Шаг за шагом к цивилизованному рынку

Уважаемые читатели!
«Континент Сибирь» совместно с торгово-промышленными палатами Сибирского региона продолжает проект, в рамках которого публикуются материалы, посвященные наиболее актуальным для предпринимателей вопросам. Круг тем для публикаций определяется совместно с представителями региональных ТПП.

С первого взгляда может показаться, что Томская торгово-промышленная палата затерялась среди многочисленных томских ассоциаций, объединений, клубов предпринимателей. Многие из этих организаций громко заявляют о своих усилиях по решению всевозможных проблем предприятий. Действительно, Томская ТПП находится в тени таких «монстров», как, например, МПО (Межрегиональное производственное объединение), но постепенно, шаг за шагом развивая спектр услуг, необходимых динамично развивающимся предприятиям, торгово-промышленная палата становится для них незаменимым проводником на региональный, всероссийский, внешнеэкономический рынки.

Анализируя стратегические цели, поставленные Томской ТПП на 2003 год, можно сказать, что добиться их будет весьма непросто. Проблема заключается прежде всего в тех глубинных противоречиях, которые существуют сегодня между бизнесом и властью. Ведь ни для кого не секрет, что директора крупных предприятий баллотируются и избираются в депутаты областной Думы именно для того, чтобы лоббировать интересы собственного предприятия. Что, впрочем, не мешает им быть членами торгово-промышленной палаты.

Что касается среднего и в особенности малого бизнеса, который абсолютно не представлен в томском областном парламенте, то там все отпущено на волю чиновников. Почти каждый год ситуация во время принятия бюджета накаляется настолько, что предприниматели пикетируют административные здания и выходят на митинги протеста против очередного повышения налогов. А в способности областных властей поднять налоговую нагрузку в 4-5 раз, взяв цифры буквально «с потолка», томичи убедились пару лет назад, когда руководитель областного департамента финансов Антон Джаши (ныне покойный) в обоснование очередного повышения налогов выдал «потрясающий» аргумент: «Данные налоги составляют в цене товара, скорее всего, совсем немного».

В Томской областной администрации активисты томской ТПП лоббируют свои интересы. Иногда на деловых совещаниях, иногда — в пикетах на ступеньках крыльца

К сожалению, в парламентских дебатах голоса директоров-депутатов, представителей профсоюзов нередко оказываются более громкими, чем голос ТТПП, хотя палата нередко демонстрирует более взвешенный подход к решению проблем. Так, в прошлом году, дискутируя на тему развития инфраструктуры пассажирских перевозок, ТПП горячо выражала свое несогласие с теми методами и подходом, которые предприняли профсоюзы, отстаивая интересы предпринимателей. Ее голос не был услышан, в итоге «маршрутники» отстояли свои интересы и не стали вкладывать ни копейки в развитие своей инфраструктуры, за что в прямом и переносном смысле расплачивается в итоге пассажир.

Томская торгово-промышленная палата отстаивает принцип всемерного наращивания экономического потенциала Томской области, повышения ее престижа и экономического статуса как в России, так и за рубежом. Постепенно, шаг за шагом, практическими делами расширяя свою известность, торгово-промышленная палата строит систему цивилизованного лоббирования интересов товаропроизводителя. А это такой подход, по словам вице-президента ТПП Веры Черментовой, «когда деньги предпринимателя идут не взятками в карман депутатов, а поступают в виде взносов в кассу торгово-промышленной палаты».

О Томской ТПП

В Российской ТПП на сегодняшний день зарегистрировано 155 территориальных палат, 122 объединений предпринимателей, действующих на федеральном уровне, и более 22 тыс. хозяйствующих субъектов.

Томская торгово-промышленная палата отметила в прошлом году свой десятилетний юбилей. Она объединяет 79 предприятий Томска и области. Собираемость взносов в Томской ТПП составляет 54%, что обеспечивает ей устойчивое положение в середине списка по России. В 2002 году Томской ТПП выдано 1100 сертификатов СТ-1. Эти сертификаты позволяют отслеживать товаропотоки из Томской области в страны СНГ. Наиболее активно в торговых процессах участвуют Казахстан, Украина, Узбекистан. Белоруссия, Молдова, Грузия практически не присутствуют на томском рынке.

С 1 января 2003 года, согласно решению российского правительства, Томская ТПП выдает сертификаты категории «А». Процесс идет достаточно безболезненно. В течение января уже выдано пять сертификатов. Следует отметить, что по этой позиции Томск находится в очень невыгодном положении. Палаты, которые располагаются недалеко от границы с Казахстаном, не говоря уже про Новороссийск, получают доходы в 6-8 раз большие.

Подразделения управления оценки Томской ТПП выполнили за прошедший год 52 заказа. Поступление средств от этой деятельности увеличилось в три раза. На данный момент проводится реорганизация данного подразделении. Главное в ней — с учетом принятой областной администрацией программы инновационного развития совместно с Технопарком и ЦНТИ обеспечить оценку интеллектуальной собственности. Сегодня это первый опыт подобного рода в России.

Прошло шесть конкурсов в номинации «Сибирские Афины» — «Активный участник рынка». Вице-президент томской ТПП Семен Ямпольский является председателем общественного комитета Сибирского форума всех сибирских палат по выставочно-ярмарочной деятельности. Он курирует все палаты Сибирского федерального округа по выставочно-ярмарочной деятельности. Томская ТПП в 2002 году принимала участие в организации и проведении 19 выставок различного уровня — от всесибирских до международных.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ