Российские епископы посетили Папу Римского

На территории всего бывшего Советского Союза в апреле 2001 года российские немцы, поляки и многие верующие русские будут отмечать великий праздник — десятилетие восстановления структур католической Церкви в России. Корреспондент «»Ъ»-Сибирь» АНТОН ВЕСЕЛОВ удостоился аудиенции Его Преосвященства Апостольского администратора Новосибирской Апостольской администратуры для католиков латинского обряда азиатской части России ИОСИФА ВЕРТА.

— В 2001 году делегация российских епископов встречалась с Папой. Чем так примечателен для вас этот визит в Ватикан?

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Один раз в 5 лет все епископы мира обязаны посетить Папу, чтобы рассказать ему о положении дел в местных церквях. Это называется «Визит at limina», посещение апостольских порогов. Так вот, в этом году состоялся первый визит российских епископов, потому что в РФ до последнего времени не было епископской конференции, для которой необходим кворум хотя бы из трех епископов на страну. В апреле 1991 года Папа Римский назначил двух Апостольских администраторов — архиепископа Европейской части России Тадеуша Кондрусевича и меня, епископа Азиатской части России Иосифа Верта. В 1998 году в Россию направили еще двух епископов. Резиденцией нового епископа азиатской части России Ежи Мазура стал Иркутск, а епископа европейской части России Клеменса Пикеля — Саратов. Только тогда, с созданием епископской конференции, образование структуры католической церкви в России завершилось.

До этого, мы, конечно, посещали Папу и его министерства (конгрегации или Советы) и рассказывали о своих проблемах. В решении многих Ватикан может реально помочь. Это как поездка губернаторов в Москву — выбивать деньги и решать местные проблемы. Что-то похожее, хотя здесь больше различий, чем параллелей

— Самые главные события поездки — встречи с Папой?

— За неполную неделю пребывания в Ватикане мы встречались с Папой пять раз. Кроме обязательных короткой личной аудиенции (не более 10 мин) и генеральной аудиенции (каждую среду на нее собирается 5-10 тысяч человек), а после нее — личного приветствия руководителей групп, мы приняли участие в Святой литургии. Месса проходила утром в личной часовне Папы Римского, в узком кругу гостей. Кроме того, все четыре епископа России были приглашены на обед с Папой. Это неофициальная встреча, на которой можно было побеседовать без протокола.

— О чем вы говорили?

— Обо всем. Папу интересует не только положение дел в епархиях, но и история религии в России. В первые наши встречи в начале 90-х годов он интересовался, как это в стране, где 70 лет господствовал воинствующий атеизм, возможно было сохранение католических общин без священников, без церквей! Особенно его интересовал священник Буковинский — после освобождения из лагеря он 20 лет служил в Караганде, где я тогда жил. Папа знал Буковинского лично — в 1970 году российскому священнику удалось побывать в Польше, там он встретился с кардиналом Войтылой. За те три месяца, что он провел на родине, Буковинский написал свои знаменитые воспоминания о трудных годах для всех верующих в России. Этот священник в 1954 году крестил меня.

Так вот, когда мы были на обеде у Папы, разговор зашел о проблемах с российским гражданством у епископа-поляка Ежи Мазура и епископа-немца Клеменса Пикеля. И вдруг один из секретарей спросил: «А где родился епископ Верт?» И ему ответил Папа: «Он родился в Караганде» (поляки ставят ударение на предпоследний слог). Он так хорошо запомнил наши беседы десятилетней давности!

— Это знак особого расположения к вам?

— Это особое отношение к католическим священникам и мирянам, живущим в бывшем Советском Союзе. Россия — страна, которая произвела на свет тысячи и миллионы мучеников в XX веке.

Впрочем, не стоит забывать, что сибирские епархии остаются самыми крупными по площади в мире. Меня восемь лет подряд за границей представляли как епископа самой большой епархии в мире. Новость о делении епархии Азиатской части России на Восточную и Западную застала меня в разгаре трехдневной конференции в Германии, и местный секретарь был поставлен в неудобное положение относительно уже высказанного титула «епископа самой большой епархии мира». Но он с честью вышел из положения, представив меня на заключительном дне конференции как «епископа второй по величине епархии мира».

— Как получилось, что Папа именно вас выбрал в качестве епископа азиатской части России?

— Практически все католические священники в 30-40-е годы XX века были расстреляны или осуждены. После смерти Сталина, по моим сведениям, из лагерей вышли лишь несколько священников. Последний из них умер в 1983 году. А в 1984 году я стал первым священником в СССР (не считая западную его часть), которого рукоположили после 60 лет безверия. Я учился в Литве — в Каунасе и Риге, там и был рукоположен. К 1991 году российских священников было уже человек десять. Но выбор все равно был невелик. Дело в том, что кандидат в епископы должен быть старше 35 лет, причем хотя бы 5 из них — в ранге священника. По этим параметрам подходил я один. Мне тогда было 38 лет, и западная пресса назвала меня самым молодым епископом в мире.

— Расскажите о вашей семье.

— Моей первой церковью, общиной стала моя семья — есть такое понятие «домашняя церковь». Отец окрестил меня сразу после рождения. Потом, через 2-3 года, когда после смерти Сталина открылись лагеря и много священников оказались в Караганде, меня крестили заново: миряне все-таки не всегда правильно совершали обряд.

— Кто сейчас приходит в католические храмы Сибири — по-прежнему верные последователи семейных традиций? Как за последние десять лет изменился состав паствы?

— Еще 10 лет назад было больше 70% российских немцев, но многие выехали на историческую родину, и теперь немцев — меньше половины. Растет процент самоопределившихся польских католиков. Как ни странно, в Сибири достаточно много поляков. Многочисленные польские фамилии говорят сами за себя

— В апреле вы снова поедете в Ватикан с визитом?

— Это рабочая поездка в Рим. Меня пригласили 17 апреля рукоположить в дьяконы 16 студентов-богословов (последняя ступень перед рукоположением в священники) в епархии Папы Римского. Приглашать епископов из других епархий — обычная практика, Папа не в состоянии сам рукополагать всех. Возможно, меня пригласили потому, что один из 16 семинаристов — мой брат. Он, как и я, гражданин России, член ордена иезуитов и будет служить в России — куда пошлют. На рукоположение приедет моя мама. Папа Римский пригласил ее к себе на аудиенцию — это будет святая месса (молитва) в узком кругу верующих. Для меня это еще одна возможность увидеться с главой католической церкви в юбилейный для российского католичества год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ