«Сроки окупаемости наших проектов оказались больше, чем мы предполагали вначале», — делится своим опытом инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство генеральный директор ООО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» Дмитрий Волков. Реконструкция самой ветхой сферы народного хозяйства остается для каждого региона «домашней работой», предполагающей творческий подход. Методы решения этой задачи в сибирских регионах остаются по большому счету прежними: стараясь привлечь инвестиции частного бизнеса, власти пытаются сохранить максимальный контроль над финансовыми потоками в реформируемой отрасли. Инвесторы же по-прежнему ожидают внятных правил игры, продолжая вкладывать деньги «под честное слово». Их энтузиазм убывает по мере приобретения опыта работы на рынке ЖКХ.
![]() |
Наибольшая активность местной власти в привлечении частного бизнеса в коммунальный комплекс по-прежнему наблюдается в Кемеровской области. Причем если полтора-два года назад частные компании обслуживали в основном жилищный фонд, то теперь появился ряд сетевых компаний, снабжающих предприятия и жителей области электроэнергией и водой. По данным обладминистрации, сейчас более 85% жилищного фонда Кузбасса обслуживается на договорной основе. Около 45% жилфонда обслуживается частными компаниями, хотя ситуация неравномерна. В Березовском и Киселевске ЖКХ на 100% отдано частному бизнесу (ООО «Северо-Кузбасская энергетическая компания»), в Новокузнецке — на 80%, в Ленинске-Кузнецком — на 75%. А в Прокопьевске и Тайге частных компаний нет вообще.
В 2003 году управляющие сетевые компании, которые взяли на себя обеспечение городов области теплом, водой и электричеством, инвестировали в ЖКХ Кузбасса около 150 млн руб., а в 2004 году — более 350 млн руб. В частности, ООО «Металлэнергофинанс» — более 90 млн руб., ООО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» — около 90 млн руб., Кузбасская электросетевая компания — более 60 млн руб., а предприятия группы «Каскад» — около 200 млн руб.
Представители кузбасских властей не упускают случая напомнить о том, что реформа ЖКХ в Кемеровской области началась более 10 лет назад, еще до официального ее провозглашения на федеральном уровне. Об этом, в частности, упомянул в интервью «КС» председатель комитета по вопросам промышленной политики, строительства и коммунального хозяйства областного Совета народных депутатов Владимир Клековкин. «Частный капитал продвигается в ЖКХ области медленно, но верно, — подчеркнул он. — Бизнесмены оценивают сферу ЖКХ как прибыльную, но, к сожалению, не везде. В Прокопьевске, в частности, большая часть муниципального жилого фонда находится в таком плачевном состоянии, что ни о какой прибыльности его обслуживания говорить не приходится».
«Конечно, сроки окупаемости наших проектов оказались больше, чем мы предполагали вначале, — сказал «КС» генеральный директор ООО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» Дмитрий Волков. — Но этот бизнес может быть очень выгодным, если привести систему в порядок. И наша практика показывает, что можно находить разумные компромиссы и в таких условиях, когда областная власть очень сильно социально ориентирована. И в таких условиях предприятия ЖКХ могут работать рентабельно и быть прибыльными». В частности, созданное полтора года назад ООО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» за счет централизации средств в полтора раза увеличило объем работ по капремонту в электросетевом и водном хозяйстве (по сравнению с суммарным объемом капремонта на этих предприятиях до их объединения), но при этом израсходовало на него такую же сумму, как до организации «СКЭК», — 60 млн руб. Несколько подразделений компании «КемВод», входящей в состав «СКЭК», весной перешли на хозрасчет и уже стали самоокупаемыми. Сейчас «СКЭК» хотела бы выкупить 25-процентный пакет акций «КемВода», находящийся в муниципальной собственности Кемерова, однако городские депутаты уже дважды откладывали вынесение решения по данному вопросу.
Пытаясь сохранить полный контроль над коммунальным комплексом региона и, соответственно, финансовыми потоками в нем, в некоторых случаях местные администрации предпочитают иметь дело с одним партнером, но проверенным, как это происходит в Новосибирске, где на паритетных началах мэрия Новосибирска и ОАО «Новосибирскэнерго» создали единую теплотранспортную компанию.
Подобная новосибирской теплотранспортная компания в декабре 2003 года зарегистрирована в Красноярске. Учредителями ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ООО «КрасКом») выступили администрации Красноярска и Красноярского края и ООО «Красжилкоминвест» (подробности в статье «Челендж» красноярского ЖКХ» в «КС» N 7). Она арендует или берет в доверительное управление инфраструктуру уже существующих предприятий ЖКХ, весь имущественный комплекс которых остается в собственности муниципалитетов. Сейчас в Красноярске работают восемь «дочек» «КрасКома». Как сообщил председатель совета директоров компании Анатолий Матюшенко, в феврале 2005 года принято решение привлечь на капитальный ремонт и реконструкцию частные инвестиции от учредителей — ООО «Красжилкоминвест» — в сумме не менее $10 млн. С октября 2004 года по февраль 2005 года ООО «КрасКом» в качестве управляющей компании уже привлекло в ЖКХ края 150 млн руб. прямых инвестиций, но оценивать их эффективность, по мнению руководства компании, рано.
Однако уже имеющие небольшой опыт работы в ЖКХ бизнесмены Алтайского края в своих оценках эффективности инвестиций все менее оптимистичны. «Конечно, один-два года — это не показатель, тем более в условиях реформирования. Но наша оценка инвестиционной привлекательности отрасли за эти годы изменилась», — признался в интервью «КС» гендиректор ООО «Барнаулэнерго» (один из крупнейших игроков на местном рынке коммунальных услуг) Олег Баварин. — Эйфория прошла, но мы не отчаиваемся. Надеемся, что органы власти повернутся наконец лицом к частному инвестору в ЖКХ и смогут реально оценить объем вложений, которые необходимо осуществить в ближайшие сроки. Может быть, после этого инвестору предоставят приемлемые сроки и методы возврата вложенных средств. Ведь бизнес должен приносить прибыль, и желательно, еще при жизни инвестора».
Другие представители «коммунального бизнеса» Алтайского края тоже не в восторге. Сегодня в Барнауле муниципальные тепловые сети переданы в аренду ОАО «Алтайские коммунальные системы» (АКС — дочерняя компания ОАО «Российские коммунальные системы»), все муниципальные котельные города — ООО «Барнаулэнерго», водопроводные сети — ООО «Барнаульский водоканал», бесхозные водопроводные сети — ООО «Коммунальщик», в Бийске начинает работать по аналогичной с АКС схеме ОАО «Бийская коммунальная компания». «Рациональное разделение функций и формирование новой системы договорных отношений между собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и подрядными организациями предполагает активное развитие рынка предприятий малого бизнеса уже в текущем году», — заявил зампредседателя комитета по ЖКХ краевой администрации Геннадий Сессоров.
Однако первоначальные планы «Алтайских коммунальных систем», например, реализованы пока лишь частично. В прошлом году на базе АКС была создана единая теплотранспортная компания, объединившая магистральные и внутриквартальные тепловые сети. Однако в итоге мэрия Барнаула расторгла с АКС договор по аренде внутриквартальных тепловых сетей и передала их в аренду ОАО «Алтайэнерго», которое в свою очередь вновь передало их АКС для технического обслуживания (эксплуатации). Как сообщил заместитель гендиректора АКС Максим Лунин, компании не удалось сразу заключить долгосрочный договор аренды, поскольку имущество тепловых сетей на тот момент не было зарегистрировано должным образом. Однако за время краткосрочного договора аренды, который действовал всего 11 месяцев, АКС сумели зарегистрировать 80% объектов городского теплового хозяйства. И теперь, по словам Лунина, руководство компании вновь вышло с инициативой в администрацию Барнаула с предложением заключить договор аренды тепловых сетей сроком на 15 лет. «Наша оценка инвестиционной привлекательности ЖКХ за эти годы не изменилась главным образом потому, что в этом бизнесе есть гарантированный потребитель, — говорит Лунин. — Однако для того, чтобы обеспечить приток средств в ЖКХ, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат и гарантировать возврат вложенных денег».
По мнению Лунина, дальнейший ход коммунальной реформы во многом определил бы находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект о концессиях: «Вариант, когда инженерная инфраструктура, сети, водоснабжение остаются в собственности государства либо муниципалитета, но могут передаваться в долгосрочную аренду частным компаниям с правом улучшения, представляется наиболее оптимальным».
Бизнес ожидает внедрения в жизнь этого закона не первый год. Как уже писал «КС», концессионный принцип весьма популярен в жилищно-коммунальном секторе других стран. По мнению многих экспертов и предпринимателей, законодательно оформленный механизм — главный стимул инвестиционной активности частных компаний.
Основным недостатком прежних моделей реформирования ЖКХ было стремление государства решить проблемы отрасли с минимальными изменениями существующей системы. Но, как отмечают эксперты, в ЖКХ форма собственности определяет очень многое. «Реформа ЖКХ необходима, иначе мы столкнемся с коммунальной катастрофой, — заключает Олег Баварин. — Сегодня уже всем ясно, что собственники ЖКХ, муниципалитеты, не имеют средств, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. Но в сегодняшних условиях эта реформа может продлиться 10-20 лет».