Аэропорты приравняли к социалке

Количество аэропортов в Сибирском федеральном округе в ближайшие годы может сократиться в два раза. Причиной тому станет передача авиапредприятий в собственность субъектов Федерации. Однако эксперты говорят, что это может стать действенным способом развития аэропортов. Нужно лишь предусмотреть механизм возврата предприятия в ведение федеральных органов, если местное покровительство окажется губительным.

Как рассказал корреспонденту «КС» руководитель Сибирского окружного управления ФАВТ Сергей Лабутин, в СФО год от года отмечается сокращение аэропортов. «Два года назад на территории нашего округа было 98 аэропортов, сейчас осталось 82. И тенденция к сокращению сохраняется, потому что требования, предъявляемые к маленьким аэропортам, не отличаются от требований к международным хабам. В результате выживают аэропорты, которые существуют за счет дотаций местных властей, или те авиапредприятия, которым удалось привлечь внешнего инвестора».

Напомним, что в бюджетном послании 2007 года («О бюджетной политике в 2008–2010 годах») президент РФ Владимир Путин отметил, что «процесс передачи большей части аэропортовой инфраструктуры в собственность субъектов РФ целесообразно ускорить». В собственности Федерации останутся лишь крупные аэропорты и международные хабы.

Собеседник «КС» отметил, что пока не все аэропорты могут рассчитывать на помощь со стороны региональных властей, поскольку власти «не в восторге от перспективы передачи аэропортов в ведение регионов. Основная причина — несоответствие большинства сибирских аэропортов федеральным нормам».

Генеральный директор Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП) Роберт Сулейманов считает, что последствия передачи аэропортов в региональное ведение могут быть плачевными. «Мне лично идея передачи авиапредприятий в региональную собственность напоминает передачу объектов социального и культурного назначения в регионы. Ничего хорошего не получилось».

Президент ООО «Авиатехснаб» Владимир Костин считает, что в случае передачи основной массы аэропортов региональным властям, без приведения их в соответствие с федеральными авиационными нормами, только в СФО может обанкротиться как минимум половина существующих авиапредприятий.

«Не согласятся сегодня местные власти взять на себя ответственность за разрушенные аэропорты, — говорит Владимир Костин. — Для восстановления им необходима гарантированная помощь со стороны государства».

Опыт северных аэропортов,которые были переданы в ведение Республики Саха (Якутия) еще в 1992 году, также показывает, что не все регионы готовы содержать предприятия воздушного транспорта. Например, представитель ГУП «Дирекция аэропортов республики Саха (Якутия)», в состав которой входит 23 аэропорта республики, говорит о том, что за 10 лет (с 1992-го по 2002 годы) количество аэропортов сократилось с 42-х до 33-х, а количество авиаплощадок — со 164-х до 67-и: «На мой взгляд, бюджетных средств любого российского региона, в том числе Республики Саха, сегодня недостаточно для обеспечения деятельности аэропортового комплекса, если он включает в себя более одного аэропорта. Передача внутрирегиональных аэропортов, безусловно, позволит управлять их деятельностью, но включение финансирования аэропортовой деятельности в бюджеты дотационных регионов вызывает сомнение».

Эксперты говорят о том, что передача аэропортов в региональную собственность индивидуальна для каждой территории. «Многие регионы сами заинтересованы в развитии аэропортов как транспортной структуры, поэтому альтернативы на сегодняшний день не существует, — говорит аналитик ИК «ФИНАМ« Владимир Сергиевский. — В худшем случае аэропорты будут испытывать недостаток финансирования, который существует и сейчас. Так что ничего нового для себя они не откроют, а в лучшем случае регионы найдут способы снизить издержки и вывести аэропорт хотя бы на стадию самоокупаемости».

«Если регионам не будут передавать аэропорты силой, то это будет положительным явлением, хотя бы на ближайшую перспективу, — уверен руководитель аналитического отдела агентства «АвиаПорт« Олег Пантелеев. — Местные власти смогут реализовать свои амбиции и вкладывать в аэропорты столько средств, сколько им необходимо».

«Однако многие региональные аэропорты на сегодняшний день убыточны, и передача таких компаний в ведение субъектов Федерации может не решить существующих проблем, — продолжает собеседник «КС«. — Так что надо иметь и механизм возврата аэропорта в ведение федеральных органов, если местное покровительство вдруг оказалось для аэропорта губительным».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ