Шаг к банкротству или пустая формальность?

На этой неделе стало известно, что ЗАО «РАТМ-Энерго» — основной поставщик топлива для новосибирской энергосистемы — подал иск о взыскании со своего партнера АО «Новосибирскэнерго» долгов в объеме 539 млн рублей. Руководитель «РАТМ-Энерго» Алексей Алексеев говорит, что обращение в суд — не более чем формальность, тогда как крупные акционеры энергосистемы уверены, что вслед за этим последуют попытки объявить «Новосибирскэнерго» банкротом.

5 января 2001 года между ЗАО «РАТМ-Энерго» и ОАО «Новосибирскэнерго» был заключен договор о поставках энергетических углей на новосибирские ТЭЦ в кредит. За пользование кредитом новосибирские энергетики должны были платить проценты — ставку рефинансирования Центробанка (на тот момент времени — 25%) плюс 3%.

Эта схема поставок топлива активно пропагандируется «РАТМом», руководством «Новосибирскэнерго», обладминистрацией, а в последнее время — и аппаратом полпреда президента. Новосибирский губернатор Виктор Толоконский и действующий гендиректор «Новосибирскэнерго» Виталий Томилов не единожды подчеркивали, что покупать уголь летом (хотя бы и в кредит) намного выгоднее, чем осенью и зимой, когда угольщики «задирают» цены в условиях ажиотажного спроса. Схема кредитных поставок наиболее активно стала применяться в прошлом году, и «РАТМ-Энерго» поставил новосибирским энергетикам более 4 млн тонн угля на сумму 1,2 млрд рублей. Однако с осени прошлого года такие отношения энергетиков и «РАТМа» резко критикуются акционерами энергосистемы — РАО ЕЭС и ИФК «Алемар». По их мнению, уголь закупается по завышенным ценам, идет «вымывание» финансовых средств «Новосибирскэнерго», и итогом может стать полная финансовая несостоятельность новосибирской энергосистемы и объявление ее банкротом.

Партнерские отношения «РАТМ-Энерго» и «Новосибирскэнерго» продолжаются и сейчас. По расчетам новосибирского губернатора, используя поставки топлива в кредит, новосибирская энергосистема войдет в отопительный сезон с самым большим запасом топлива, который когда-либо был в энергосистеме. Об этом губернатор заявил в начале июня на встрече с коллективом «Новосибирскэнерго» и добавил: «сегодня у нас миллион тонн, 15 июля надо иметь 1,8 млн тонн, а к началу сезона подойдем с 2,2-2,3 млн тонн».

С января по май 2001 года для нужд новосибирской энергосистемы «РАТМ-Энерго» поставил угля на 875 млн рублей. Но «Новосибирскэнерго» оплатило лишь 336 млн. Таким образом, сумма долга составила 539 млн, причем отгрузка апреля и мая не оплачена «Новосибирскэнерго» полностью. Отметим, что в прошлом году с оплатой также были проблемы, но дело до суда не доходило. Например, максимум задолженности пришелся на октябрь 2000 года, когда новосибирская энергосистема была должна «РАТМ-Энерго» 416 млн рублей. Рассмотрение дела должно состояться в новосибирским Арбитражном суде 4 июля. Нет сомнений, что требования «РАТМ-Энерго» будут удовлетворены.

Михаил СТОЛЯРОВ

«Мы поступаем по букве закона»

Ситуацию вокруг иска, поданного ЗАО «РАТМ-Энерго» к ОАО «Новосибирскэнерго», для «»Ъ»-Сибирь» прокомментировал генеральный директор «РАТМ-Энерго» АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ.

— Между «РАТМ-Энерго» и «Новосибирскэнерго» ведутся и велись консультации с участием специалистов обеих компаний по реструктуризации выплат возникшей задолженности. Это проблема традиционная для сегодняшней российской энергетики. Никаких разногласий и претензий с нашей стороны к «Новосибирскэнерго» нет. Этот иск является обязательной формальностью, необходимой к исполнению в соответствии с российским законодательством.

Отношения поставщика с кредитором жестко регламентируются Постановлением правительства РФ N 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнения работ или оказание услуг)», изданного на основании Указа президента РФ N 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)». Невыполнение предприятием установленных данными актами норм грозит привлечением к финансовой ответственности за занижение объектов налогообложения. В случае задержки покупателем оплаты за поставленный ему товар на срок более трех месяцев, предприятия должны подтвердить «отсутствие умысла в их действиях», предоставив документы, «подтверждающие усилия сторон по соблюдению сроков расчетов». Указом президента РФ N 2204 (п. 5) предложено «считать доказательством отсутствия умысла сторон только обращение кредитора в установленный срок для защиты своих прав в суд».

Если бы «РАТМ-Энерго», как законопослушная компания, не подала бы указанный обязательный иск, то согласно действующему законодательству поставщика топлива и энергокомпанию можно было заподозрить «в присутствии умысла в их действиях». Поступив согласно букве закона, «РАТМ-Энерго» документально подтвердила «усилия сторон по соблюдению сроков расчетов». По данному иску стороны придут к заключению мирового соглашения с указанием сроков погашения задолженности за поставку топлива. «Новосибирскэнерго» и ранее имело задолженности за поставленное топливо, например, в октябре прошлого года. Но тогда задержка по оплате не составила предельно допустимого законом трехмесячного срока, а соответственно, и не повлекла за собой необходимых формальных юридических действий со стороны «РАТМ-Энерго».

Сложившаяся ситуация никоим образом не влияет на регулярность продолжающихся поставок топлива на склады «Новосибирскэнерго». Поставки топлива ведутся ритмично, по утвержденной программе летнего накопления топлива, в которой участвует четыре стороны: область (в лице губернатора), город (в лице мэра), «Новосибирскэнерго» и компания «РАТМ-Энерго». Программы поставки топлива в настоящий момент ведутся только за счет города и области.

«РАТМ» может инициировать
банкротство в любой момент

Представители крупных акционеров «Новосибирскэнерго» также высказали «»Ъ»-Сибирь» свою точку зрения на ситуацию, связанную с иском ЗАО «РАТМ-Энерго».

В совете директоров «Новосибирскэнерго» отметили, что подобную акцию трудно комментировать, поскольку истинная ситуация с финансовым состоянием энергосистемы тщательно скрывается от акционеров. Менеджмент «Новосибирскэнерго» на советах директоров неоднократно уличался в предоставлении недостоверной информации, официальные аудиторы отметили факты неоднократных фальсификаций документов. На основании предоставленных аудиторами данных можно сделать вывод, что ситуация в новосибирской энергетике является критической. Несмотря на все заверения руководства в обратном, ситуация с взысканием задолженности подтверждает опасения акционеров.

По мнению Юрия Хардикова — генерального директора «Новосибирскэнерго», избранного на собрании акционеров 25 апреля, высказывания руководства «РАТМ-Энерго» о том, что данная процедура носит абсолютно формальный характер является стремлением заретушировать ситуацию. Ситуация могла спокойно разрешиться договором о новации и составлением графика погашения задолженности, что неоднократно применялось в практике энергетиков. Возбуждение процесса со стороны «РАТМа» позволяет инициировать банкротство в любой момент по желанию кредитора. Безусловно, в такой ситуации проиграют как жители города, которым придется пережить зиму без топлива, так и акционеры, фактически теряющие контроль над обществом. И сегодня есть основания утверждать, что применяемые схемы поставок топлива «РАТМом» являются непрозрачными, а в случае введения внешнего управления по инициативе посредника можно вообще забыть о каком-либо контроле

В случае банкротства в катастрофическом положении окажутся и мелкие кредиторы «Новосибирскэнерго», вся кредиторская задолженность общества перед которыми будет отложена на несколько лет. Если для «Новосибирскэнерго» эти суммы являются относительно небольшими, и общество даже в настоящий момент может их возместить, то для мелких кредиторов невозврат задолженности в срок может привести к крайне тяжелым последствиям, вплоть до ликвидации.

Член совета директоров Александр Лактионов отметил, что с кредиторами необходимо рассчитываться. Но крайнее недоумение вызывает позиция «РАТМа». Поставщики топлива заявляют, что, кредитуя энергетиков углем в летний период с последующими расчетами в течение отопительного периода, они позволяют не отвлекать «летние» деньги на заготовку топлива, а использовать их для подготовки энергосистемы к следующему отопительному сезону. Действия посредников полностью дезавуируют их заявления. По словам Александра Лактионова, такое посредничество вызывает отторжение и неприятие. Подобный сценарий предусматривался еще осенью прошлого года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ