Елена Чернова: «У нас демократичная галерея»

Галерею Chernoff три года назад создали супруги Черновы — 15 сентября день рождения. Название галереи первоначально связывалось только с именем Андрея Чернова — известного новосибирского художника, архитектора, дизайнера. Сегодня Андрей участвует в деятельности галереи только как эксперт, да и то в особо сложных случаях. А всю активную работу галереи организует ЕЛЕНА ЧЕРНОВА. О галерее, художниках и арт-рынке она беседует с корреспондентом «КС» СЕРГЕЕМ САМОЙЛЕНКО.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Что побудило вас создать галерею?

— Наверное, в первую очередь то, что в городе не хватает выставочных площадок для художников. Поработав какое-то время в одном из художественных салонов, я убедилась, что серьезные художники в салон не идут. И у меня, и у Андрея появилась эта мысль одновременно — не открыть ли площадку, где и художника можно пригласить с персональной выставкой, и вообще показать какой-то срез новосибирской художественной жизни. Причем площадку как для наших известных художников, «брэндов», так и для совсем молодых авторов. Чтобы в это место мог прийти любой — как раскрученный художник, так и начинающий. Чтобы было место, где можно с художниками просто пообщаться, причем не пафосно, а по-человечески. Не секрет, что в нашем городе позволить себе выставку может даже далеко не каждый известный художник. Для художника выставка — это непростая серьезная работа, и часто без помощи галереи ему самому такую выставку сделать трудно.

— Какие выставки за эти три года вы бы отметили как самые удачные?

— Знаете, каждый художник из тех, с которыми мы работали, достоин внимания и уважения. Начиная работать с автором, всегда влюбляешься в него самого, в его работы — иначе в нашей работе нельзя! Но если говорить о самых запомнившихся — это выставка, например, Михаила Голубева из Омска (мы работаем и с художниками из соседних регионов), выставка Олега Шелудякова, которого в Новосибирске сейчас практически невозможно застать.

Наше помещение камерное, и тем оно и удобно. Художнику не обязательно готовить выставку, скажем, из 70–100 работ, здесь можно показать 20–30. Прошел какой-то период, появились новые работы — пожалуйста. Написана новая серия — можно показать. Не обязательно ждать юбилея, какого-то серьезного повода.

Наша галерея очень демократична. За три года мы делали выставки как маститым нашим авторам, так и начинающим, даже студентам. А молодым художникам у нас в городе совсем некуда податься. Если известным авторам можно договориться с художественным, с краеведческим музеями, то молодежи без имени, без репутации туда просто не сунуться. И наша галерея может гордиться хотя бы уже тем, что некоторых молодых мы вывели, скажем так, на достаточно серьезную орбиту. После выставок у нас их заметили и приглашали на другие, более крупные площадки, в том же краеведческом музее. Работа с молодежью — вообще особая тема. Среди нового поколения заниматься искусством могут позволить себе немногие, большинство полностью уходит в практическую сферу, в дизайн, в интерьеры. И приходится выискивать тех, кто все-таки способен что-то делать в искусстве.

— Почему, как выдумаете, в Новосибирске такой дефицит галерей? Еще недавно существовали «Антураж» и «Модерн», а сегодня на весь город от силы четыре частные галереи. Если сравнить с Уфой, Челябинском и Екатеринбургом — столица Сибири в явном проигрыше.

— Не секрет, что галерейный бизнес бизнесом можно назвать только условно: никаких серьезных прибылей он не приносит. Галереи открывают из лучших побуждений, но затем люди не выдерживают трудностей. Chernoff существует три года, хотя большая часть наших выставок некоммерческого характера.

— Вопрос напрашивающийся: почему же изобразительное искусство в нашем городе не имеет рынка? Почему даже обеспеченные люди зачастую покупают в салонах откровенный китч, а не картины хороших художников? В лучшем случае человек покупает постер с картиной какого-то знаменитого художника…

— И стоимость багета превышает в несколько раз стоимость самого постера… У нас в городе практически нет серьезных коллекционеров, собирающих живопись либо графику. В Москве их уже много, а у нас пока еще нет. Может быть, только-только появляются. Человека, у которого есть пара картин Шурица и одна Меньшикова, коллекционером назвать пока еще нельзя. Но и таких пока немного. Но есть достаточно людей, которые хотели бы что-то купить, хотя бы из тех соображений, что надо украсить интерьер. Но сами они не очень хорошо разбираются в искусстве, а посоветоваться и не с кем. Искусствоведов в Новосибирске нет, а у многих дизайнеров, занимающихся интерьерами, у самих вкус не образцовый. Конечно, лучшие новосибирские дизайнеры — архитекторы по образованию, у них есть то, что называется школой, они видят интерьер в целом. И они, конечно, могут посоветовать. Но часто человек покупает картину на свой страх и риск, на свой вкус. Притом покупает почти не глядя, не раздумывая. Я, конечно, знаю людей, которые ходят на выставки, иногда приходят несколько раз посмотреть на понравившуюся работу и лишь затем ее покупают, но таких можно сосчитать по пальцам. Человеку, который хочет купить картину, можно посоветовать только одно — походить на выставки. Чтобы научиться понимать и разбираться в живописи, надо приложить какие-то усилия, душевные и интеллектуальные. Нужно потрудиться. Посмотрев выставки пяти-семи разных художников, человек уже сможет понять, что ему нравится, а что нет. Он будет иметь возможность сравнивать. Но, к сожалению, мы возвращаемся к тому же, с чего начали, — к нехватке выставочных площадок.

Эта ситуация обусловлена в том числе и отношением к галереям на самых разных уровнях. Приведу показательный пример: место культуры на новосибирских телеканалах — только короткие анонсовые сюжеты в новостных программах. Но представьте себе, что в сюжетах об открытии выставок названия галерей просто не упоминаются! И поэтому сам смысл сюжета теряется: зачем говорить о вернисаже, если зритель не знает, куда ему пойти посмотреть выставку? Это, возможно, мелочь, но очень характерная.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ