На этой неделе массовые акции протеста на красноярским заводе «СИВИНИТ», работникам которого уже несколько месяцев не выплачивают зарплату, вступили в «силовую» фазу. В среду в течение почти двух часов 300 сотрудников Красноярского ГУВД сдерживали примерно в два раза превосходящую их толпу рабочих, пытавшихся перекрыть основные транспортные магистрали города. Когда пикетчикам это не удалось, они разгромили кабинет управляющего «СИВИНИТа» Игоря Курпаса и взяли в заложники трех его помощников.
В минувшую среду рабочим «СИВИНИТа» в очередной раз пообещали выплатить часть многомесячной задолженности по заработной плате. Однако утром стало известно, что потенциальный инвестор предприятия — группа «Промышленные инвесторы», близкая к экс-министру топлива и энергетики, а ныне депутату Госдумы и одному из владельцев Красноярской угольной компании Сергею Генералову, — еще не завершила анализ экономического состояния предприятия. Как было отмечено, «переговоры затягиваются, и с учетом праздничных дней окончательное решение судьбы завода будет принято не ранее 15-17 июня». По словам представителя инвестора, «переговорный процесс идет трудно, мы стремимся добиться условий, которые обеспечили бы «СИВИНИТу» возможность работать без убытков, но пока наши партнеры идут на уступки очень неохотно».
Однако за этими словами скрывается совсем другое. «Промышленные инвесторы» в ходе аудита предприятия действительно выяснили, что его можно снова заставить работать. Более того — работать безубыточно. Однако средств для этого потребуется почти в два раза больше, чем предполагалось. Но «основная проблема, которая сегодня препятствует запуску завода, это не проблема отсутствия инвестиций, а проблема выстраивания долгосрочных отношений с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции, — считают «Инвесторы». — Именно поэтому результат ведущихся переговоров является ключевым для решения судьбы предприятия».
Все это знают и понимают почти во всех бизнес- и властных структурах, от которых зависит судьба «СИВИНИТа». Единственные, кого не убеждают подобные выкладки, — работники завода. Одно из немногих предприятий даже во всей России, где существует огромный долг по заработной плате (по словам депутатов краевого Законодательного собрания, «явление, давно изжившее себя в масштабах страны»), сегодня становится очагом нездоровой социальной и уже политической активности.
В среду, когда стало известно, что денег опять не будет, работники завода, активно подстрекаемые леворадикальными лидерами движений «Женщины родного Красноярья» и «Трудовое Красноярье», решили в очередной раз перекрыть главную магистраль правобережья — проспект имени газеты «Красноярский рабочий». Заметим, что две предыдущие попытки сделать это оказывались успешными, и движение по значительной части правого берега просто блокировалось. На этот раз горУВД на сдерживание волнений бросило гораздо более значительные силы, чем раньше. В течение почти двух часов три сотни милиционеров сдерживали примерно в два раза превосходящую их толпу работников завода. Когда рабочие поняли, что Красраб им перекрыть так и не дадут, они обратили свое внимание на кабинеты руководства предприятия. Место, занимаемое вовремя уехавшим с завода управляющим Игорем Курпасом, было кустарно опечатано. Не найдя в помещении самого господина Курпаса, ворвавшиеся в его кабинет рабочие разгромили холодильник своего шефа, после чего долго возмущались наличием там дорогого алкоголя, подгнивших апельсинов и журнала Playboy. Трем помощникам Игоря Курпаса повезло меньше: рабочие застали их в собственных кабинетах, заперли там и сказали, что будут держать там без еды и воды до тех пор, пока не получат заработанные средства.
Очевидно, что в таком случае сидеть руководству комбината в своих креслах придется как минимум до 19 июня. Именно в этот день, по словам курирующего конфликт заместителя губернатора Михаила Готовко, намечено получение кредита от красноярского завода цветных металлов, который полностью будет пущен на выплату зарплаты. Но произойдет ли это — еще вопрос. Такие «очередные» даты назначались сивинитовцам уже около десяти раз.