Борис Гребенщиков: «Езжу на стареньком джипе»

В Новосибирске прошли концерты группы «Аквариум»

Персона Бориса Гребенщикова давно стала культовой в государстве Российском. Громадные тиражи аудионосителей, постоянные аншлаги на концертах «Аквариума» У нас БГ достиг уровня Пола Маккартни (Paul McCartney) на Западе — все, что бы тот ни делал, принимается «на ура», а его музыкальные эксперименты и общественно-политические выходки воспринимаются, как милое чудачество. С журналистами Гребенщиков всегда общался свысока, словно убеленный сединами старец с гор, изрекая мудрость за мудростью неразумной своей пастве. Впрочем, корреспондента «»Ъ»» Борис Борисович принял милостиво. Был разговорчив без обычной снисходительности, а некоторая его лаконичность в конце беседы объяснялась только близостью концерта.

Для человека, никогда в жизни не видевшего банкиров, Гребенщиков выглядит весьма неплохо. Фото Виталия ИВАНОВА

Когда мы встретились с БГ в ДКЖ (аббревиатуры, ничего не поделаешь, традиция), ореол его «культовости» не то чтобы поблек, во всяком случае, уже не мешал. Передо мной сидел простой интеллигентный человек в красной рубахе и супермодных итальянских штанах, подчеркивающих принадлежность к богеме. Когда мы заговорили о деньгах, — по нашему мнению, сейчас любой артист вынужден быть еще и коммерсантом в самом широком смысле слова, — БГ стал лукавить. Длинные пространные рассуждения лидера «Аквариума» на заданные темы тут же сменились короткими фразами, совсем не характерными для «убеленного сединами старца». Что произошло? Стал ли Борис Борисович в последнее время еще ближе к простому народу? Или просто ему неудобно говорить о своих «спонсорах», которые есть даже у мало-мальски известного коллектива? Хотя плакат автомобильного концерна BMW об этом чуть ли не кричал со сцены.

— Борис Борисович, недавно вы обратились с воззванием ко всем жителям России, чтобы вам сообщили информацию о мироточащих иконах, которые находятся в нашей стране. Для чего это вам?

— Никогда в жизни я такой чуши говорить бы не стал! Мироточащие иконы — это личное дело каждого отдельного настоятеля церкви. На самом деле речь шла о реально действующих чудотворных иконах, находящихся сейчас в России, потому что нет ни одной книги, где эта информация была бы собрана. Последняя такая книга была издана в 1914 году. С тех пор многое изменилось. Я кидаю почин, а потом это пойдет само по себе.

— Книга будет издаваться на средства группы «Аквариум» или ваши собственные?

— Какое это имеет значение? Я просто собираю информацию, а то, что в России нет такой книги — плохо.

— Это была ваша инициатива или вас об этом попросили?

— Ну кто мог меня попросить? Кто бы стал МЕНЯ просить?

— А чем был продиктован ваш интерес?

— Стремлением улучшить вам жизнь.

— А себе?

Музыкальные эксперименты и общественно-политические выходки Бориса Гребенщикова давно уже воспринимаются как милое чудачество

— Я не жалуюсь, спасибо. А что, я должен жаловаться на жизнь?

— В восьмидесятых, когда вы приезжали на концерты в другие города, то останавливались, как правило, у знакомых. В 1984 году вы несколько дней жили в новосибирской квартире на Золотой ниве. Сейчас времена изменились. Вы стали менее доступны для прессы и поклонников?

— Пятнадцать лет тому назад со мной никто бы говорить не стал: боялись. Боялись потерять работу.

— Как вы относитесь к тому, что сейчас все произведения искусства выставлены на продажу? В том числе и ваш труд?

— Отлично. Пусть так и будет.

— В интервью одному из автожурналов вы рассказывали о своем стареньком автомобиле Volvo, который получили в качестве гонорара за «Русский альбом». Что сейчас с этой машиной?

— Она давным-давно развалилась на части. Сейчас у меня джип Cherokee, не Grand. Старенький такой, квадратный. Правда, он тоже начинает потихоньку сыпаться.

— Есть ли в вашем автомобиле какие-нибудь амулеты, предостерегающие вас от ДТП и ГИБДД?

— Да, один обычный синтоистский амулет висит у меня в машине.

— Вам помогают жить московские коммерсанты?

— Я не знаю ни одного коммерсанта.

— Может, банкиры?

— Тем более! Никогда в жизни не видел банкиров.

— Как же вы без них соотносите духовное и материальное в вашей музыке?

— А я не соотношу. Как говорил один известный деятель: «Богу богово, а кесарю кесарево». А мне — мое.

— Но вы же не можете самовыражаться, не задумываясь о коммерческом успехе?

— Уже могу. Могу себе это позволить

Для человека, никогда в жизни не видевшего банкиров, Гребенщиков выглядел весьма неплохо. Но сравнивать коммерческий успех «Аквариума» и, к примеру, Backstreet boys было бы по меньшей мере глупо, поскольку перевес будет явно не в пользу первых. В России, где процветает музыкальное пиратство, а доходы граждан не позволяют им каждую неделю посещать концерты любимых групп, быть финансово самодостаточным музыкантом не так просто: даже «хрестоматийные» Пугачева и Киркоров постоянно прибегают к помощи спонсоров. Может, все дело в чудотворных иконах?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ