За «детские шалости» рекламодателя ответило рекламное агентство

Эту историю корреспонденту «КС» рассказали в Новосибирском территориальном управлении Министерства по антимонопольной политике (НТУ МАП). Крупному новосибирскому рекламному агентству, которое добросовестно выполнило заказ клиента, пришлось платить значительный штраф. Поводом для предъявления штрафных санкций стало безобидное, на первый взгляд, изображение ребенка на рекламном щите.

Агентство честно предупредило клиента о возможных неприятностях, однако рекламодатель пообещал компенсировать все убытки, если у контролирующих органов возникнут какие-то претензии. Рекламисты не решились потребовать от солидного клиента письменного подтверждения этих обещаний. Так что когда МАП действительно оштрафовало агентство, ему осталось только просить заказчика возместить потери, поскольку выполнять данное на словах обещание он не торопился.

Ответственность за рекламный продукт четко разграничена: рекламодатель отвечает за содержание, производитель — за оформление, а распространитель — за выбор места и времени размещения рекламы. Но зачастую именно производитель рекламы оказывается «крайним», когда предложенная рекламодателем идея вступает в противоречие с законом. Согласно «Закону о рекламе», использование образов детей в рекламе товаров, непосредственно для них не предназначенных, расценивается как нарушение и влечет за собой штрафы. Справедливости ради, впрочем, нужно отметить, что «Законом о рекламе» до сих пор не определен четкий перечень товаров детской группы, так что последнее слово зачастую остается за специалистами МАП.

Причем материальной ответственности производителю рекламы не избежать в любом случае — идет ли речь о производстве рекламы с самостоятельным выбором оформления (не оговоренным заранее заказчиком) или просто об исполнении условий заказа рекламодателя, где достаточно подробно определено не только текстовое, но и имиджевое содержание макета. Сумма взысканий, налагаемых Антимонопольным комитетом, начинается от 200 МРОТ (единовременный штраф за ненадлежащую рекламу) и может составить до 5000 МРОТ (за невыполнение предписаний Антимонопольного комитета). В случае самостоятельного подбора образов для рекламного макета производителю некого винить, кроме себя и расплывчатых формулировок законодательства, а поэтому единственный способ не попасть под штрафы — по возможности избегать использования «сомнительного» визуального ряда. Если же оформление рекламы происходит в полном соответствии с условиями договора, то у производителя есть шанс позднее возместить убытки. Правда, для этого в договор на выполнение оформительских работ необходимо внести пункт, говорящий, что в случае наложения на производителя штрафных санкций заказчик обязуется возместить нанесенный рекламной компании ущерб.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ