Любили книгу, источник денег

В Новосибирском краеведческом музее открылась выставка «Художник и книга», посвященная искусству, которое в Сибири практически сошло на нет — книжной иллюстрации. И хотя на торжественную часть собралось немало авторов книжной графики, представленной на стендах, выставка смотрелась не художественной, а именно краеведческой, с уклоном в историю.

Уже лет пять, как в Сибири никто не говорит об искусстве иллюстраторов-оформителей, у них традиционно нет заказов. А ведь совсем недавно в регионе работало несколько крупных книжных издательств, среди них не последнее место (по тиражам) занимало новосибирское. К оформлению его детских (а значит, аполитичных) книжек приложили свою руку, кажется, все самые заметные сибирские художники. И хотя они сами чаще вспоминают это сотрудничество как источник гарантированного заработка, за который приходилось платить потерянным при печати книг цветом и яркостью рисунков, на вернисаже в их словах были слышны ностальгические нотки. Представителям художественной братии трудно забыть встречи с восторженными пионерами, действительно любившими книги дяденек-авторов (пионеры были последними зрителями, которым не было дела то того, маститый перед ними автор или просто хороший художник).

Да и как их было не любить? Чего стоят представленные в музее листы Эдуарда Гороховского, давно уже не сибирского классика! Иллюстрированную им «Сказку о попе и работнике его Балде» с графикой, имитирующей гравюру по дереву, или сборник сказок «Грозный Чалл» с какими-то зайцами в кимоно лично я помню с детства. А, наверное, самой известной «взрослой» книгой Новосибирского книжного издательства — по «вине» автора иллюстраций Александра Шурица — остается «Илиада» Гомера, изданная невиданным тиражом и имеющаяся, кажется, в каждой новосибирской семье.

Конечно, не обошлось без других сибирских классиков (кстати, давно уже переквалифицировавшихся в живописцев) — Владимира Авдеева и Сергея Мосиенко. Первый представлен линогравюрами, второй — броскими иллюстрациями-карикатурами к книге Евгения Вишневского. Не обошли вниманием и работы «старших товарищей», создавших иллюстрации к «Глупой лошади», «Небесному колобку» и «Тувинским сказкам». К сожалению, нет на выставке работ таких ярких авторов, как Виктор Савин или Сергей Меньшиков. Правда, клан Меньшиковых представлен старшим братом Сергея Данилой.

Кульминацией открытия выставки стали выступления директора Новосибирского музея книги Натальи Левченко и главы управления по культуре Новосибирской области Владимира Миллера. Последний заявил, что давно и серьезно «разделяет движение книголюбов», а на выставке собраны «наши замечательные книжки, которые читают наши замечательные детишки». И удивился, дескать, как это музей книги, вместе с обществом книголюбов ютящийся в двух с половиной комнатах, умудряется хранить листы наших художников и еще инициировать выставки. На что Наталья Левченко логично заметила, что все во власти господина Миллера. Тот оказался заметно разочарован, тут же что-то заговорил о «крыле» краеведческого музея, под которое при желании можно засунуть музей книги. «Краеведческий» директор Константин Ватутин довольно вяло выразил единство с вышестоящим чиновником по этому вопросу. А директор Новосибирского книжного издательства, чтобы развеять хмурь своих коллег, заговорил о 80-летней истории издательства, о том, что последняя аналогичная выставка художников-иллюстраторов состоялась в Новосибирске аж в 1962 году. Помянул не доживших до нового тысячелетия творцов книжного художественного поля. И все же запал торжественности и ностальгии по безмятежным временам «книжного ажиотажа» как-то угас.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ