Андрей Бец: Единственный выход — в создании сильной социал-демократической партии

Возможно, в ближайшее время завершится затяжной конфликт в новосибирском региональном отделении «Яблока» — по информации «Коммерсанта-Сибирь», раскол в рядах новосибирских «яблочников» наконец-то заинтересовал лично Григория Явлинского, который планирует разобраться в ситуации на месте. Существуют разные версии причин стагнации некогда сильнейшей демократической организации Новосибирска. Какая из них наиболее верна, обозреватель «»Ъ»-Сибирь» ЮРИЙ ПРОКОПЬЕВ попробовал выяснить у генерального директора АО «Станкосиб» АНДРЕЯ БЕЦА, возглавлявшего политсовет организации в 1999-2000 годах.

Фото Аркадия УВАРОВА

— Вполне очевидно, что новосибирское «Яблоко» находится в глубоком кризисе. Так, организация не смогла принять достойного участия в выборах в горсовет. Вы можете назвать факторы, повлиявшие на то, что «Яблоко» оказалось на задворках местной политической сцены?

— На сегодняшний день я являюсь рядовым членом «Яблока», и что происходит сейчас в новосибирской организации, знаю плохо, так как от «яблочных» дел в последнее время отошел.

Что же касается причин раскола организации, то основной причиной, на мой взгляд, послужило то, что новосибирское «Яблоко» изначально строилось на принципе преданности определенным людям, имеющим большие личные амбиции. Например, на выборах все хотели идти обязательно первым номером в списке. Я сразу с этим столкнулся и понял, что так дело не пойдет: или мы работаем на «Яблоко» и делаем все необходимое для того, чтобы партия победила на выборах, или тогда мы уже не «Яблоко» а, скажем, партия Лубенца (Александр Лубенец — бывший председатель исполкома политсовета новосибирского отделения «Яблока». — Ю. П.). В политсовете, который я возглавлял, собрались как раз те люди, которые ни в чьих группировках не состояли. Поэтому мы и работали первое время результативно. Первый конфликт возник в связи с губернаторскими выборами и поддержкой политсоветом кандидатуры Ивана Старикова. Хотя перед этим актив организации принял следующее решение: если к нам обращается кандидат, мы рассматриваем возможность или невозможность его поддержки, и после этого политсовет принимает соответствующее решение. И политсовет тогда поддержал Старикова, а не Виктора Толоконского именно потому, что никто из команды Толоконского к нам не обращался.

Следующий конфликт вспыхнул во время выборов мэра Новосибирска. В начале избирательной кампании я говорил с Георгием Глебовым (гендиректор новосибирского ЗАО «Центральное». —

и интересовался его позицией, поскольку появилась информация, что он будет баллотироваться от «Яблока». Глебов сказал, что от «Яблока» избираться не будет. А буквально через несколько дней он попросил поддержки у актива организации, хотя мы уже обсуждали кандидатуру Владимира Городецкого.

Все эти конфликты привели к тому, что организация развалилась на три группировки. Хотя можно было вполне нормально работать, если бы инициаторов развала организации своевременно исключили. Но в Москве считали, что нельзя этого делать, заигрывали то с одними, то с другими.

В мае прошлого года мы попытались провести отчетно-выборное собрание. Оно было сорвано. После чего 9 членов политсовета, в том числе и я, написали заявления о сложении полномочий и остались рядовыми «яблочниками».

В это время начались проблемы в Москве в связи c разработкой закона о партиях, которым предусмотрено, что каждая партия должна иметь определенное количество представителей в регионах. В Новосибирск стали приезжать эмиссары из Москвы, которые пытались урегулировать конфликт.

Последний разговор был в январе этого года. Бывшие члены политсовета напомнили, что, прежде чем уйти, мы направили в Москву в общей сложности более 20 обращений с просьбой организовать встречу с московским руководством. Но не получили никакого ответа и пришли к выводу, что региональные отделения Москве просто неинтересны.

Насколько я знаю, недели три назад приезжал очередной московский эмиссар. Ко мне он не обращался. На сегодня из почти 300 «яблочников» перерегистрировалось всего около 60. По имеющейся информации, они собираются избрать политсовет, в котором не будет председателя. Как такое может быть, я тоже не понимаю — если есть организация, то должен быть и руководитель. Планируется проведение собрания, на которое, возможно, приедет Явлинский.

— Почему центральный политсовет занял такую позицию по отношению к новосибирской организации? Исходя из принципа невмешательства? Или здесь виноваты функционеры, отвечавшие за работу с регионами — например, депутат Госдумы Игрунов?

— Не было продуманной политики партийного строительства в регионах. Я считаю, что такое отношение Москвы к региональным организациям в какой-то мере сформировано позицией Игрунова, который считает, что главную роль играет думская фракция, а в регионах должны слепо выполнять ее волю. В центральном политсовете стали забывать про то, что без наличия сильных региональных отделений у партии нет будущего. К тому же Москве не нужны сильные региональные лидеры — их устраивают карманные организации, такие, как в Алтайском крае. Что касается самого Явлинского, то я думаю, что он до этой проблемы просто не дошел.

Нейтральная позиция Москвы позволяла определенным группировкам разваливать региональные организации в угоду своим амбициям. Сегодня действующих региональных отделений «Яблока» в стране почти не осталось.

Я считаю, что для Новосибирска это большая потеря, поскольку остальные демократические организации довольно слабы.

— А СПС? Кстати, возможно ли реальное объединение «Союза» с «Яблоком»?

— Я убежден, что ни у «Яблока», ни у «Союза правых сил» нет долгосрочной перспективы. Сегодня они построены по принципу ярко выраженных лидеров, и у них нет оригинальных идей. Результаты выборов в регионах говорят о том, что демократы теряют позиции. Поэтому единственный выход — в создании cильной cоциал-демократической партии, которая объединила бы людей, приверженных идеям социальной справедливости. Туда могли войти и «Яблоко», и «СПС», и другие демократические организации. Но это будет сложно сделать — слишком много амбициозных лидеров. Но я оптимист и надеюсь, что рано или поздно это состоится. Хотелось бы, чтобы это случилось быстрее. Я лично на такую идею готов работать в меру своих возможностей.

— Смогут ли демократы взять реванш на декабрьских выборах в облсовет? Будет ли создаваться блок, который смог бы повторить успех «Третьей силы» четыре года назад?

— Надеюсь, что на областных выборах у демократов будет возможность договориться. В отличие от городских, когда в одном округе присутствовало сразу два кандидата от «Яблока». Я думаю, что областные выборы пройдут более динамично. Есть независимые, самодостаточные, известные люди c определенными финансовыми возможностями, которые готовы объединиться. Я надеюсь, что это произойдет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ