В Новосибирске прошли концерты группы «Аквариум»
Борис Гребенщиков: «Езжу на стареньком джипе»
Для человека, никогда в жизни не видевшего банкиров, Гребенщиков выглядит весьма неплохо. Фото Виталия ИВАНОВА
|
Когда мы встретились с БГ в ДКЖ (аббревиатуры, ничего не поделаешь, традиция), ореол его «культовости» не то чтобы поблек, во всяком случае, уже не мешал. Передо мной сидел простой интеллигентный человек в красной рубахе и супермодных итальянских штанах, подчеркивающих принадлежность к богеме. Когда мы заговорили о деньгах, — по нашему мнению, сейчас любой артист вынужден быть еще и коммерсантом в самом широком смысле слова, — БГ стал лукавить. Длинные пространные рассуждения лидера «Аквариума» на заданные темы тут же сменились короткими фразами, совсем не характерными для «убеленного сединами старца». Что произошло? Стал ли Борис Борисович в последнее время еще ближе к простому народу? Или просто ему неудобно говорить о своих «спонсорах», которые есть даже у мало-мальски известного коллектива? Хотя плакат автомобильного концерна BMW об этом чуть ли не кричал со сцены.
— Борис Борисович, недавно вы обратились с воззванием ко всем жителям России, чтобы вам сообщили информацию о мироточащих иконах, которые находятся в нашей стране. Для чего это вам?
— Никогда в жизни я такой чуши говорить бы не стал! Мироточащие иконы — это личное дело каждого отдельного настоятеля церкви. На самом деле речь шла о реально действующих чудотворных иконах, находящихся сейчас в России, потому что нет ни одной книги, где эта информация была бы собрана. Последняя такая книга была издана в 1914 году. С тех пор многое изменилось. Я кидаю почин, а потом это пойдет само по себе.
— Книга будет издаваться на средства группы «Аквариум» или ваши собственные?
— Какое это имеет значение? Я просто собираю информацию, а то, что в России нет такой книги — плохо.
— Это была ваша инициатива или вас об этом попросили?
— Ну кто мог меня попросить? Кто бы стал МЕНЯ просить?
— А чем был продиктован ваш интерес?
— Стремлением улучшить вам жизнь.
— А себе?
Музыкальные эксперименты и общественно-политические выходки Бориса Гребенщикова давно уже воспринимаются как милое чудачество
|
— Я не жалуюсь, спасибо. А что, я должен жаловаться на жизнь?
— В восьмидесятых, когда вы приезжали на концерты в другие города, то останавливались, как правило, у знакомых. В 1984 году вы несколько дней жили в новосибирской квартире на Золотой ниве. Сейчас времена изменились. Вы стали менее доступны для прессы и поклонников?
— Пятнадцать лет тому назад со мной никто бы говорить не стал: боялись. Боялись потерять работу.
— Как вы относитесь к тому, что сейчас все произведения искусства выставлены на продажу? В том числе и ваш труд?
— Отлично. Пусть так и будет.
— В интервью одному из автожурналов вы рассказывали о своем стареньком автомобиле Volvo, который получили в качестве гонорара за «Русский альбом». Что сейчас с этой машиной?
— Она давным-давно развалилась на части. Сейчас у меня джип Cherokee, не Grand. Старенький такой, квадратный. Правда, он тоже начинает потихоньку сыпаться.
— Есть ли в вашем автомобиле какие-нибудь амулеты, предостерегающие вас от ДТП и ГИБДД?
— Да, один обычный синтоистский амулет висит у меня в машине.
— Вам помогают жить московские коммерсанты?
— Я не знаю ни одного коммерсанта.
— Может, банкиры?
— Тем более! Никогда в жизни не видел банкиров.
— Как же вы без них соотносите духовное и материальное в вашей музыке?
— А я не соотношу. Как говорил один известный деятель: «Богу богово, а кесарю кесарево». А мне — мое.
— Но вы же не можете самовыражаться, не задумываясь о коммерческом успехе?
— Уже могу. Могу себе это позволить
Для человека, никогда в жизни не видевшего банкиров, Гребенщиков выглядел весьма неплохо. Но сравнивать коммерческий успех «Аквариума» и, к примеру, Backstreet boys было бы по меньшей мере глупо, поскольку перевес будет явно не в пользу первых. В России, где процветает музыкальное пиратство, а доходы граждан не позволяют им каждую неделю посещать концерты любимых групп, быть финансово самодостаточным музыкантом не так просто: даже «хрестоматийные» Пугачева и Киркоров постоянно прибегают к помощи спонсоров. Может, все дело в чудотворных иконах?