Норильский призыв

«Психология чиновника — это прежде всего осторожность. В бизнесмене больше риска, доходящего иногда до цинизма. Именно этим и отличаются классические чиновники от классических бизнесменов», — считает депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Николай Ашлапов, который в разные годы был мэром Ачинска, представителем компании «Русал» в крае, а также первым вице-губернатором и и. о. губернатора. Красноярский край имеет в этом плане одну важную особенность: ключевые посты в исполнительной власти региона занимают выходцы из крупного бизнеса. В последствиях этого явления разбирался корреспондент «КС» АЛЕКСЕЙ БОНДАРЕВ.

Прошлое бизнесмена помогает заместителю губернатора Сергею Соколу сейчас, когда он занимает государственную должность. Фото Александра ПАНИОТОВА

Из 15 заместителей губернатора Александра Хлопонина шестеро являются теми, кого в Красноярском крае сейчас принято называть «северяне». Первый заместитель губернатора Лев Кузнецов является «правой рукой» Александра Хлопонина уже почти 10 лет. Кузнецов работал с ним в РАО «Норильский никель» с 1996 по 2001 год. Сначала начальником контрольно-ревизионного департамента, а затем и первым заместителем Хлопонина, который тогда был генеральным директором комбината. После избрания последнего губернатором Таймыра в 2001 году Кузнецов перешел на государственную должность в чине первого заместителя. А в 2002 году, после победы Хлопонина на выборах главы Красноярского края, Кузнецов стал первым вице-губернатором и на этот раз. Из администрации ТАО в 2001 году в Красноярск переехал еще один заместитель губернатора — Юрий Олейников, который ранее курировал сферу общественных связей в «Норникеле».

Начальник Главного финансового управления администрации края Александр Новак успел поработать начальником управления налогового планирования АО «Норильский комбинат», заместителем директора по экономике — начальником управления организации труда и заработной платы Заполярного филиала ОАО «Норильская горная компания», а затем — первым замом мэра Норильска. Заместитель губернатора Сергей Сокол до перехода в чиновники занимал пост генерального директора «Норильскгазпром» (крупный пакет акций предприятия принадлежит «Норникелю»). Там же в должности директора по экономике и финансам трудился Андрей Гнездилов, который сейчас курирует в Красноярском крае лесные ресурсы. И, наконец, непосредственное отношению к цветной металлургии до того, как сесть в кресло заместителя губернатора, имел Виталий Бобров, в 2002-2004 годах — директор Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель». В ведении Боброва находится самый широкий круг вопросов, начиная от ТЭК и заканчивая алкогольными акцизами.

Побывавший в Красноярске 10 февраля депутат Госдумы Владимир Рыжков признал, что в числе прочих факторов наличие в крае крупных бизнес-структур «со своими интересами» влияет и на особенности управления. В частности, в крае более «квалифицированный», чем в некоторых соседних регионах, губернатор. «Я с Алтая, я знаю, о чем говорю», — сказал депутат. Сам Хлопонин заявлял ранее «КС», что, по его ощущениям, «управлять Красноярским краем не сложнее, чем любым другим регионом. Однако у нас интереснее — по разнообразию своих потенциальных возможностей Красноярский край уникален. Такого нет нигде в России, да и в мире тоже».

«Многие российские губернаторы так или иначе связаны с бизнесом. Может быть, Хлопонин отличается тем, что он был руководителем одной из крупнейших российских компаний, — считает исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Михаил Васильев (в 2002 году — заместитель губернатора края). — Имея опыт работы в бизнесе и придя потом в органы госуправления, ты понимаешь, как функционирует бизнес, чем он руководствуется при принятии решений, какие законы там работают, и тогда у тебя меньше шансов совершить те или иные ошибки. Поэтому, на мой взгляд, такой опыт полезен для руководителей, особенно при принятии ответственных решений на уровне края или города. Разделять психологию чиновника и психологию бизнесмена, конечно, можно. Ведь если взять тип чиновника, который ни в бизнесе, ни на производстве не работал, то у него неизбежно формируется достаточно узкий кругозор. Он может хорошо ориентироваться в сфере аппаратной работы, но он не будет понимать практических законов, по которым работает бизнес. С другой стороны, для представителей бизнеса тоже очень важно знать, как работает государственный механизм, чтобы учитывать это, лоббируя свои интересы. В противном случае они будут иметь дополнительные издержки и потерянное время при решении тех или иных вопросов».

Председатель СППКК, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Николай Ашлапов, который в разные годы был мэром Ачинска, представителем компании «Русал» в крае, а также первым вице-губернатором и и. о. губернатора, считает, что «сфера бизнеса накладывает свой отпечаток: к работе подходишь более творчески и практически, работая на результат. В то же время система госуправления также имеет свои плюсы. Для успешной и эффективной работы, на мой взгляд, полезно иметь и тот, и другой опыт. Психология чиновника — это прежде всего осторожность, стремление уберечься от опасности, остаться на своем месте, сделав как можно меньше усилий для решения того или иного вопроса. В бизнесмене больше творческого начала, больше риска, доходящего иногда до цинизма. Именно этим и отличаются классические чиновники от классических бизнесменов. Что касается общих признаков, я думаю, прежде всего это амбициозность, профессионализм и компетентность каждого в своей сфере».

«Не психология [чиновника и бизнесмена] различается, а пространство и законодательство, в котором работают люди. Чиновнику можно делать только то, что разрешено, а коммерсант может делать все, что не запрещено. Вот это и есть самое большое различие, — уверен первый заместитель губернатора Лев Кузнецов. — Принцип «можно только это» сдерживает инициативу. Но, с другой стороны, это и позитив, поскольку, государственность — это более стабильная машина, она менее оперативно может изменить свое движение. Это гарантирует, что из-за спонтанного решения не произойдет трагедии». Заместитель губернатора Сергей Сокол считает, что прошлое бизнесмена помогает ему сейчас, когда он занимает государственную должность. Как заявил «КС» Сокол, «мне очень помогает этот опыт. Теперь мне проще работать с бизнесом, потому что я знаю, как он устроен изнутри, какая там психология у людей, ментальность, методы и формы взаимодействия. Считаю ли я, что психология чиновника и психология бизнесмена существуют «в чистом виде»? Конечно, да. Есть чиновники, которые никогда нигде не смогут работать, кроме как в бюрократической структуре. Каждый человек должен быть на своем месте и оптимально соответствовать задачам, которые перед ним стоят».

«Полагаю, что класс чиновничества в хорошем смысле этого слова у нас еще не сложился. Еще есть представители «старой» школы, но сегодня в эту сферу пришло много людей из бизнеса. Как-то все смешалось, поэтому такого «кодекса чести», сложившихся психологических стереотипов, характерных для этого слоя управленцев, пока не сформировалось», — заявил «КС» спикер Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ