Реформа «Новосибирскэнерго» закончена

Новосибирская энергосистема первой в России полностью закончила реформирование, выделив в самостоятельные закрытые акционерные общества регулируемые законом и нерегулируемые виды деятельности. В компании накоплен опыт проведения реформ, и уже есть ощутимые результаты. Как проведенная реорганизация сказалась на показателях работы компании? Чего удалось достичь? Об этом корреспондент «КС» ВАЛЕРИЙ ШАХЛИН беседует с непосредственным участником проведения реформы — начальником отдела исполнения проектов ОАО «Новосибирскэнерго» ИРИНОЙ СОКОЛОВОЙ.

Фото Михаила ДОВГАЛЯ

— Как можно в целом охарактеризовать проведенные в компании структурные изменения?

— Целями проводимой реформы были организация функционирования существующих видов деятельности общества в соответствии с действующим Федеральным законодательством РФ, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности общества путем внедрения новых процедур системы управления и оптимизации издержек, а также создание условий для работы в условиях конкурентного рынка электроэнергетики, в котором общество и его предприятия смогут успешно конкурировать с другими субъектами рынка. Старт реформы «Новосибирскэнерго» был дан в мае 2002 года. Результатами первого этапа реформирования ОАО «Новосибирскэнерго» стали реорганизация вспомогательных и выделение непрофильных видов деятельности в стопроцентные дочерние общества — сервисные службы, которые необходимы энергокомпании. К середине 2003 года, после проведенного анализа существующих бизнес-процессов и рентабельности предприятий, у нас начали самостоятельно работать ЗАО «ПРП» и ЗАО «НЭСР», выполняющие комплекс ремонтных работ на оборудовании, зданиях и сооружениях станций, ЗАО «Строитель», осуществляющее строительство жилых и офисных зданий на территории Новосибирска, и ЗАО «НЭСКО», занимающееся материально-техническим снабжением общества.

Следующим этапом реформирования можно определить период с января по июнь 2003 года. Была реорганизована автотранспортная деятельность ОАО «Новосибирскэнерго» путем создания ЗАО «АТП» на базе филиала АТП. Также реорганизована ремонтная деятельность сетевых предприятий, в результате чего в созданное ЗАО «Энергоспецмонтаж» было переведено определенное количество ремонтного персонала сетевых предприятий и передано примерно 30% объема ремонтных работ. Создано диагностическое предприятие ЗАО «Инженерный центр» с целью снижения затрат на ремонты и предотвращения аварийных случаев на оборудовании станций и сетевых предприятий.

Одним из наиболее важных направлений работы по реформированию энергосистемы стали разработка и утверждение на совете директоров ОАО «Новосибирскэнерго» Проекта реформирования общества. Одной из предпосылок создания Проекта явилось проведение выше озвученных мероприятий по выделению сервисных предприятий и непрофильных видов деятельности. Кроме того, важными предпосылками разработки Проекта реформирования ОАО «Новосибирскэнерго» явились появление пакета федеральных законов РФ по электроэнергетике и начало реформирования РАО «ЕЭС России». Федеральный закон РФ «Об электроэнергетике» и соответствующие изменения в Гражданском кодексе РФ потребовали кардинального пересмотра существующей модели работы ОАО «Новосибирскэнерго». С 1 января 2005 года законодательство РФ запрещает совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.

В ходе второго этапа реформирования компания перешла на филиальную систему для централизации управленческих функций. Были образованы филиалы «Генерация» и «Топливо». Кроме того, были созданы филиалы «Электрические сети» и «Диспетчерское управление», централизовавшие функции по передаче энергии и по оперативно-диспетчерскому обслуживанию энергетического комплекса. Поэтому, характеризуя происходящие процессы, можно сказать, что мы проводили не только разделение, но и объединение подразделений.

— Появились ли в структуре компании новые предприятия?

— На данном этапе начато разделение основных видов деятельности. Появилось несколько новых предприятий. Одно из них — ЗАО «Новосибирскэнергосбыт», выступающее сегодня агентом «Новосибирскэнерго» по сбыту электрической и тепловой энергии.

В тот же период было создано ЗАО «Информационные технологии и связь». Оно образовано для централизации выхода на единую корпоративную информационную базу данных. Информация, связанная с выполнением производственных программ, программ ремонтов, инвестиционных программ, показатели оперативного управления поступают именно в эту компанию и аккумулируются в ней. Автоматизация основных бизнес-процессов и налаживание взаимодействия в рамках компании — задачи, для которых было образовано ЗАО «Информационные технологии и связь». Принята концепция создания корпоративной информационной системы, и эта компания — ее основной исполнитель.

— Какое самое большое достижение проведенной реформы?

— В конце 2003 года у нас было создано ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго». Эффективная работа этой компании — наша особая гордость. Этот шаг изменил подход к реформированию сетевых предприятий, и после него город поверил в ОАО «Новосибирскэнерго».

ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» было создано на паритетных началах вместе с мэрией Новосибирска в целях улучшения качества и повышения надежности транспортировки тепловой энергии. В него вошли как наши, так и муниципальные тепловые сети. Объединение усилий дало ощутимые результаты: объем инвестиций в ремонт и обновление теплосетей за год возросли в 1,5 раза, изменилась организация ремонтных работ. Летний ремонт начал производиться в сжатые сроки, по возможности, без отключения потребителей от горячего водоснабжения. Если в прошлом году во время плановых ремонтов без горячей воды ежесуточно находилось не менее 700 домов горожан, то этим летом в день отключали уже не более 150 домов.

За счет новой технологии работ «Новосибирскгортеплоэнерго» удалось увеличить пропуск горячей воды в летний период на 247 тыс. гигакалорий против плана. Средства от реализации направлены в обновление теплосетей, в частности, на строительство «нитки» от ТЭЦ-5 в Октябрьском районе.

Кроме того, с мэрией подписано соглашение о переключении малоэффективных локальных котельных на централизованное теплоснабжение. Такие котельные имеют тариф, значительно превышающий тариф «Новосибирскэнерго». Они очень старые, давно выработали ресурс, но у города нет инвестиций, чтобы их ремонтировать или перевести на централизованное снабжение. Также запланировано строительство силами ОАО «Новосибирскэнерго» двух блочно-модульных котельных, работающих по современным технологиям. Первый этап программы по переключению локальных котельных планируется выполнить до начала отопительного сезона 2005-2006 гг.

В планах «Новосибирскгортеплоэнерго» также приступить к внедрению программы автоматизации управления технологическими процессами на предприятии и в сетевом хозяйстве, что позволит повысить качество и надежность теплоснабжения всех наших потребителей.

— Какие компании были созданы в холдинге последними?

— 1 октября было создано ЗАО «Региональные электрические сети», 1 декабря оно было запущено в работу. До этого времени происходили корпоративные процедуры и передача имущества в уставный капитал. ЗАО «Региональный диспетчерский центр» также создано 1 октября, но оно начнет работу по оперативно-технологическому управлению энергетической системой Новосибирской области с 1 января 2005 года.

— Каковы особенности выбранной «Новосибирскэнерго» модели реформирования?

— Компания пошла по своему пути, отличному от предложенного РАО ЕЭС. Модель последней подразумевает физическое выделение бизнесов и отделение их от предприятия. При этом контроль и внешнее управление остаются далеко не во всех видах деятельности. Например, ремонтные предприятия отделяются полностью с выделением состава имущества, им передаются акции, а в нашем понимании это означает потерю контроля за их работой.

Был проведен сравнительный анализ модели, предлагаемой РАО ЕЭС, и западных систем построения энергокомпаний. Была выработана оптимальная модель реформирования. Дело в том, что наша холдинговая система позволяет контролировать действия по производству энергии и ее транспортировке до конечного потребителя. Мы отслеживаем весь путь от начала производства энергии, когда топливо загружено в котел, и заканчивая тем, сколько отпущено энергии конкретному потребителю. Проводим единую политику по ремонтам, снабжению, автотранспортному обслуживанию, информационному обеспечению и так далее. Наша модель позволяет оптимизировать все внутренние процессы. Реальные инвестиции вообще возможны только в крупном холдинге. То, что не может позволить себе маленькое предприятие, холдинг в состоянии решать.

Мы пошли по уникальной для России схеме. Реализована схема финансовой заинтересованности сетевых предприятий в снижении потерь электрической и тепловой энергии во время транспортировки в связи с плохим состоянием теплотрасс и линий электропередачи. Наш опыт показал, что это правильно, потери за год существенно снизились. Если в летние месяцы содержание тепловых сетей всегда было затратной статьей, деньги тратились на ремонт, а потребители были отключены, то ни один месяц этого сезона ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» не было в убытке, а напротив, показывало прибыль.

— Реформа обошлась без привлечения сторонних консультантов?

— Мы много консультировались, изучали опыт других энергетических систем, подбирали необходимую информацию. Сейчас уже к нам регулярно приезжают, чтобы познакомиться с нашим опытом. Представители энергокомпаний, которые находятся за Уралом, побывали у нас уже практически все. Из европейской части также регулярно приезжают. Полный комплект документов — это наше ноу-хау, просто так мы его не передаем, но принципы нашей деятельности не секретны.

— Что было самым трудным в проведении реформы?

— Изменить сознание и привычки людей. Даже некоторые руководители сначала сопротивлялись. Например, считая, что при новой системе возникнут сложности с координацией ремонтных работ. Сегодня директор ТЭЦ не может напрямую командовать ремонтниками, все решается на договорной основе. Но, по их собственным отзывам, стало легче, чем было до реформы. Стабильно выделяются средства, перестали проводить неуправляемые ремонты. Это не касается аварийных ситуаций, когда, несмотря ни на какие договоры, людей перебрасывают на нужный объект, это регулирует только главный инженер холдинга.

Наши ремонтные предприятия получили возможность выполнять работы для сторонних организаций. К ним обращаются из энергопредприятий Омска, Кузбасса, Алтая. Наши предприятия выполняют работы с высоким качеством, что вызывает интерес таких крупных энергосистем.

Если говорить о производстве энергии, то и здесь внедряются научные разработки, информационные технологии, АСУТП — чтобы с компьютера можно было управлять технологическими процессами. Повысилась общая заинтересованность. Если раньше персонал отвечал за все, и не было четкого разделения деятельности, то сейчас люди, занимающиеся обслуживанием станции, не выполняют сами ремонты, а приглашают специалистов, имеющих необходимые сертификаты и лицензии. А это уже совершенно другой уровень.

— Что изменилось в управлении компанией?

— Управленческие процессы стали более налажены. Были проанализированы бизнес-процессы, проведена их оптимизация, что обычно приводит к улучшению показателей работы каждого предприятия. Мы провели перераспределение функциональных обязанностей и оптимизировали численность персонала. В результате люди стали больше получать, у них появились стимулы хорошо работать. Раньше было сложно выделить результат работы отдельного предприятия, сейчас это можно сделать. В холдинге сократились управленческие расходы, в том числе за счет уменьшения численности, была структурирована деятельность управляющей организации. Управленцев стало меньше, но работать они стали лучше.

— Готова ли компания к работе в условиях рынка?

— Мы делаем для этого все необходимое. Сегодня можем гарантировать снабжение всем нашим потребителям. Структура ОАО «Новосибирскэнерго» построена таким образом, чтобы потребители не испытывали неудобств, связанных с качеством и стабильностью электро- или теплоснабжения. До конца года подготовим к работе предприятие «Региональный диспетчерский центр». Кроме этого, продолжится запуск в работу «Региональных электрических сетей», будут сформированы производственные и ремонтные программы, бизнес-планы. На первом этапе «Региональные электрические сети» будут заниматься транспортом электрической энергии от производителя до потребителя в рамках Новосибирской области. С 1 декабря им передано в собственность электросетевое имущество ОАО «Новосибирскэнерго», а также переданы в аренду электрические муниципальные сети.

Если такие задачи будут перед нами поставлены, мы готовы конкурировать и на других энергетических рынках, структура общества в настоящее время это позволяет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ