Балетная «некондиция» может танцевать современный танец

В Новосибирском хореографическом училище завершился международный семинар по современному танцу. Мастер-классы состоялись при поддержке Фонда Кондратюка. В качестве приглашенного специалиста в семинаре принял участие танцор из Киева Руслан Баранов (Сантах), который провел ряд мастер-классов по технике Deliverance Dance и танцевальной импровизации. Корреспондент «»Ъ»-Сибирь» АНТОН ВЕСЕЛОВ застал РУСЛАНА САНТАХА в танцзале после занятий и, пока тот лечился малиновым взваром от легкой простуды, задал ему несколько общих вопросов.

Хореографу Deliverance Dance Руслану Сантаху удалось вырваться за границу и пройти там достойную школу. Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Техника Deliverance Dance предполагает использование виртуозных комбинаций в партере, обширную прыжковую лексику, лаконично соединяет в себе некоторые трюки, элементы акробатики и йоги на профессиональном уровне. Все это делает Deliverance Dance и вообще современный танец популярным и «кассовым» на Западе, но не в СНГ. Почему в СНГ коллективам современного танца редко предлагают ангажемент, а российские учебные учреждения очень неохотно идут на внедрение в свои программы обучения современному танцу?

— Действительно, в России пока этим искусством сложно заработать себе на жизнь — слишком узок круг благодарной публики. Пока современное искусство дойдет до масс, пройдет некоторое время. Мы не можем просто перескочить через десятилетия развития современного танца на Западе. Хорошо, если нашим хореографам удается вырваться за границу, пройти там достойную школу и передать знания землякам. (Руслан явно намекает на себя — ему-то удалось посетить летние танцевальные курсы в Вене, поработать в Чехии, Германии и Швейцарии и вернуться в Киев. — А. В.)

Но понятие современного танца очень обширно: есть коммерческий вариант, есть так называемое искусство. Некоммерческий танец — это некий перформанс, который нельзя «продать», можно лишь внедрить его прямо в жизнь, исполнить в массе народа. (К сожалению, урок импровизации «в людях» на выходе из метро не состоялся из-за внезапно обрушившихся на весенний Новосибирск ветра и снега.) Многие люди ищут тонкую грань между этими понятиями, чтобы не разделять, а наоборот — объединить искусство и заработок.

— Ваша потенциальная публика — завсегдатаи оперы, которые пока предпочитают ходить на классические постановки. Может быть, вся проблема в том, что в современном танце мало «красивостей»? Почему бы не сделать костюмированное шоу с современной концепцией?

— Это внешнее, непринципиальное. Современный танец в меньшей степени зрелище, чем классический балет, он больше направлен вовнутрь. Через него танцоры (а на людях — и зрители) познают жизнь, поэтому многие современные постановки получаются глубоко философскими и редко жизнеутверждающими. Но все же главная причина «низкого рейтинга» современного танца — недостаток информации об этом искусстве в России. Труппу современного танца сложно импортировать в СНГ, везти живых людей ради нескольких выступлений всегда сложнее, чем, например, выставку современной живописи.

— Занятия танцем и йогой в Deliverance Dance идут рука об руку? Вы решили постичь хатха-йогу, чтобы ликвидировать недостатки своего тела и улучшить технику танца?

— Сначала я начал танцевать. Потом пришел к йоге. Йога дополняет мой танец, мою жизнь. Сейчас часто говорят о том, что в труппы современного танца приходят мечтающие танцевать, но не подходящие для классического танца по неким физиологическим параметрам люди. Возможно. Я считаю, что овладеть техникой современного танца может каждый, вставший на путь самосовершенствования, независимо от параметров его тела или образования. Я прошел отличную школу как народник, работая артистом балета в ансамбле танца имени Вирского и в ансамбле танца «Гопак». Но теперь я научился владеть своим телом, импровизировать внутри очень схематического пластического решения. И это самое интересное время в моей профессиональной жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ