Передел собственности на «Сибэлектротерме»

В Новосибирске разгорается конфликт между ОАО «Сибэлектротерм» и ОАО «Сибирское специальное конструкторское бюро электротермического оборудования»(ОАО «СКБ Сибэлектротерм»). Руководство завода «Сибэлектротерм» упрекает сотрудников СКБ в краже технической документации проектов, а коллектив СКБ считает, что речь идет об обыкновенном переделе собственности и обвиняет генерального директора «Сибэлектротерма» Михаила Кузьмина в незаконных действиях и использовании служебного положения. Частный, на первый взгляд, конфликт между СКБ и заводом в действительности способен серьезно повлиять на интересы металлургов и машиностроителей всего сибирского региона.

ОАО «Сибэлектротерм» занимается производством электротермических печей для предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения по проектам СКБ. Крупнейшими заказчиками являются металлургические предприятия Кузбасса и Урала. ОАО «СКБ Сибэлектротерм» более 40 лет проектирует электротермическое оборудование, сталеплавильные, ферросплавные и другие электропечи для России и 40 стран мира.

Собственно, конфликт начался из-за того, что руководство завода отказалось выплачивать СКБ свою задолженность за выполненный проект фосфорной печи для Китая. Как утверждает генеральный директор СКБ Геннадий Орлов, понимая трудности головного предприятия, сотрудники бюро были согласны обсуждать разные формы расчета. Но и на это предложение, как рассказывает господин Орлов, генеральный директор завода Михаил Кузьмин ответил категорическим отказом. СКБ было вынуждено обратиться в арбитражный суд, который после рассмотрения дела обязал предприятие выплатить деньги. Но этот долг не погашен до сих пор. Завод добился отсрочки по выплате, которая заканчивается 3 июля. Руководители СКБ предполагают, что и 3 июля процесс не закончится, так как завод попытается найти очередную причину, чтобы не платить проектировщикам.

Ранее практиковались отключения экспериментальной базы СКБ от электроэнергии, инициированные руководством «Сибэлектротерма», а в начале мая сотрудники отдела технической документации СКБ попросту не смогли попасть на работу. Лестничные площадки перед входами в отдел технической документации СКБ были заварены металлическими решетками, а на других дверях висели замки и пломбы.

Как рассказал главный инженер СКБ Талгат Валиуллин, начальник заводской охраны объяснил людям, что сделано все это по распоряжению генерального директора завода «Сибэлектротерм» Михаила Кузьмина. Работа СКБ и, по большому счету, самого завода таким образом парализована, срываются договорные обязательства перед заказчиками России и стран СНГ, а это огромные убытки.

Генеральный директор СКБ Геннадий Орлов обеспокоен сложившейся ситуацией. Фото Михаила ПЕРИКОВА

В СКБ считают, что спор вокруг оплаты «китайского» заказа является только поводом, но подлинная суть конфликта глубже. Геннадий Орлов предполагает, что руководство завода пытается избавиться от СКБ и заполучить проектную документацию, наработанную за предыдущие годы. В этом случае, используя старые проекты, завод мог бы просуществовать несколько лет, не делясь своими доходами с разработчиками.

Работники СКБ не без основания полагают, что действия господина Кузьмина, возможно, направлены на ликвидацию самостоятельного СКБ и сосредоточении всего технологического процесса в одних руках — директора завода «Сибэлектротерм». Неслучайно под эгидой завода «Сибэлектротерм» уже создан конструкторско-технологический отдел, который, однако, существенно уступает по кадровому составу и возможностям СКБ. Ликвидация СКБ может решить заодно и проблему долгов предприятия перед проектировщиками — нет СКБ, нет и долга.

Противоборствующие стороны даже подали два встречных заявления с просьбой о возбуждении уголовного дела в Кировское отделение милиции Новосибирска. Одно — от генерального директора завода «Сибэлектротерм», который обвиняет сотрудников СКБ в похищении технической документации проектов. Другое — от коллектива СКБ, который обвиняет генерального директора завода в незаконных действиях и использовании служебного положения. Что касается первого обвинения, то оно весьма странно. Согласно государственным стандартам учета и хранения конструкторская документация должна находиться у разработчиков. Понятно, что последние имеют право при необходимости снимать копии и предавать их заводу или другим заказчикам. В этом году СКБ планирует перевести всю документацию в электронную форму с использованием компьютерной технологии. Для этого большая часть проектов в папках была перенесена из отдела технической документации, находящегося в одном из корпусов завода в другое помещение, подготовленное для работы. Как предположили сотрудники СКБ, именно это и послужило формальным поводом, чтобы в одну ночь повесить замки на входы в отдел. Однако, в Кировском отделении оба заявления были отклонены, а заявителям было предложено обратиться в арбитраж.

Геннадий Орлов считает, что СКБ вполне может существовать и без завода. У бюро имеются в собственности помещения, есть документация проектов, которые конструкторы постоянно совершенствуют. Ведь в отличие от очень многих конструкторских бюро и проектных институтов, которые приказали долго жить, услуги ОАО «СКБ Сибэлектротерм» находятся на пике спроса. Известная марка, лицензии Госгортехнадзора и Госстроя на проектирование электротермического оборудования гарантируют высокое качество продукции. В общем, экономическое положение СКБ сегодня устойчивое. Постепенно увеличивается штат, в том числе и благодаря приему молодых специалистов.

Но такие кардинальные изменения отношений требуют больших усилий и финансовых затрат. В то же время очевидно, что потери СКБ скажутся и на заводе, ведь современное производство невозможно без нововведений. Успехи «Сибэлектротерма» напрямую зависят от выпуска конкурентоспособной продукции, то есть от работы конструкторского бюро. Итогом «разборок» на «Сибэлектротерме» может стать только одно — нарушение научно-производственного цикла. Более того, это скажется и на отношениях завода с клиентами, среди которых, как уже было сказано выше — крупные металлургические предприятия сибирского и уральского регионов. Закрытие одного из крупнейших КБ Сибири обязательно скажется на работе ряда отечественных предприятий металлургии и машиностроения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ