Школьный двор — он и в Европе школьный двор

В Томском драматическом театре состоялась европейская премьера. Постановку в рамках международного проекта «Европейские истории школьного двора» (Europen Schoolyard Stories/EUSUS/) осуществил актер театра Андрей Колемасов. В духе текстов западноевропейских авторов режиссер назвал спектакль вызывающе — «Придурок и другие».

Проект EUSUS предполагает рассмотреть проблематику молодежной жизни с различных позиций. В нем задействованы театры из Германии, Франции, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии и России. От России томская драма представлена прежде всего потому, что главный режиссер театра Борис Цейтлин, лауреат Госпремии России, лауреат национальной премии «Золотая маска», хорошо известен европейским театральным деятелям.

Согласно проекту, каждая страна-участница ставит один спектакль по «родной» пьесе, а второй — по сюжетам, предложенным иностранными участниками. Нашу пьесу «Куба — любовь моя» написал Михаил Бартенев. Ставит ее, конечно, главный режиссер театра Борис Цейтлин. Премьера назначена на апрель. Спектакль, название которого сократилось до « Любовь моя», будет показан европейскому зрителю на театральных фестивалях в Лионе и Берлине.

Так что «Придурок » — лишь начало реализации крупномасштабного проекта, который наряду с театральными постановками включает передвижные выставки, Интернет-галерею, интерактивную игру «Я не люблю понедельники», коллоквиум «Как молодежь практикуется в исполнительском мастерстве и сопереживает театру как зритель».

Жанр спектакля «Придурок и другие» режиссер Андрей Колемасов смело определил как импровизации. К импровизациям, дескать, располагал литературный материал, положенный в основу постановки. Молодые авторы Катарина Шлендер, Пауль Штайман, Лукас Холлигер, Гай Крнета, Пол Голдфри и Катя Шагалова предложили исповеди подростков «от первого лица», написанные в модернистской манере. Как это принято сейчас в современной драматургии, в этих текстах преобладали мотивы немотивированной жестокости, нигилизма, одиночества, доходящего до суицида.

К счастью, Андрей Колемасов остался верен себе (на его счету не один детский спектакль, поставленный им в качестве художественного руководителя театра-студии «Осколки») — «перелопатил» предложенный литературный материал, адаптировав его для «нежного» российского зрителя. В результате акцента на жестокости и отклонениях в сексуальном воспитании удалось избежать. Видимо, не доверяя слишком продвинутым сподвижникам, Колемасов сам оформил спектакль и сам сыграл в нем роль Рассказчика, озвучивающего монологи Школьного двора — коллективное бессознательное многих поколений школьников.

Действующими лицами на небольшом пятачке, ограниченном с трех сторон серыми стенами-плитами, украшенными граффити, стали иностранные школьники. А вот главный герой — этакий «русский лазутчик» среди них по прозвищу Придурок. Его так припечатали за то, что мальчик влюблен и не похож на других. Продираясь сквозь толпу играющих в футбол и баскетбол, танцующих брейк и рассказывающих анекдоты, он остается одиноким. Еще бы, Придурок читает стихи великого русского поэта Пушкина, пытается подарить своей девочке цветы. А потом мастерит бомбу

Финал спектакля, сымпровизированного в стиле рэп, неожиданно зарифмовывается с началом. Взрыв за сценой дает ответ на вопрос, с которого начиналась история: «Что должно произойти?» Вопрос, произнесенный в рэповом ритме, аукнется брейком. А импровизации — это когда после «Взвейтесь кострами, синие ночи» те же подростки с той же нескрываемой радостью рассказывают друг другу: «Красные галстуки реют над сквером — бомба попала в Дворец пионеров»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ