В Кемерове прошел III международный симпозиум «Спутник. Технология активного отражения», организованный при участии центра «Сибирская Nova kultura», администрации Кемеровской области, администрации Кемерова, Кемеровского государственного университета, Института «Открытое общество» и Центра имени Юрия Кондратюка. В семинаре принял участие корреспондент «»Ъ»-Сибирь» АНТОН ВЕСЕЛОВ, представителей других региональных изданий замечено не было.
В Кузбассе запущен спутник неотразимого современного искусства
Группа «Будни лепрозория» уникальным для симпозиума живым рок-н-роллом мгновенно завела зал. Фото Антона ВЕСЕЛОВА
|
Доставленные по непривычно чистым улицам Кемерова в известный андеграундный театр «Ложа», некогда созданный Евгением Гришковцом (позднее этот актер и режиссер перебрался в Калининград, а потом получил «Золотую маску» и закрепился в Москве), новоявленные участники сразу же приняли участие в хэппенинге. Дело в том, что фирменный жанр театра — беды (театральные, студенческие и даже «новые»). Поначалу зрителям дали вволю посмеяться и расслабиться, а потом прямо-таки вложили в руки помидоры. Пришлось обагрить актеров томатным соком. К большому удивлению публики, лицедеи не остались внакладе и с готовностью ответили тем же.
Другие, бодрые участники (в том числе и корреспондент «»Ъ»-Сибирь»), испугавшись интеллектуальной концентрации (в зале собрались все съехавшиеся на сейшн поэты, в том числе действительный член Академии зауми Игорь Лощилов), отправились на двух автобусах в лес «за клещами». На выезде из города, на уютном пятачке леса, состоялась пленэр-акция «Люблю березку русскую», в реализации которой приняли участие десяток современных художников со всей Сибири. После высадки десанта каждый художник выбрал себе березку, взял нужное количество ингредиентов и принялся готовить свое «фирменное блюдо». Игорь Смирнов из Красноярска увлекся украшательством — вырядил любимую березку в яркую бумагу, обклеил красивыми денежками и даже поместил в «красный угол» своего произведения небольшую печатную иконку, которую потом забрал с собой. Миша и Анна Разуваевы из Москвы (авторы весьма примечательной инсталляции в гостиной КемГу «Мокрая книга» — три самописных тома, утопленных в трех баночках) соединили полосками из скотча две березы, приклеили к пленке одноразовые стаканы и наполнили их герметиком — любимых нужно потчевать по полной программе. При этом у Миши был замотан скотчем низ штанин — от клещей. А Аня испортила новые («только что купленные!») босоножки — замазала герметиком. Самая живенькая «фишка» — кемеровская девушка, примотанная вместе с хлебобулочными изделиями к березе. Это просто какое-то языческое, друидское жертвоприношение. И все же собственно заклание оказалось не самым интересным зрелищем. Автор акции предоставил жертве возможность самой освобождаться от пут, и это было наполнено кинематографическим, кинетическим наслаждением. Новосибирский кинематографист Максим Зонов доносил до присутствовавших свою крестово-петлевую идею. Его акция посвящалась тем, кто решили умереть на родной земле, и включала в себя могильный крест (Максу не дали обещанных красок, чтобы его покрасить, о чем автор очень переживал) и удавку, закрепленную на березке («Что за веревку мне дали!» — восклицал Макс, всегда стремящийся к максимальной достоверности). В результате, завершив один неудачный проект, новосибирский перформер решил по-быстрому все переиграть и исполнить другой — спустил штаны, обнял березу и сделал несколько фрикций перед VHS-камерой представителя оргкомитета Игоря Давлетшина. В автобусе по пути назад Макс был мрачнее тучи. «Тупость какая-то!» — повторял самоед. (Между тем на следующий день проект был показан в видеоварианте в гостиной КемГУ и заслужил положительные отзывы публики.)
Максим Зонов не удовлетворился инсталляцией на тему смерти. Фото Антона ВЕСЕЛОВА
|
В этот же день (День музея, между прочим) в Кемеровском областном музее изобразительного искусства прошла презентация выставочного проекта «Провинция сна» группы художников из Пензы, Новокузнецка, Москвы и Кемерова. Это просто какой-то шумный Вавилон инсталляции — рядом с аляповатыми картинками с арабскими шрифтами новокузнецкого Альгидуса на ветру полоскались листы ватмана с любопытными подборками всевозможных билетов и лиц пассажиров «Мертвецы города Пензы. Некротранспортное поле». А рядом — отличные фотографии полуразрушенных вагонов с разбитыми стеклами Вадима Губина. И только картины Дмитрия Кравчука «Провинция сна» и «Маленькие защитники сна» как-то соединяли предоставленные спецификации «провинции» и «сна». Между тем прямо здесь, где только что ступали ноги зрителей, грянули пластические опыты новосибирской группы «Вампитер». Под порно-джаз новосибирской же группы Nuclear LosЬ танцоры весьма поэтично падали на пол, делали несколько движений на животе, замирали. Присутствовавший на открытии выставки искусствовед новосибирской «картинки» Владимир Назанский обронил между делом: «Надо будет их к нам пригласить на какое-нибудь открытие — пускай поползают».
Владимир сильно недооценил «Вампитер». Вечером того же дня они показали, на что способны — на сцене театра «Встреча» КемГУ. Разыгранные тремя «вампитерами» истории, переполненные экспрессией, рискованными движениями сильных тел (каково видеть, как хрупкая девушка Катя легко выполняет поддержку Саши атлетического сложения) привели публику в экстаз. Самая интересная, исполненная не только пластического изящества, но и этакого одурелого драматизма вещь «Комната» полностью сделана на музыку Nuclear LosЬ.
После ужина в кафе «Татьяна», где заодно состоялась презентация выставки маститого российского фотографа-натуриста Николая Бахарева, в гостиной КемГУ прошла лекция «Электронная музыка России. Вчера. Сегодня. Завтра» Сергея Кошеверова (я не сразу понял, что выступит известный DJ из Москвы Серж Хризолит). Спич получился довольно скучным и расплывчато-историческим — все же лектор не теоретик. Но слова Сержа об исключительном месте в истории современной электронной инди-музыки новосибирской группы Nuclear LosЬ вызвали бурное одобрение в зале.
Бодро прошел концерт томской группы «Будни лепрозория». Последние пару лет ребята, «засветившиеся» еще в 80-х, играют с драм-машиной. В их составе давно уже нет саксофона, впрочем, трубы, гитары и баса вполне достаточно для мощного драйва, инициируемого вокалистом и гитаристом Глебом.
Ночной расколбас начали калининградские парни Los Chikatillos, исполняющие нечто электронно-растаманское. Танцевальный вечер закончился утром выступлениями никому не известных DJ Дивац и SD-Communication.
Потом был видеопоказ из коллекции «Медиа-арт-лаб» (в основном западные и столичные ролики) от Ольги Шишко — это было самое эстетское видео в программе. Следом не так убедительно выступили Константин Голдаев с презентацией фестиваля «Процедура» и Игорь Давлетшин со своей программой «Кузбасс на экране». Роман Корниенко в подборке «Опыт резидента в тылу ТВ» упоительно привел некрологи загнувшихся некоммерческих телепередач. Дмитрий Булныгин обнародовал часть программы более успешного, чем в прошлом году, фестиваля одноминутного фильма «Очень короткий фильм». Кроме традиционных гэгов новосибирского производства о «резком» чуваке Дмитрии Булныгине, «нерезком» Константине Скотникове и «мутном» Евгении Мизине было несколько забавных анимационных и видеороликов. Например, видимо, возвращаясь к политической идее о переносе столицы из Москвы в Новосибирск, плотно засевшей в умах модных художников, был снят ролик «Если бы Новосибирск был Москвой». Оказывается, вся разница в том, что на индустриальной трубе какого-то сибирского завода повисает кремлевская звезда, а все вокруг (машины, прохожие) начинает функционировать в два раза быстрее. Влад Ефимов снял своего «Ленина». На экране заводят некоего механического ангела. Он начинает двигать крыльями и говорить настоящим (с пластинки) голосом Ленина.
«Весь в белом» оказался видеохудожник Максим Зонов, заявленный как куратор фестиваля «Актуальное кино». На деле Макс презентировал исключительно себя — через проектор его ролики о любви, нелюбви и антилюбви, снятые на miniDV и обработанные на компьютере, смотрелись особенно солидно — на фоне стандартных VHS-творений остальных сибиряков. Макс сам весьма фотогеничен, и это театральное обаяние он передает своим малюсеньким историям с вселенскими названиями.
Вечером этого дня играло много хороших DJ — например, Валдис из Новокузнецка своей музыкой просто не давал уйти с танцпола. Особняком стоит и сет Андрея Борисова — священного животного культовой телепередачи (а теперь аудиолейбла) «Экзотика». Но все же главной сенсацией ночи стало выступление группы Nuclear LosЬ. По традиции («Лоси» выступают в Кемерове в шестой раз за последние два года!) новосибирские музыканты представили программу дуэта на троих с барабанщиком Аликом. Впрочем, предъявленная музыка уже не раз звучала в родном городе в чисто электронном варианте, а железо под щеточками в руках Алика не смогло что-то особое добавить к прихотливому acid jazz. Но публика все равно безумствовала. Лосей очень долго не отпускали, что, конечно, напрягало следующих по списку музыкантов. И все же ночь закончилась миром — в восьмом часу утра куратор симпозиума Игорь Давлетшин лично (днем раньше диджеил директор симпозиума Вадим Горяев) отыграл сет. Кто не упал, отполз в гостиницу. Нужны были силы для итогового джема, где все лучшие музыкальные силы фестиваля слились в едином порыве.