Как вы оцениваете уровень конкуренции на клиентском рынке со стороны «федеральных» банков?

На этот вопрос редактора отдела экономического анализа «Коммерсанта-Сибирь» СЕРГЕЯ НИКИФОРОВА ответили руководители ряда самостоятельных сибирских банков.

Юрий Буланов, председатель правления Кузнецкбизнесбанка (Новокузнецк):
— Не могу говорить за всю Россию или федеральный округ, но по Кузбассу мне представляется, что региональные банки в целом действительно похудели. Причины могут быть следующие:

— чисто техническая — завершение перевода средств частных вкладчиков лопнувших банков в Сбербанк РФ как раз в первом квартале, а это 300-400 миллионов рублей;

— перевод обслуживания крупных корпоративных клиентов, жестко привязанных к ним, в федеральные банки — фактически, банки владельцев этих предприятий. У нас это ЗСМК, КМК, алюминиевый и ферросплавный заводы, а также некоторые угольщики — в МДМ-банк («Евразхолдинг»).

Кроме того, многие «федеральные» банки откровенно демпингуют. ЦБ РФ уже больше двух лет как ввел плату за проведение платежных документов коммерческих банков, но, по данным самого Центробанка, он пока покрывает за счет этих платежей чуть больше четверти своих затрат, несмотря на то что с 01.04.01 утроил тарифы. Можно обоснованно предположить дальнейшее пропорциональное увеличение тарифов на проведение расчетов через ЦБ РФ. На этом фоне некоторые продолжают козырять бесплатным РКО: «федеральные» банки, в основном, так и пытаются войти на региональный клиентский рынок. Поступает информация, что они несут незапланированные убытки, и вопрос в том, насколько их хватит.

Лариса Буянова, заместитель председателя правления АКБ «Нефтеэнергобанк» (Томск):
Уровень конкуренции очень высок. Особенно она чувствуется со стороны «федеральных» банков в части работы с крупной корпоративной клиентурой. В работе с такими предприятиями данные банки используют политику демпинга в части ставок по кредитам (в отдельных случаях — до 16%), тем самым вынуждая местные банки снижать рентабельность кредитных операций.

Елена Федюкина, заместитель председателя правления Сибсоцбанка (Алтайский край):
— Уровень конкуренции на клиентском рынке достаточно высок. Вместе с тем на рынке банковских услуг края каждый банк имеет свою нишу, что снижает конкуренцию.

Ирина Горячкина, и. о. председателя правления МКБ «СИБЭС» (Омск):
— Филиалы московских банков набрать былую мощь и имидж, как до 1998 года, уже не смогут. Однако они ведут «демпинговую войну», предлагая бесплатные услуги, дешевые кредиты, большие проценты по вкладам населения. Конечно, мы понимаем (это не новые приемы в бизнесе), что, борясь сейчас за клиентский рынок, они идут на запланированные убытки (которые при поддержке сильных головных контор могут себе позволить), тем самым ослабляя региональные банки, чтобы затем, оставшись хозяевами положения, диктовать клиентам выгодные для себя условия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ