Шанс на $1 000 000 000

Рекордную сумму — порядка $ 1 млрд — в 2005 году готовятся вложить в развитие бизнеса девять крупнейших угольных компаний Кузбасса. Основная часть этих денег пойдет на заказ оборудования. Однако предприятия Сибири смогут побороться за 6-7 млрд от этой суммы.

Если в 2001 году вложения в развитие угольной отрасли в целом по Кузбассу составили 8,7 млрд руб., в 2002 году — 8,8 млрд руб., а в 2003-м — 9,6 млрд руб., то в 2004 году, по предварительной информации, они составят около 16 млрд руб.

Владимир Иорих, генеральный директор ОАО «Стальная группа «Мечел» (в состав которого входит угольная компания «Южный Кузбасс») обещает в 2005 году инвестиции в предприятия «Южного Кузбасса» в объеме 3,7 млрд руб.

Ряд угольных компаний еще решает, сколько денег следует потратить на развитие производства, поэтому итоговые суммы вложений пока не известны. Впечатляющие инвестиции запланировали крупнейшие игроки: Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), «Кузбассразрезуголь», «Южкузбассуголь», «Южный Кузбасс» и «Кузбассуголь». В частности, СУЭК готовится инвестировать в Кузбасс 3,7 млрд руб. (без инфраструктурных инвестиций). Компания «Кузбассразрезуголь» предполагает вложить в развитие угледобычи 3,2 млрд, однако руководство компании подумывает о том, чтобы довести сумму инвестиций до 4 млрд руб. Руководство «Южкузбассугля» говорит о 6,5 млрд руб. Инвестиции в предприятия «Южного Кузбасса» запланированы в объеме 3,7 млрд руб. А «Кузбассуголь» уже утвердил план инвестиций на 2005 год — он составит 3,9 млрд руб.

Примерно одинаковы вложения в отрасль у ООО «РОСА» КУЗБАСС» (правопреемница «Ерунаковской угольной компании») и группы компаний «Белон» — 2 и 1,9 млрд руб. соответственно.

Как заявили «КС» в компании «Русский уголь», на развитие бизнеса будет потрачено не менее 1 млрд руб. Холдинг «Сибирский деловой союз» в развитие своих производств вложит не менее 590 млн руб.

«Сегодня основные инвестиции направляются на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, — полагает гендиректор ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» Владимир Лаврик. — В 2002-2003 годах мы обрели финансовую устойчивость и в прошлом году смогли всю инвестиционную программу обеспечить своей прибылью. В компании идет масштабное переоснащение производства, развитие инфраструктуры шахт. Нынешний год мы намерены посвятить техническому перевооружению участков по проведению горных выработок и технике безопасности».

«Компания намерена способствовать и преодолению дефицита вагонного парка, задействованного на перевозке угля, — говорит первый заместитель генерального директора ОАО «СУЭК» Петр Хаспеков. — Дополнительно значительные средства будут выделяться на закупку полувагонов».

«В 2004 году вложения «Кузбассразрезугля» в социальную сферу составляли 600 млн руб., в производственную сферу — порядка 3 млрд руб. И в нынешнем году вложения не уменьшатся, но пока основные параметры согласовываются, — заявил руководитель пресс-службы компании Степан Дубков. — В этом году мы планируем развивать существующие предприятия. Намечено и строительство новых предприятий, однако это в дальнейшей перспективе».

Одним из наиболее крупных проектов «Южного Кузбасса» в этом году станет строительство углеобогатительной фабрики на разрезе «Красногорский» (Междуреченск) мощностью 1,5 млн тонн в год. Кроме того, по словам гендиректора ОАО «Стальная группа «Мечел» Владимира Иориха, «сейчас заказан еще один проект на 3-4 млн тонн — эта фабрика будет обогащать остатки «Красногорского» разреза и добычу «Сибиргинского» разреза. Это просто вопрос времени — начать воплощение данного проекта в текущем году или в следующем. В нынешнем году также возможны изменения по структуре собственности «Южного Кузбасса», потому что сейчас мы присоединяем к нему фабрики и разрезы — на балансе «Южного Кузбасса» будут активы обогатительных фабрик «Кузбасская», «Томусинская» и «Сибирь», а фабрика «Красногорская» войдет в состав разреза «Красногорский».

Большинство опрошенных угольных компаний отмечает, что основная часть средств (50-70%) предназначена на покупку новой техники, комплектующих и спецодежды. Ни у кого не вызывает сомнений, что значительное количество заказов уйдет за рубеж. «В России просто не производятся некоторые виды оборудования, — отмечают в пресс-службе СУЭК. — Например, нет тяжелых проходческих комбайнов, а также серийных очистных комбайнов, способных работать на пятиметровых пластах. А сопоставимая по применимости отечественная техника уступает зарубежной продукции в производительности и качестве». Например, Юргинский машиностроительный завод (Кузбасс) разочаровал СУЭК: «В марте мы получили новый комбайн К500-Ю и только к сентябрю с помощью поставщиков мы довели его до ума — до этого он часто простаивал из-за выхода из строя его основных элементов», — сообщили в пресс-службе компании.

Аналогично высказываются и в компании «Кузбассразрезуголь»: «Нет импортозамещения по основным наименованиям оборудования, поэтому российские производители не могут рассчитывать на серьезные заказы от угольных компаний», — говорит руководитель пресс-службы компании «Кузбассразрезуголь» Степан Дубков.

В то же время губернатор Кузбасса Аман Тулеев не упускает случая напомнить топ-менеджерам угольных компаний, что значительную часть заказов надо размещать в регионе, поддерживая местных производителей. Однако, как отмечают сами угольщики, рынок есть рынок: «По ряду видов продукции нас палкой не загонишь к региональным производителям — настолько их продукция проигрывает западной», — отметил в беседе с корреспондентом «КС» представитель одной из компаний.

В Кузбассе уже подсчитали, сколько могут получить местные предприятия. «Если в прошлом году заказы для угольщиков на предприятиях Кузбасса составили порядка 4 млрд рублей, то в текущем году мы ожидаем заказы в объеме 4,5-5 млрд рублей», — говорит начальник отдела машиностроения администрации Кемеровской области Владимир Агафонов.

Помимо предприятий Кемеровской области, заказы угольщиков исполняет и ряд других производств Сибири. Впрочем, опрошенные «КС» эксперты затруднились назвать суммы, которые угольщики тратят на заказы в других регионах Сибири, предположив, что они составляют не менее 1 млрд руб.

Опрошенные угольные компании называют основной круг подрядчиков, имеющих твердые шансы на получение заказов. В их число входят «Анжеромаш», «Юргинский машиностроительный завод», «Иркутсккабель», новосибирский «Сибсельмаш», томский Электромеханический завод им. Вахрушева, «Томский кабель». Как правило, угольные компании заказывают у сибиряков такие виды продукции, как горно-шахтное оборудование, ленточные конвейеры, вентиляторы, спецодежду.

В заказе спецодежды угольщики отдают предпочтение местным фабрикам: по данным специалистов управления легкой промышленности кемеровской обладминистрации, в прошлом году предприятия области получили около 55% всех заказов (при общей ежегодной потребности отрасли на сумму 106,4 млн руб.), а в 2005 году швейники могут обеспечить примерно на 4% больше, то есть на сумму около 63 млн руб.

Промпредприятия строго охраняют информацию по объемам заказов: например, в руководстве предприятий «Томский кабель», «Анжеромаш» и на Томском заводе им. Вахрушева отказались комментировать вопрос, сославшись на коммерческую тайну. В ОАО «Сибсельмаш» (производитель горно-шахтного оборудования) отметили, что объемы заказов исчисляются сотнями миллионов рублей. «На текущий год мы планируем увеличить сумму заказов от угольщиков минимум на 30% благодаря совершенствованию технического процесса», — заявил «КС» начальник управления продаж ОАО «Сибсельмаш» Олег Гуков. Томский электромеханический завод (выпускает вентиляторы для шахт) тоже рассчитывает увеличить угольные заказы — как за счет выпуска новых видов продукции, так и с помощью участия в федеральной программе безопасности угольной отрасли.

Как заказчики, так и подрядчики полагают, что, несмотря на приверженность западной технике, заказы угольщиков российским предприятиям будут расти. «Есть множество примеров того, что производители постепенно повышают планку — например, заметно улучшил качество своей продукции чебоксарский завод «Промтрактор», из сибирских производителей — «Анжеромаш», — отмечают в пресс-службе СУЭК. В компании подчеркивают, что собираются заключать с последним предприятием долгосрочное соглашение. «Доля сибирских предприятий в выполнении заказов «Русского угля» составляет примерно 40% и может быть увеличена в случае улучшения качества выпускаемой продукции (особенно автошин) до 50%», — сообщили «КС» в компании «Русский уголь».

Точка зрения
Каковы ваши планы по развитию бизнеса на 2005 год?

Александр Бобовников, президент ООО «РОСА» ХОЛДИНГ»:

— На развитие производства в 2005 году мы планируем потратить около 2 млрд руб. Из них 215 млн — на развитие шахты «Кыргайская», 1,7 млрд — на строительство шахты «Талдинская — Южная». 100 млн будет потрачено на приобретение горно-транспортной техники для разреза «Таежный», а также 150-180 млн — на ведение горных работ и рекультивацию.

В настоящее время компания рассматривает проект строительства новой обогатительной фабрики. Предполагается, что на этом предприятии будет создано порядка 350 рабочих мест. «РОСА» ХОЛДИНГ» планирует продолжать инвестиции в развитие железной дороги. В 2004 году в расширение станции Маганак было вложено 95 млн руб. Следующий объект — станция Маганак-2, на строительство которой будет потрачено 220 млн руб.

Ирина Николаева, руководитель пресс-службы ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз»:

— В состав холдинга входит шесть угольных предприятий. В их числе три разреза ЗАО «Черниговец», ОАО «Разрез Киселевский», ООО «Итатуголь», две шахты (ООО «Шахта Киселевская», ЗАО «Салек» и ООО «Черниговский КНС». В их развитие будет инвестировано не менее 590 млн руб. Из них 281 млн руб. планируется направить на покупку импортного оборудования. Менять круг поставщиков в настоящее время не собираемся, исключение составляют несколько компаний. Например, «Сумитек», реализующая технику компании-производителя «Комацу». В конце 2004 года у них было приобретено два бульдозера.

Олег Борец, заместитель генерального директора Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК):

— СУЭК, помимо развития собственного бизнеса, намерен в 2005 году принять активное участие в развитии железнодорожного транспорта в главном угольном регионе страны, где состояние транспортной инфраструктуры не соответствует растущим возможностям угольной промышленности. В 2005 году компания готова выделить на эти цели до 300-450 млн рублей. К настоящему моменту по согласованию с ОАО «РЖД» уже определен ряд объектов для инвестирования, среди которых станции Терентьевская, Байкаим, железнодорожная инфраструктура в Ленинск-Кузнецком. Заказ на проектирование объектов для ЗСЖД должен быть размещен на базе отраслевого проектного института — новосибирского «Сибгипротранса».

Любовь Попова, руководитель отдела по связям с общественностью компании «Русский уголь»:

— На 2005 год компанией запланировано инвестировать в развитие своих предприятий более 1 млрд руб. Почти половина (480 млн руб.) будет потрачена на развитие предприятий Восточного Донбасса, в предприятия Кузбасса будет вложено 350 млн руб., а в Хакасию и Дальний Восток будет направлено 230 млн руб.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ