Практикум рекламы
На прошлой неделе в Новосибирске прошел фестиваль «Юмор и эротика в рекламе», организованный агентством рекламы «Альянс Медиа». В рамках фестиваля состоялся показ лучших работ двух европейских фестивалей рекламы Epica и Leaf. Корреспондент «КС» посмотрел несколько десятков рекламных роликов и убедился, что различия в уровне западной и отечественной рекламы обусловлены в первую очередь разницей менталитета ее создателей и зрителей.
Чего ждут посетители от таких фестивалей? За три часа, проведенных в зале ККК им. Маяковского, я так и не нашел ответа на этот вопрос. Вряд ли они пришли оценить рекламные новинки, потому что значительная часть роликов давно появилась в Интернете и всем знакома. Может быть, новосибирские рекламисты пришли поучиться у своих европейских коллег? Вполне возможно. Сидевшие за моей спиной менеджеры одного рекламного агентства то и дело восклицали, глядя на экран: «Гениально! Это нужно запомнить, такой ход мы непременно используем». С трудом представляю, как можно использовать хоть какие-то идеи из европейских роликов в отечественной рекламе. После фестиваля появилось ощущение, что российская реклама не просто не следует за основными мировыми тенденциями, но находится в оппозиции к ним.
Идеи, которые используют европейские рекламисты, вызывают в России в лучшем случае непонимание, а то и вовсе шок. Например, в одном из показанных роликов герой с грустью вспоминает страстный секс, а в конце ролика появляется напоминание об опасностях венерических заболеваний. Получилась высокохудожественная версия плаката «СПИД не спит», не иначе.
Накануне фестиваля один из организаторов, официальный представитель в России и СНГ Европейского фестиваля рекламы Epica Awards и Международного фестиваля Leaf Максим Плюснин предложил на пресс-конференции свое объяснение того, почему европейскую рекламу не понимают в России. Оказывается, все дело в разнице менталитетов и подходах к созданию рекламы. «На Западе рекламой занимаются большие коллективы, это командная работа, говорит Максим Плюснин. В России же рекламисты это настоящие «очумелые ручки«, которые объединяют в себе 15 профессий: один человек и идеи генерирует, и сценарий пишет, сам же снимает, монтирует, согласовывает с заказчиком».
Но есть и другая причина разительного отличия «нашей» рекламы от «их». «На фестивалях чаще всего побеждает реклама из Англии и Франции, делится Максим Плюснин. Ну и еще много победителей из Голландии. Вообще, голландский креатив это нечто потрясающее. Как творческие люди мы, конечно, понимаем, на чем он основан». Разумеется, мы понимаем. Вообще, сложилось впечатление, что создание редкого рекламного ролика в Европе обходится без использования стимулирующих препаратов. О чем думали копирайтеры, написавшие сценарий ролика, в котором над зелеными лужками парят чадящие дизельные двигатели концерна Toyota? А ведь такую рекламу не просто создали, ее приняли и оплатили заказчики! Похоже, что не только криэйторы, но и клиенты в Голландии с энтузиазмом расширяют сознание. В результате получаются фантасмагорические ролики, вызывающие у российских зрителей лишь недоумение. В самой России проблемы совершенно другие и о них также упомянул на пресс-конференции Максим Плюснин. «Новосибирская наружная реклама становится хуже с каждым годом, отмечает Плюснин. Такое чувство, что люди договорились между собой и теперь делают только ужасные вещи».
Прямая речь
Как вы оцениваете состоявшийся фестиваль рекламы?
Ольга Русакова, специалист по связям с общественностью МТС в Новосибирске:
Не понравилось то, что показывали по большей части «устаревшие» ролики, которые у меня самой дома лежат в «золотом архиве». Смутило качество изображения такое чувство, что ролики скачали из сети и в том же качестве повесили на шикарный экран ККК им. Маяковского. Больше всего понравилось, как отработали спонсоры мероприятия: они очень активно старались завлечь посетителей в перерывах угощали напитками, показывали стриптиз, предлагали бесплатно сфотографироваться. Тусовка была ценна возможностью увидеть многих людей и с ними пообщаться.
Марьяна Берязева, колумнист журнала Just Business:
Мероприятие оставило неприятное впечатление. Пьяные люди с окраин, жующие поп-корн и смеющиеся над каждым кадром. Организация не то что хромала, ее просто не было. Ну да, на рекламу потратились, народ собрали и ладненько, и хорошо, и неважно, что не всем досталось места. Жалко тех несчастных, которые заплатили за это безобразие 500 рублей. Рекламные ролики были откровенно старые. Пиво в фойе продавали теплое, причем открывать его предлагалось зубами или любыми другими подручными средствами. Длинные очереди в гардероб и туалет не прибавили положительных эмоций субботнему вечеру.
Было ли что-нибудь хорошее? Меня порадовали прическа господина Плюснина, его галстук «я люблю мультики» и то, как он элегантно и с чувством собственного достоинства выходил на сцену.
Юлия Синицина, координатор Top Minds Students в Новосибирске:
Я получила удовольствие от прошедшего фестиваля рекламы. Во-первых, я там встретила очень многих знакомых, которых встречаю на тематических мероприятиях и конференциях и всегда рада видеть. Во-вторых, я увидела то, что и ожидала увидеть, другими словами фестиваль оправдал мои ожидания. Два года назад я была на показе рекламных роликов, которые привозил Максим Плюснин с европейских фестивалей, поэтому примерно представляла, что там может быть и в этом году. А если говорить о минусах, то недостаток, на мой взгляд, только один это выбор помещения. Очень неудобно, когда в течение всего просмотра люди то выходят, то заходят периодически на протяжении показа кто-то мельтешил перед глазами.