Отдельный регион не может быть самодостаточным

Кемеровская область, несмотря на огромный экономический потенциал, сегодня является дотационным регионом. Превратить область в регион-донор должна программа «Кузбасс — путь к самодостаточности», обсудить которую предполагается на ближайшем окружном совете. Что кемеровские региональные власти понимают под «самодостаточностью» и как собираются ее добиваться, в интервью корреспонденту «КС» ЯНЕ ШЕМЕТОВОЙ рассказал заместитель губернатора Кемеровской области по экономике и финансам ЮРИЙ КИМ.

Отдельный регион не может быть самодостаточным - Фотография

— Что стоит за понятием «самодостаточность региона» и как с этим обстоят дела в Кузбассе?

— Существует два подхода к этому определению. В широком смысле самодостаточность региона предполагает динамичное развитие, стабильный рост в экономике и улучшение качества жизни населения. И есть узкое понятие самодостаточности — когда определяются минимальные потребности по финансированию жизнеобеспечения и регион справляется с этими обязательствами. В этом узком смысле, если бы у нас было соотношение по распределению налоговых доходов между федерацией и регионом 50 на 50, то, наверное, Кузбасс мог бы считаться самодостаточным.

— А какова ситуация с соотношением налогов сейчас?

— Если говорить об общих пропорциях, то они исключительно невыгодны для любого российского субъекта. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы регионов должны составлять не менее 50% доходов консолидированного бюджета. За три последних года это соотношение менялось в сторону уменьшения доходной базы субъектов. Если иллюстрировать это в цифрах, то в 2000 году в федеральный бюджет поступало 56% всех налогов, в 2001 — 59% и в 2002 — 62%, то есть в прошлом году за субъектами Федерации оставили всего 38% от собираемых налогов.

Если смотреть на фактические цифры, то так называемые выпадающие доходы по Кузбассу в 2000 году составили 1652 млн рублей, в 2001 — 1304 млн рублей, в этом году — 933 млн. Идет постепенное уменьшение доходной базы для субъектов России. Но причина дефицита любого бюджета зависит не только от налоговой политики страны. Во многом это связано и с макроэкономической политикой государства, в частности с сильной зависимостью региональной экономики от внешнеэкономической ситуации. Особенно это характерно для регионов, имеющих сильные экспортные позиции. Кузбасс формирует почти 50% экспорта Западной Сибири. Поэтому наш регион в большей степени, чем другие, реагирует на колебания внешнеэкономической конъюнктуры.

По данным Минфина, доходы бюджета Кемеровской области в 2001 году составили 11,2 млрд рублей, из них 3,3 млрд — за счет безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней. Бюджетные расходы в 2001 году составили 10,9 млрд рублей. За январь-апрель 2002 года бюджет Кемеровской области исполнен с дефицитом в размере 223,6 млн рублей. Доходы составили 4,56 млрд, расходы — 4,78 млрд. В структуре доходов бюджета около 25% составляют средства, полученные от бюджетов других уровней, — более 1 млрд рублей.

— Как в этом году на бюджет региона повлияли федеральные надбавки работникам бюджетной сферы?

Отдельный регион не может быть самодостаточным - Изображение

— Этот фактор подорвал наш бюджет достаточно сильно. Можно сказать, что выплата повышенной зарплаты стала основной финансовой проблемой года. И не только в Кузбассе. 15 из 16 регионов Сибирского федерального округа являются дотационными. У нас же именно на так называемые «защищенные» статьи бюджета сегодня направляется порядка 60% всех расходов, в то время как в 1999 году на эти же цели было направлено 35% — разницу видите.

Ожидаемые собственные доходы в 2002 году, по проекту бюджета, составляли 14,8 млрд рублей, а сейчас только на выплату зарплаты требуется 10,3 млрд. А ведь только по целевой программе подготовки к зиме на закупку угля для котельных области требуется 1 млрд рублей, прибавим к этому 3,2 млрд рублей, необходимых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Вот, собственно говоря, и все. Денег на развитие не остается.

— Можно ли сказать, что текущий бюджет Кемеровской области провалился?

— Ни в коем случае нельзя так говорить. Да, с большим трудом удается исполнять бюджетные обязательства. Но мы изыскиваем дополнительные ресурсы, кредитуемся, получаем федеральные ссуды. Бюджет не провалился, но решение, которое было принято на федеральном уровне по поводу повышения зарплаты, сильно осложнило ситуацию с финансированием. Ситуация тяжелейшая.

— Тем не менее речь о возможной самодостаточности региона ведется

— Для того чтобы Кузбасс был самодостаточным, нужно несколько предпосылок. Прежде всего — более справедливое распределение налоговых поступлений на федеральном уровне. Тенденция должна быть такая, как это было изложено в правительственной программе развития бюджетного федерализма до 2005 года. Там предполагается, что к завершению этого программного периода должно быть установлено соотношение по налогам 50 на 50. Но как выясняется, проблема эта не так легко решаема, и причин тому много. Например, установление такого соотношения для Москвы делает столицу самодостаточным городом, а такая республика, как Тыва, даже при условии, что у нее останется 100% собранных налогов, своих финансовых обязательств, скорее всего, не выполнит. Перераспределение доходов должно идти от богатых к бедным. С другой стороны, механизм распределения не должен стимулировать иждивенческого подхода.

Вторая составляющая решения проблемы самодостаточности Кузбасса — макроэкономическое регулирование экономики на государственном уровне. Ресурсная база у нашего региона хорошая. Но до тех пор, пока тарифы и цены на услуги естественных монополий не будут приведены к разумному основанию, до тех пор, пока на уровне правительства не будут определены приоритеты в промышленной политике и перспективы развития конкретных отраслей, разговоры о самодостаточности останутся разговорами. Большинство российских регионов имеет ресурсный потенциал. Особенно это касается регионов Сибири. Вообще проблема самодостаточности регионов не решается для отдельно взятого субъекта. Это качественная федеральная экономическая политика. От этого зависит, каким образом могут и будут работать регионы-середняки, к каким Кузбасс и относится.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ