Все пути ведут к узлам транспортным

Во вторник в Новосибирске прошло совместное заседание совета Сибирского федерального округа, совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и коллегии Минтранса РФ. Все участники совещания были в своем амплуа: губернаторы просили у правительства денег, министр транспорта Сергей Франк призывал покончить с засильем «локальных монополий», а президентский полпред Леонид Драчевский выполнял привычную роль арбитра. Само мероприятие, несмотря на его масштаб, оказалось в целом ознакомительным: все принятые решения носят рекомендательный характер, а следовательно, вовсе не обязательны к выполнению.

Заседание окружного совета, посвященное транспортным проблемам, должно было состояться еще в феврале, но его пришлось перенести из-за внезапного визита Владимира Путина в Омск. Впрочем, совещание не стало менее представительным: в Новосибирск прибыли все сибирские губернаторы (за исключением вынужденного отпускника Амана Тулеева), спикеры законодательных собраний, а также коллегия Минтранса едва ли не в полном составе.

Как водится, все просили денег. Начальник администрации Севморпути Анатолий Горшковский убеждал собравшихся, что необходимо срочно найти $90 млн на достройку стоящего уже 12 лет на стапелях Балтийского завода атомного ледокола «50 лет Победы». Неплохо было бы также, по его мнению, найти средства на реконструкцию существующих ледоколов и разработку проектов новых судов ледокольного флота. Губернатор Алтайского края Александр Суриков разъяснил собравшимся, что половина федеральных дорог в Сибири работает в режиме перегрузки, а их «облегченное» покрытие давно не соответствует современным требованиям. Также, по выражению губернатора, «растет недоремонт» сибирских дорог, что грозит сокращением автодорожной сети. Между тем федеральное финансирование в этом году по сравнению с прошлым сократится почти втрое.

Нарисовав эффектную картину грозящего развала дорожной отрасли, Александр Суриков перешел к предложениям. По его мнению, необходимо срочно строить автотрассу из Алтая в Западный Китай. Китайцы уже довели свою трассу практически до российской границы.

Сергей Франк отчитался перед сибирскими губернаторами и получил от них много предложений, необязательных к исполнению. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Тут слово попросил спикер Эл Курултая (законодательного собрания) Республики Алтай Даниил Табаев. Он сообщил собравшимся, что алтайский народ выступает против строительства этой дороги, несмотря на все ее стратегическое значение. «Наши люди боятся, — объяснил он позицию алтайцев. — Мы уже один раз были в составе Китая, китайцы были до самого Бийска. Население тогда все в Китай угнали». К тому же, по мнению спикера, строительство дороги приведет к гибели многочисленных археологических памятников на территории республики. В качестве альтернативы дороге спикер предложил ездить в Китай через Западную Монголию, а также развивать международное авиасообщение.

Представитель президента Леонид Драчевский несколько остудил пыл господина Табаева: «Не надо бояться экспансии великого южного соседа. Дело в том, что великий южный сосед сам еще вообще-то не хочет этой дороги».

Доклад о состоянии авиационного и железнодорожного сообщения в Сибири делал Александр Лебедь. Он первым делом посетовал на несовершенство законодательной базы в сфере транспорта и обвинил в этом почему-то Егора Строева. «Надо надавить на Строева, — предложил господин Лебедь окружному совету. — Ему, есть подозрение, нас не понять. Его микроскопическая Орловская область уместится на территории поселкового совета Енисейского района». Красноярский губернатор также обратил внимание коллег на отсутствие целевой законодательной базы по так называемому «промышленному транспорту», на который, между прочим, только в МПС приходится до 50% основных фондов. Кроме того, убеждал Александр Лебедь, необходимо срочно создать единого российского оператора по контейнерному транзиту из Приморья на Запад, что должно повысить координацию действий различных ведомств.

Сергей Франк поддержал красноярского губернатора в его стремлении бороться с местечковыми монополиями в МПС, а также не исключил появление концессий при строительстве мостовых переходов и стратегических автодорог, предложив вспомнить положительный опыт КВЖД. Кроме того, он призвал покончить с лоббированием региональных предпочтений в сфере транспорта. «Каждый мой разговор с любым губернатором начинается с его слов об исключительно важном стратегическом положении этого региона. Так говорят все без исключения!» — рассказал министр. И предложил развивать лишь по-настоящему перспективные авиаузлы, например, Новосибирск и Красноярск. Причем определяться со стратегией надо как можно быстрее — главным конкурентом в качестве транзитного пункта на кроссполярных авиамаршрутах господин Франк видит столицу Узбекистана. «В Ташкенте тепло, и там удобнее делать технические посадки», — пояснил министр транспорта главные преимущества аэропорта южного соседа. Также он предложил развивать в первую очередь крупные региональные авиакомпании, такие, как «Сибирь» и Krasair, и призвал мелких авиаперевозчиков активнее переходить под крыло к крупным предприятиям. При этом господин Франк не исключил появления региональной лизинговой компании, которая обеспечивала бы местные авиаперевозки. «Либо мы останемся медвежьим углом, либо станем мостом», — подвел итог министр.

Результатом совещания должно стать решение «О развитии транспортного комплекса Сибири», текст которого поступит в правительство в качестве руководства к действию. Впрочем, необязательного к выполнению.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ