В Кузбассе запущен спутник неотразимого современного искусства

В Кемерове прошел III международный симпозиум «Спутник. Технология активного отражения», организованный при участии центра «Сибирская Nova kultura», администрации Кемеровской области, администрации Кемерова, Кемеровского государственного университета, Института «Открытое общество» и Центра имени Юрия Кондратюка. В семинаре принял участие корреспондент «»Ъ»-Сибирь» АНТОН ВЕСЕЛОВ, представителей других региональных изданий замечено не было.

День первый

Группа «Будни лепрозория» уникальным для симпозиума живым рок-н-роллом мгновенно завела зал. Фото Антона ВЕСЕЛОВА
Подъезжая к гостинице «Томь», где мне и другим участникам семинара предстояло квартироваться ближайшие 4 дня, в глаза бросились две шеренги зеленых деревьев вдоль Притомской набережной, неторопливое цветение которых замыкали обильно дымящие заводские трубы. Подобными контрастами была переполнена и программа семинара — не странно ли видеть рядом с десятком ди-джеев и индустриальщиков рок-н-ролльных «Будней лепрозория» или надеяться, что после ночного бдения субботы кто-то соберется в воскресенье к 12.00 на круглый стол обсуждать проблему импровизации в современном искусстве! В общем, город контрастов, фестиваль крайностей.

Доставленные по непривычно чистым улицам Кемерова в известный андеграундный театр «Ложа», некогда созданный Евгением Гришковцом (позднее этот актер и режиссер перебрался в Калининград, а потом получил «Золотую маску» и закрепился в Москве), новоявленные участники сразу же приняли участие в хэппенинге. Дело в том, что фирменный жанр театра — беды (театральные, студенческие и даже «новые»). Поначалу зрителям дали вволю посмеяться и расслабиться, а потом прямо-таки вложили в руки помидоры. Пришлось обагрить актеров томатным соком. К большому удивлению публики, лицедеи не остались внакладе и с готовностью ответили тем же.

День второй

После легкого завтрака в столовой КемГУ рефлексирующие участники семинара засели на лекцию Ильи Кукулина «Современная альтернативная литература в столицах и регионах России». Лектор обложился несколькими слоями книжек в тонких обложках, поправил очки и начал умные речи.

Другие, бодрые участники (в том числе и корреспондент «»Ъ»-Сибирь»), испугавшись интеллектуальной концентрации (в зале собрались все съехавшиеся на сейшн поэты, в том числе действительный член Академии зауми Игорь Лощилов), отправились на двух автобусах в лес «за клещами». На выезде из города, на уютном пятачке леса, состоялась пленэр-акция «Люблю березку русскую», в реализации которой приняли участие десяток современных художников со всей Сибири. После высадки десанта каждый художник выбрал себе березку, взял нужное количество ингредиентов и принялся готовить свое «фирменное блюдо». Игорь Смирнов из Красноярска увлекся украшательством — вырядил любимую березку в яркую бумагу, обклеил красивыми денежками и даже поместил в «красный угол» своего произведения небольшую печатную иконку, которую потом забрал с собой. Миша и Анна Разуваевы из Москвы (авторы весьма примечательной инсталляции в гостиной КемГу «Мокрая книга» — три самописных тома, утопленных в трех баночках) соединили полосками из скотча две березы, приклеили к пленке одноразовые стаканы и наполнили их герметиком — любимых нужно потчевать по полной программе. При этом у Миши был замотан скотчем низ штанин — от клещей. А Аня испортила новые («только что купленные!») босоножки — замазала герметиком. Самая живенькая «фишка» — кемеровская девушка, примотанная вместе с хлебобулочными изделиями к березе. Это просто какое-то языческое, друидское жертвоприношение. И все же собственно заклание оказалось не самым интересным зрелищем. Автор акции предоставил жертве возможность самой освобождаться от пут, и это было наполнено кинематографическим, кинетическим наслаждением. Новосибирский кинематографист Максим Зонов доносил до присутствовавших свою крестово-петлевую идею. Его акция посвящалась тем, кто решили умереть на родной земле, и включала в себя могильный крест (Максу не дали обещанных красок, чтобы его покрасить, о чем автор очень переживал) и удавку, закрепленную на березке («Что за веревку мне дали!» — восклицал Макс, всегда стремящийся к максимальной достоверности). В результате, завершив один неудачный проект, новосибирский перформер решил по-быстрому все переиграть и исполнить другой — спустил штаны, обнял березу и сделал несколько фрикций перед VHS-камерой представителя оргкомитета Игоря Давлетшина. В автобусе по пути назад Макс был мрачнее тучи. «Тупость какая-то!» — повторял самоед. (Между тем на следующий день проект был показан в видеоварианте в гостиной КемГУ и заслужил положительные отзывы публики.)

Максим Зонов не удовлетворился инсталляцией на тему смерти. Фото Антона ВЕСЕЛОВА

В этот же день (День музея, между прочим) в Кемеровском областном музее изобразительного искусства прошла презентация выставочного проекта «Провинция сна» группы художников из Пензы, Новокузнецка, Москвы и Кемерова. Это просто какой-то шумный Вавилон инсталляции — рядом с аляповатыми картинками с арабскими шрифтами новокузнецкого Альгидуса на ветру полоскались листы ватмана с любопытными подборками всевозможных билетов и лиц пассажиров «Мертвецы города Пензы. Некротранспортное поле». А рядом — отличные фотографии полуразрушенных вагонов с разбитыми стеклами Вадима Губина. И только картины Дмитрия Кравчука «Провинция сна» и «Маленькие защитники сна» как-то соединяли предоставленные спецификации «провинции» и «сна». Между тем прямо здесь, где только что ступали ноги зрителей, грянули пластические опыты новосибирской группы «Вампитер». Под порно-джаз новосибирской же группы Nuclear LosЬ танцоры весьма поэтично падали на пол, делали несколько движений на животе, замирали. Присутствовавший на открытии выставки искусствовед новосибирской «картинки» Владимир Назанский обронил между делом: «Надо будет их к нам пригласить на какое-нибудь открытие — пускай поползают».

Владимир сильно недооценил «Вампитер». Вечером того же дня они показали, на что способны — на сцене театра «Встреча» КемГУ. Разыгранные тремя «вампитерами» истории, переполненные экспрессией, рискованными движениями сильных тел (каково видеть, как хрупкая девушка Катя легко выполняет поддержку Саши атлетического сложения) привели публику в экстаз. Самая интересная, исполненная не только пластического изящества, но и этакого одурелого драматизма вещь «Комната» полностью сделана на музыку Nuclear LosЬ.

После ужина в кафе «Татьяна», где заодно состоялась презентация выставки маститого российского фотографа-натуриста Николая Бахарева, в гостиной КемГУ прошла лекция «Электронная музыка России. Вчера. Сегодня. Завтра» Сергея Кошеверова (я не сразу понял, что выступит известный DJ из Москвы Серж Хризолит). Спич получился довольно скучным и расплывчато-историческим — все же лектор не теоретик. Но слова Сержа об исключительном месте в истории современной электронной инди-музыки новосибирской группы Nuclear LosЬ вызвали бурное одобрение в зале.

Бодро прошел концерт томской группы «Будни лепрозория». Последние пару лет ребята, «засветившиеся» еще в 80-х, играют с драм-машиной. В их составе давно уже нет саксофона, впрочем, трубы, гитары и баса вполне достаточно для мощного драйва, инициируемого вокалистом и гитаристом Глебом.

Ночной расколбас начали калининградские парни Los Chikatillos, исполняющие нечто электронно-растаманское. Танцевальный вечер закончился утром выступлениями никому не известных DJ Дивац и SD-Communication.

День третий

Последние сутки симпозиума оказались самыми удачными в творческом плане. Если литературная акция «Поэзия universalis» с участием таких известных литераторов, как Виктор Иванов, Илья Кукулин, Игорь Лощилов, Игорь Смирнов и прочие, прошла традиционно (все читали хорошие стихи, но слушали только тех, кто читали хорошо — новосибирцев Виктора Иванова и Андрея Щетникова), то выступление Вилли Мельникова «Фото-поэзо-присутствие на муфталингве» вызвало бурю восторгов. Поэт-полиглот, утверждающий, что владеет 93 языками, читал свои сложноподчиненные стихи, показывал языковые гобелены (по сути, это визуальная поэзия, трактат, написанный на разной бумаге на языках самых неожиданных народов мира), цитировал собственный поэзотрактат «Фобософия», смешил высказываниями типа: «Русалка, родившаяся в Кемерове — кикемера». После релиза на публику вокруг Вилли сжалось плотное кольцо зрителей. Многие так и остались без обеда.

Потом был видеопоказ из коллекции «Медиа-арт-лаб» (в основном западные и столичные ролики) от Ольги Шишко — это было самое эстетское видео в программе. Следом не так убедительно выступили Константин Голдаев с презентацией фестиваля «Процедура» и Игорь Давлетшин со своей программой «Кузбасс на экране». Роман Корниенко в подборке «Опыт резидента в тылу ТВ» упоительно привел некрологи загнувшихся некоммерческих телепередач. Дмитрий Булныгин обнародовал часть программы более успешного, чем в прошлом году, фестиваля одноминутного фильма «Очень короткий фильм». Кроме традиционных гэгов новосибирского производства о «резком» чуваке Дмитрии Булныгине, «нерезком» Константине Скотникове и «мутном» Евгении Мизине было несколько забавных анимационных и видеороликов. Например, видимо, возвращаясь к политической идее о переносе столицы из Москвы в Новосибирск, плотно засевшей в умах модных художников, был снят ролик «Если бы Новосибирск был Москвой». Оказывается, вся разница в том, что на индустриальной трубе какого-то сибирского завода повисает кремлевская звезда, а все вокруг (машины, прохожие) начинает функционировать в два раза быстрее. Влад Ефимов снял своего «Ленина». На экране заводят некоего механического ангела. Он начинает двигать крыльями и говорить настоящим (с пластинки) голосом Ленина.

«Весь в белом» оказался видеохудожник Максим Зонов, заявленный как куратор фестиваля «Актуальное кино». На деле Макс презентировал исключительно себя — через проектор его ролики о любви, нелюбви и антилюбви, снятые на miniDV и обработанные на компьютере, смотрелись особенно солидно — на фоне стандартных VHS-творений остальных сибиряков. Макс сам весьма фотогеничен, и это театральное обаяние он передает своим малюсеньким историям с вселенскими названиями.

Вечером этого дня играло много хороших DJ — например, Валдис из Новокузнецка своей музыкой просто не давал уйти с танцпола. Особняком стоит и сет Андрея Борисова — священного животного культовой телепередачи (а теперь аудиолейбла) «Экзотика». Но все же главной сенсацией ночи стало выступление группы Nuclear LosЬ. По традиции («Лоси» выступают в Кемерове в шестой раз за последние два года!) новосибирские музыканты представили программу дуэта на троих с барабанщиком Аликом. Впрочем, предъявленная музыка уже не раз звучала в родном городе в чисто электронном варианте, а железо под щеточками в руках Алика не смогло что-то особое добавить к прихотливому acid jazz. Но публика все равно безумствовала. Лосей очень долго не отпускали, что, конечно, напрягало следующих по списку музыкантов. И все же ночь закончилась миром — в восьмом часу утра куратор симпозиума Игорь Давлетшин лично (днем раньше диджеил директор симпозиума Вадим Горяев) отыграл сет. Кто не упал, отполз в гостиницу. Нужны были силы для итогового джема, где все лучшие музыкальные силы фестиваля слились в едином порыве.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ