, что новичок будет «въезжать» в проект, коллектив, условия фирмы и т. д. Часто в компаниях уже есть свои подросшие специалисты, претендующие на эти позиции, но маловат реальный опыт, чтобы явно позиционировать себя на такие вакансии. Люди претендуют, а работодатели реагируют: «Не верю!» На предприятиях, где есть ИТ-отделы, многое зависит от личности руководителя отдела. Если он работает по-старому, то он просто и не ищет таких специалистов». «Но локально эту проблему не решить», — отмечает Игорь Кудряшев.
По словам Дилорам Назаровой, дефицит хороших ИТ-руководителей будет всегда. «Осенью мы нашли одному заказчику архитектора в Красноярске, — рассказывает госпожа Назарова. — Другого — в Кемерове, а недавно переманили бизнес-аналитика, тоже из Красноярска».